Файл: Тема 1 правоохранительная деятельность правоохранительные органы понятие, признаки Правоохранительные органы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 1: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Правоохранительные органы – понятие, признаки

Правоохранительные органы – это специально уполномоченные государством органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

Признаки правоохранительных органов:

1. Они уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним (законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции» и др.)

2. Их деятельность процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и др.)

3. Лица, состоящие на службе в этих органах должны иметь специальную подготовку (физическую, стрелковую и др.) и в процессе своей деятельности имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение.

4. Решения этих органов обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.

Исходя из раскрытия понятия правоохранительные органы можно условно разделить правоохранительные органы на государственные и негосударственные.

Государственные правоохранительные органы:

- прокуратура;

- органы внутренних дел;

- органы юстиции;

- органы обеспечения безопасности;

- таможенные органы;

- налоговые органы и др.

Негосударственные правоохранительные органы:

- адвокатура;

- третейские суды;

- частные детективные и охранные предприятия и др.

2. Сущность правоохранительной деятельности: понятие, признаки

Правоохранительная деятельность – это деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Основные признаки правоохранительной деятельности:

1. Осуществление правоохранительной деятельности

только с помощью юридических мер воздействия (меры принуждения, пресечения, наказания);

2. Строгое соответствие юридических мер воздействия


предписаниям закона или иного правового акта (КоАП РФ, УПК РФ, УК РФ, ТК РФ.);

3. Осуществление правоохранительной деятельности только в установленном законом порядке (с соблюдением определенных процедур);

4. Реализация правоохранительной деятельности специально уполномоченными органами (органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел и др.)

5. Раскрытие содержания правоохранительной деятельности позволяет сформулировать понятие правоохранительных органов.

3. Основные функции правоохранительных органов

Основные функции правоохранительных органов:

- конституционный контроль (Конституционный Суд РФ);

- осуществление правосудия (суды);

- прокурорский надзор (прокуратура);

- расследование преступлений (органы предварительного расследования);

- обеспечение безопасности (ФСБ, Совет Безопасности РФ);

- исполнение судебных решений (судебные приставы);

- оперативно-розыскная деятельность (МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН

и др.);

- охрана общественного порядка (МВД, ФСВНГ);

- оказание юридической помощи (адвокатура, нотариат и др.);

- профилактическая деятельность (практически все вышеперечисленные органы).

4. Основные вопросы правоохранительной деятельности в Конституции РФ

Универсальным правовым актом является Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой. Все другие законы РФ не могут вступать в противоречие с ней. В Конституции РФ изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам (являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов), определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, указаны основы организации и деятельности прокуратуры РФ.

В Конституции РФ содержаться положения, имеющие принципиальное значение для всей правоохранительной системы, а также нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Однако Конституция РФ закрепляет только наиболее важные положения, которые в дальнейшем конкретизируются в иных законах.

ТЕМА 2: Судебная власть

5. Понятие судебной власти и ее основные признаки

Понятие: Судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти.

Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».



Таким образом, Конституцией определено, что судебная власть является одним из основных самостоятельных видов государственной власти.

Согласно статьи 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 30.10.2018г.) судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть выступает как:

а) Совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел (споров) в порядке, установленном соответствующим процессуальным законом.

К ним относятся также и иные полномочия: по обязательному толкованию норм права (Конституционный Суд РФ), контрольные полномочия (например, проверка законности ареста или задержания), некоторые другие полномочия.

б) Система государственных органов, осуществляющих вышеупомянутые полномочия.

Признаки судебной власти:

1. Исключительность судебной власти.

Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами

– судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Суды учреждаются только в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

2. Независимость, самостоятельность, обособленность судебной власти.

Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другую государственную структуру. Взаимоотношения судов с органами законодательной и исполнительной власти осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинение их только закону.

3. Судебная власть осуществляет полномочия только посредством судопроизводства в строгом соответствии с процессуальным законом.

