Файл: Проектноисследовательская деятельность учащихся инновационный, эффективный метод повышения качества образования современной школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся – инновационный, эффективный метод повышения качества образования современной школы»
Проект – это черновик будущего.
Жюль Ренар
Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации казахстанского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".
Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Современные требования ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное прочтение учениками художественного текста или знакомства с новой темой естественно-математического цикла, а формирование умения самостоятельно работать не только с текстом, но и с поиском информации в других источниках, развития творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность.
Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности.
Именно поэтому, наблюдая за тем, как мои ученики готовятся к урокам, применяя знания не только из учебника, но и самостоятельно работают с дополнительной литературой, пытаются узнать больше. Я пришла к выводу, что нужно их организовать в дополнительное образование, в частности, проектную деятельность.
В течение 12 лет я занимаюсь с детьми как индивидуально, так и в мини группах проектной деятельностью.
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время направлена на формирование у
школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.
Метод проектов (от греческого слова "путь исследования") ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.
Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).
Неоднократно мои ученики выступали со своими проектами не только в рамках школы, но и выходили со своей работой на городской, областной и международный уровень.
2019год- Югай Алина и Крестов Антон участвовали на город и в г.Саратове при муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Лицей гуманитарных наук», где проходил ХХV. Международный интеллект – фестиваль школьников «Политика вокруг нас».
Крестов Антон получил диплом 3 степени и Югай Алина.
2021 год Чистяков Артур и Щурихина Вероника получили диплом 3 степени Международном интеллект – фестиваль школьников «Политика вокруг нас». В г.Саратове. Научный руководители: Хусаинова М.Н. и Сафиева С.Ш.
На протяжении несколько лет учащиеся школы неоднократно выступали с проектами и занимали призовые места в городе Уральске, на область и на международном интеллект –фестивале в городе Саратове, демонстрируя высокий интеллектуальный уровень, широкую эрудицию, неподдельный интерес к проблемам мирового развития.
Вероникачто в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.
Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы:
1. Планирование работы -изучение текста научного реферата, художественного произведения, исторических документов и т д,;
-выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы в развитии проекта);
-обсуждение возникших идей;
-планирование объема работы.
Содержание проекта - это материал учебной темы, представленный в виде поисковой задачи, которая представляет интерес для школьников. Результат деятельности учащихся может быть спланирован в виде какого-либо конкретного представления.
2. Аналитический этап -формирование представления о результате проектной работы (презентация, буклет, сценарий, газета, эссе ,реклама или другой вид творческой деятельности);
-собирание информации, работа с различными источниками (словари, справочники, исторические документы, научная литература, критическая литература, Интернет-ресурсы);
-обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами, преподавателями ВУЗов, представителями общественности и др.).
3. Этап обобщения-аналитическая работа с полученными материалами (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор аргументов, формулирование выводов, доказательств);
- подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, фактические документы, статистические данные, яркие примеры для естественно-математического цикла , портреты героев, произведения живописи- для гуманитарного цикла,) к презентации или буклету;
-оформление полученного материала в определенном виде (буклет, презентация, газета, баннер ,макеты и другие виды творческих работ).
Для изучения учебного материала с использованием метода проектов учитель проводит большую предварительную работу. Проектная работа - это работа с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость анализировать собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме.
Результаты работы оформлены в виде презентации и буклета, которые представлены на заключительном этапе исследования.
4.Презентация полученных результатов-осмысление полученных данных и способов достижения результата;
-презентация проекта (представление итогов работы на заседании кружка, выступление в рамках внеклассных мероприятий, выступление на конференции).
Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
5.Рефлексия-подведение итогов, создание ситуации успеха.
Проектная деятельность является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования.
Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить".
Для эффективной организации проектной работы использую методические рекомендации по выполнению проекта. Это различные памятки, например, "Как работать в группе над проектом", "Как работать над проектом". Совместно с учащимися разрабатываем "Примерный план работы над проектом". После окончания работы подводим итоги с целью рефлексии (Памятка "Мы подводим итоги проектной деятельности")
Исследования, результаты которых представляют ученики г.Уральска, как правило, выполнены на стыке двух культур – казахстанской и российской, что говорит, прежде всего, о желании найти точки соприкосновения между двумя соседними государствами, ощутить себя в едином культурном и политическом пространстве.
В своей работе большое внимание уделяю проектам, имеющим конкретное общественно-полезное значение. Часто эти проекты являются долгосрочными, ориентированными на создание системы: урок - внеклассная деятельность.
Я считаю ,что проектная деятельность – это и есть результат творческого тандема учителя и ученика, работа над которой нужно работать, привлекая всех, кто желает заниматься.
Я довольна полученными результатами и не собираюсь останавливаться на достигнутом.
Так как обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников. Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения.
Вывод:
Опыт работы позволяет получить устойчивый положительный результат при наличии профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи, формировании мотивации на проектную исследовательскую деятельность учащихся и учителей. Грамотная организация проектно - исследовательской деятельности, системный подход, работа на уроках и во внеурочное время позволит сформировать у учащихся универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, которые помогут выпускникам успешно адаптироваться к требованиям современного общества.