Файл: Главной целью социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также социальное предпринимательство выражается в форме создания условий труда и обеспечения трудоустройства социально незащищенных слоев населения, к примеру лиц, с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров и лиц пред пенсионного возраста, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и тд.

Указанный вид социального предпринимательства направлен на социализацию граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в поддержке. Таким способом, данный вид предпринимательства направлен на улучшение условий жизни названных категорий населения.

Кроме того, распространенной формой осуществления предпринимательской деятельности социального характера является производство товаров, реализация работ, предоставление услуг, предназначенных для социально уязвимых граждан в целях обеспечения нормальных условий их жизнедеятельности, создания адекватных и равных возможностей для их социализации и нормализации их повседневной жизни.

К такой деятельности можно отнести различного рода производства, к примеру, многофункциональных протезов, страховые и правовые услуги, социальные медицинские, образовательный и иные организации.

За рубежом социальное предпринимательство является объектом государственной поддержки на протяжении многих десятилетий. В первую очередь, государство создает стандарты социальной предпринимательской деятельности, которые одновременно выступают способом оценки эффективности социальных предпринимательских инициатив, результаты которых становятся достоянием общественности.

В части финансирования поддержка социального предпринимательства за рубежом производится посредством создания специализированных финансовых посредников, сотрудничества государства с фондами и корпорациями, целью которых является поддержка инициатив в области социального предпринимательства, создания новых финансовых инструментов и структур финансовых сделок, предназначенных для различных бизнес-моделей и разных этапов развития предприятия [7].

Отдельно стоит обратить внимание, что государство также осуществляет роль посредника между предпринимателем и инвесторами, что существенно облегчает задачи первых и минимизирует для них риски.

Для инновационных проектов в сфере социального предпринимательства используется и бюджетное финансирование посредством целевого финансирования, для целей которого создаются специальные фонды на основе частно-государственного партнерства.


Кроме того, привлекаются представители научных кругов и технологические корпорация, тем самым создаются возможности внедрения лучших инновационных бизнес-практик в предпринимательскую деятельности в социальной сфере [8].

Не стоит забывать тот факт, что российские корпорации по-разному реагируют на экологические проблемы. Одни делают вид, что их не существует, а, стало быть, и не надо их решать. Другие начинают активно действовать лишь в критической ситуации.

И лишь некоторые корпорации ориентируются на создание и совершенствование комплексной системы по охране окружающей производственной среды. Определённые организационные меры, направленные на сохранение окружающей природной среды полезны для российских корпораций и в экономическом отношении, и в социальном плане. [1]

Но для этого необходимо, дать российскому бизнесу достаточно сильные побудительные мотивы активно заниматься природоохранной деятельностью. Ведь она имеет широкий диапазон возможностей и является социальной обязанностью каждой из корпораций.

Россия всё ещё богата самыми разнообразными природными ресурсами, но номенклатурно - олигархический российский бизнес придал ей одностороннюю сырьевую ориентацию и решительно противится ориентации на наукоёмкую продукцию. [1]

Российский бизнес иногда стимулирует развитие прикладных исследований, дающих непосредственную практическую отдачу, но только не развитие фундаментальных исследований в науке. Последние далеко не сразу дают ощутимый положительный экономический и социальный эффект.

Социальная политика, как российского государства, так и российского бизнеса должна быть соответствующим образом скорректирована.

Ведь и в России постоянно возрастает значение наукоёмкой технологии. Производство наукоёмкой продукции базируется на 50 макротехнологиях, 46 из которых обладают семь наиболее развитых стран, контролируя при этом 80% соответствующего рынка.

Россия способна достаточно успешно конкурировать приблизительно по 10-15 направлениям наукоёмких технологий. Конкуренция заставляет производителей оптимальным образом использовать имеющиеся ресурсы, устанавливать выгодные потребителям цены.

Отсутствие возможности волевым образом их завышать заставляет снижать издержки производства. Российское государство не только позволяет бизнесу безудержно повышать цены на всё и вся, но само занимается тем же самым, например, постоянно повышает цены на ЖКХ и транспорт. Социальные последствия всего этого сугубо отрицательные. [1]


Проблемы предпринимательства в XXI веке


В настоящее время рынок труда стабилизировался, уровень безработицы относительно пика 2020 года снизился до 4,7%. Данные МВД свидетельствуют и об улучшении оперативной обстановки в стране [9]. В период кризиса и посткризисного восстановления роль предпринимательской активности и социальных инноваций приобретает особую актуальность [10, 11].

Актуальные исследования подтверждают наличие положительного влияния предпринимательской активности на экономический рост.

