Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 12.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

имени В.П.Чкалова

Щёлковского муниципального района

Московской области


Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка.


Составитель: Седенкова Лариса Евгеньевна,

учитель английского языка.
2020 г.

Мир развивается, следовательно, требования к знаниям растут, формируются новые качественные показатели. Функциональная грамотность выступает показателем способности человека адаптироваться к изменениям социума. Для ее формирования необходимо создавать на уроке особую образовательную среду. Ведь мы, педагоги, обязаны развивать ее в любом ученике, способном и не очень. Должны суметь найти подходы и методы, что бы развивать человека, который сможет ориентироваться в современном мире, способного найти пути решения своих проблем.

Термин «Функциональная грамотность» был введён ещё в 1957 году

ЮНЕСКО и толковался как «совокупность умений читать и писать для

использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». В

1999 году в своей статье «Педагогика здравого смысла» доктор

психологических и педагогических наук академик Алексей Алексеевич

Леонтьев дал уже более широкое определение функциональной грамотности

как способности человека использовать приобретаемые в течение жизни

знания для решения широкого диапазона задач в различных сферах

человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Социологический же словарь в свою очередь определяет функциональную

грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой

и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотная личность – это человек способный

эффективно функционировать в обществе, способный к самоопределению
,

самосовершенствованию, и умеющий работать на результат.

Наиболее известными международными исследованиями, направленными

на изучение и оценку уровня сформированности ключевых компетенций и

готовности учащихся к использованию полученных в школе знаний и умений в

реальной жизненной практике являются PIRLS (Progress in International Reading

Literacy Study) «Изучение качества чтения и понимание текста» и PISA

(Programme of International Student Assessment) «Международная программа по

оценке образовательных достижений учащихся».

Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA. На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.

Разберем подробнее причины для необходимых изменений.

Меняющийся мир VUCA (это аббревиатура, впервые использованная в 1987 году, для описания или отражения нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности общих условий и ситуаций Volatility, uncertainty, complexity and ambiguity): нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.

Экологические изменения. Изменение климата и истощение природных ресурсов требуют срочных действий.

Экономические изменения. Научные знания создают новые возможности и решения проблем. Но они же создают разрушительные волны перемен во всех сферах.

Инновации в науке и технике. Например, создание искусственного интеллекта, поднимают фундаментальные вопросы метафизики и морали: «что значит быть человеком?», «что есть человеческое?».

Финансовые изменения. Взаимозависимость на местном, национальном и региональном уровнях создала глобальную экономику. Данные создаются, используются и распространяются в широких масштабах. Возникают новые вопросы о защите конфиденциальности и кибербезопасности.

Социальные изменения. По мере того, как населения планеты продолжает расти, миграция, урбанизация и растущее культурное, социальное, национальное многообразие меняет сообщества, связи в них, сами страны и их культурный код. В мире увеличивается неравенство. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.



Индикаторы функциональной грамотности: (слайд 2)

- коммуникативная грамотность;

это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку в письменной и устной форме правильно общаться, независимо от обстоятельств

- информационная грамотность;

это способность к поиску, агрегации, проверке достоверности и анализу информации

- общественно-политическая грамотность;

это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности, нравственных и гражданских качеств личности, позволяющий ей сознательно участвовать в политической жизни общества

- компьютерная грамотность;

это владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества

- общая грамотность;

это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке

- бытовая грамотность;

это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике

- грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности

- грамотность при овладении иностранными языками.

владение иностранным языком на достаточном уровне и быть знакомым с культурой его носителя

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему. Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.


Формирование функциональной грамотности школьников на уроках английского языка осуществляется через использование интерактивных методов обучения.

Интерактивные методы обучения (от англ. «interactive» - взаимодействие) - это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; это образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.

Интерактивные методы позволяют:

моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;

способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей;

создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия;

осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.

Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют:

- диалогическое взаимодействие;

- работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевую (игровую) организацию обучения;

- тренинговую организацию учебного процесса.

В условиях современности перед учителем поставлена задача – научить основам иноязычного общения и обеспечить такой уровень владения разговорными нормами изучаемого языка, который позволит использовать его как средство коммуникации. Умение непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях – один из важнейших показателей качества владения языком.

К основным факторам направления деятельности учителей иностранного языка по формированию функциональной грамотности учащихся следует относить:

* внедрение инновационных технологий по формированию функциональной грамотности;

* интеграцию воспитательного компонента в содержание предмета;

* развитие креативной компетентности учителей и учащихся в условиях информационно - образовательной среды;

* применение технологий системно-деятельностного, компетентностного и коммуникативно - когнитивного подходов в образовании;

* подготовка школьников к выполнению международных тестов по определению уровня владения иностранным языком.

Для формирования и совершенствования всех компетенций в рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приемы:


 - работа в малых группах, в парах;

 - метод карусели / «идейная» карусель;

 - аквариум; - мозговой штурм /мозговая атака / «брейн-ринг»;

- «ажурная пила»;

- Броуновское движение;

- кластеры;

- квесты;

- прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;

 - конференции / дискуссии;

 - ролевые / деловые /лексические/грамматические игры;

 - дебаты;

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.

На уроках можно применить некоторые методы и приёмы интерактивного обучения.

В начале урока для создания благоприятной атмосферы и положительного настроя можно использовать прием «Комплимент». Один из участников говорит комплемент кому-то из одноклассников (You have a nice smile. / You are a good friend. /You are a good dancer, etc.)

Для активизации лексики учащиеся начальной школы с удовольствием играют в «Чейнворд» устно или письменно для проверки правильного написания слов.Я называю слово, учащиеся называют следующие слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова.

Приём «Карусель»  применяется в начальных классах для отработки грамматических структур (Have you got…?/ Do you like…?/ etc.) Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу. Прекрасно отрабатываются диалоги, тема знакомство, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Метод«Да-нет» формирует следующие универсальные учебные действия:

§ умение связывать разрозненные факты в единую картину;

§ умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

§ умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Метод «Социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.