Судопроизводство есть форма реализации судебной власти, определенный порядок рассмотрения дел судами. Закон регламентирует всю деятельность судов, а также устанавливает правила принятия судами решений при рассмотрении конкретных дел. Подобная детальная регламентация деятельности судов и точное исполнение судами всех процессуальных требований предусмотрены в интересах установления всех фактических обстоятельств дела и вынесения обоснованного и законного решения. Конституционный Суд РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Уголовное, гражданское и арбитражное судопроизводство регулируется правилами, установленными соответственно уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом административного судопроизводства РФ.


4. Обязательность исполнения решений судебной власти (властный характер полномочий суда).

Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственныхорганов, организаций, должностных лиц и граждан. Решение суданосит характер закона и подлежит обязательному исполнению навсей территории государства. В случае невыполнения вынесенногосудом решения, органы, исполняющие судебные решения, могутприменить принудительные меры для их реализации.

5. Подзаконность судебной власти означает, что компетентность судов определяется действующим законодательством и, прежде всего, Конституцией РФ. Законодательная власть не вмешивается в деятельность судов. При этом реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Так, Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ право давать разъяснения по вопросам судебной практики.

6. Правосудие: сущность и основные конституционные принципы его осуществления

Понятие: Правосудие – форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел – об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и т. д.

Правосудие осуществляется судом в установленном законом процессуальном порядке, который регламентирован процессуальным законодательством (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и др.)

Принципы правосудия – это закрепленные в Конституции РФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые положения, определяющие организацию и деятельность судебных органов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 118, часть 2) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства на основе общих для всех видов судопроизводства принципов, включая независимость судей, их подчинение только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, несменяемость судей, их неприкосновенность, состязательность и равноправие сторон.

7. Признаки принципов правосудия

- Носят объективный характер, т.е. они отражают исторически сложившиеся закономерности построения и функционирования судебных органов. В принципах воплощаются правовые и этические идеи, господствующие в данном обществе. Так, Конституция РФ закрепила принцип состязательности сторон, который ранее в советское время в законодательстве не содержался. Принципы правосудия связаны с общеправовыми принципами, такими как, например, верховенство закона, охрана прав и свобод личности.


- Носят общий характер. В них закрепляются наиболее общие подходы в организации и деятельности судов.

- Являются руководящими положениями. Они обязательны для соблюдения всеми судами, а также лицами, участвующими в судебном разбирательстве. Кроме того, принципы правосудия являются руководством и для законодателей, которые должны при принятии новых законов учитывать их приоритетность.

- Закреплены в законе. Нарушение указанных принципов является правонарушением, которое влечет за собой ответственность.

Система принципов правосудия:

- законность;

- осуществление правосудия только судом;

- независимость судей;

- осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

- обеспечение каждому права на судебную защиту;

- презумпция невиновности;

- обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

- состязательность и равноправие сторон;

- гласность судопроизводства;

- национальный язык судопроизводства;

- участие граждан в осуществлении правосудия;

- охрана чести и достоинства личности;

- непосредственность и устность судебного разбирательства.

8. Принцип законности

1. Все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Суды обязаны соблюдать не только законы вообще, но и иерархию законов.

3. Суд должен не только сам правильно применять действующее законодательство, но и предупреждать любые нарушения закона со стороны участников судопроизводства.

4. В качестве гарантий соблюдения законности выступают и другие принципы правосудия.

9. Принцип осуществления правосудия только судом

1. Функция осуществления правосудия предоставлена только суду.

2. Лицо может быть признано виновным только по приговору суда.

3. Приговор и решение суда может изменить или отменить только вышестоящий суд.

4. Реализация данного принципа обеспечивается нормами процессуального права и характером судопроизводства в целом.

5. Закон запрещает создавать какие-либо чрезвычайные суды.

10. Принцип независимости судей

1. Судьи в своей деятельности никому не подотчетны.

2. Только независимый и беспристрастный суд может объективно рассмотреть дело и вынести по нему законное, обоснованное

решение, приговор.

3. Независимость судей обеспечивается:

- процедурой осуществления правосудия;

- запретом на вмешательство в осуществление правосудия;

- правом судьи на отставку;