Положительная связь обусловлена главным образом тем, что деятельность предпринимателей, связанная, к примеру, с развитием новых продуктов, поиском новых рынков сбыта, а также внедрением инноваций, оказывает положительное влияние на создание рабочих мест и социальное благополучие. [12]

Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект.

Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна.

Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

1) отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

2) пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

3) нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

4) сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

5) неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

6) отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;

7) нестабильность экономической ситуации в стране;

8) недобросовестность крупного бизнеса;

9) доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);

10) правовая неграмотность самих предпринимателей;

11) отсутствие явного развития производства;

12) высокая планка единого социального налога (26%);

13) недостаточность кадрового потенциала;

14) длительное оформление документации, особенно на землю.


Кроме вышеперечисленного, стоит выделить одну немаловажную проблему, на мой взгляд, и очень распространённую.

Одной из таких проблем в России явля­ется кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить ма­лые предприятия.

Союзы малых предприятий, как и специаль­ные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют спе­циальные банки по обслуживанию малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями. [12]

Общественные ожидания


Многочисленные социологические опросы показывают, что в настоящее время россияне склонны оценивать деятельность компаний прежде всего по качеству производимой ими продукции или оказываемых услуг, а также по отношению к своим сотрудникам и поставщикам. [13]

Честность ведения дел или добросовестная деловая практика по отношению к государству и обществу, выражающаяся в соблюдении налоговой дисциплины, законодательных норм, в социально ориентированных тратах, предназначенных для поддержания окружающего сообщества, не так важны для современного российского общества. Еще менее интересуют общественность вопросы соблюдения компаниями экологических требований, отношения компаний с деловыми партнерами, реакция на сторонний интерес к их деятельности, поведение компаний и их представителей в обществе.

В условиях, когда во многих случаях нелегитимным итогам приватизации так и не дана соответствующая оценка, когда одной из самых ярких характеристик современной российской действительности стал массовый обман потребителей, которым под видом настоящей продукции сбывают суррогат или подделки, когда в отношениях между работодателем и работником часто нет и намека на партнерство, а работодатель в любой момент может уволить неугодного сотрудника, другие ответы были бы вряд ли возможны. [13]

Неэффективность системы защиты прав потребителей, несовершенство действующего законодательства во многих сферах общественной жизни заставляют респондентов говорить в первую очередь о качестве обслуживания клиентов и только потом – о соблюдении налогового и другого законодательства.

В этой связи представляет интерес опрос, проведенный ВЦИОМ в феврале 2004 г., целью которого было выяснение существующих приоритетов местного сообщества при рассмотрении точек приложения ресурсов социально ответственных компаний (диаграмма 1.1).


Диаграмма 1.1. В решении каких социальных проблем должны принимать участие или принимают участие представители крупного бизнеса Вашего региона?

Результаты опроса свидетельствуют, что, несмотря на победные реляции органов государственной власти, проблема безработицы и повышения доходов населения остается одной из самых острых в стране. [13]

Так, по данным диаграммы только 24% опрошенных заявили, что представители крупного бизнеса их региона принимают участие в создании новых рабочих мест и 65% признали, что почти две трети крупных региональных компаний над этой проблемой не задумываются.

Поразительно, но в результатах опроса третье место после ответов «создание новых рабочих мест» и «проведение культурных, спортивных мероприятий» занял ответ, что крупные компании региона, в котором проводился опрос, не принимают участия ни в каких социальных программах.

Это свидетельствует о наличии существующих противоречий между бизнесом и обществом, и, что самое главное, об отсутствии сколько-нибудь внятной государственной стратегии в области внедрения КСО в хозяйственную практику страны. Эпоха централизованного распределения ресурсов закончилась, и страна столкнулась с неспособностью органов власти осуществлять социальный диалог с бизнесом как на федеральном, так и на региональных и местных уровнях. [13]

Решение проблем в России, связанные с предпринимательством


Бизнес развивается только в том случае, если доходы самого предпринимателя и его наёмных работников дают достаточно средств и дают им моральную удовлетворённость. Здесь многое зависит от того, насколько предприниматель заинтересован в успешном продолжении своего дела. От этого зависит уровень оплаты труда, социально-бытовые условия наёмных работников, т.е. его социальная составляющая.

Благоприятные социальные нормы, связи, деловые партнёры, а также репутация и доверие могут рассматриваться как особый вид капитала, имеющий самое прямое отношение к социальным ресурсам, социальной составляющей бизнеса, его социальной политике.

Современные эффективно функционирующие и успешно развивающиеся российские корпорации, реализуя правильную социальную политику, предоставляют своим сотрудникам не только возможность хорошо заработать, чувствовать удовлетворение от своего труда, но и участвовать в их управлении.