Файл: Аддиктивное поведение в художественной литературе по произведениям М. Булгакова Морфий иФ. Достоевского Игрок.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе на тему «Аддиктивное поведение в художественной литературе» по произведениям М. Булгакова «Морфий» и Ф. Достоевского «Игрок».
Аддиктивное поведение (от англ. addiction – пагубная, порочная склонность) – одна из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать индифидуальные (личностные), психологические и социальные влияния. К личностным факторам относятся особенности, отражение в психике психологических травм в различных периодах жизни человека. Провоцирующими факторами отклоняющегося, аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста. К этим факторам необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби), и формирующимися сексуальным влечениям
Под биологическими фаторами подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Замечено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции.
Под социальными факторами, влияющими на развитие аддиктивного поведения, понимаются дезинтеграция общества и нарастание изменений с невозможностью к ним своевременно адаптироваться. Большое значение в возникновении аддикций имеет такой фактор, как психологические травмы детского возраста и насилие над детьми, отсутствие заботы с предоставлением детей самих себе. Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье.
Развитие аддиктивного поведения происходит незаметно. Сперва, это совсем безобидное начало, сопровождающееся обычным удовлетворением потребностей. Затем это постепенно перетекает в нарастающее поведение, которое личность не в силах контролировать, после чего наступает уже устоявшиеся аддиктивное поведение.
Продолжительность развития аддиктивного поведения может зависеть от принимаемого вещества, а так же от возраста, пола, личностных характеристик индивида. Вместо того чтобы найти какой-то оптимальный выход из сложной ситуации аддиктивная личность просто избегает проблем.
Деструктивные действия аддикта вредят не только окружающим, но и самому разрушителю.
К «одной из форм аддиктивного поведения относят игровые формы зависимости. Обратимся к классической художественной литературе.
Русские классики тоже люди, и ничто человеческое им не было чуждо. Многие из знаменитых русских писателей имели вредные, а подчас даже губительные привычки. Азартные игры Федор Михайлович Достоевский был азартным игроком: он страстно любил играть в рулетку. Азартные игры довели его до крайней нужды. Писатель не мог побороть свою разорительную страсть больше десяти лет, но однажды, проигравшись, он раз и навсегда отказался от игры. Впечатления Ф.М. Достоевского о том периоде жизни отразились в романе «Игрок». Писатель подробно, последовательно описал становление, динамику и прогрессирование зависимости от игры в рулетку. Игровая зависимость у главного героя романе «Игрок» формируется и разворачивается на фоне глубокой сексуальной фрустрации, неудовлетворенности, соперничества, отвержения, «любовного треугольника» – неразделенной любви и страсти. Будучи гениальным писателем Ф.М. Достоевский глубинно исследовал и описал субъективный внутренний мир, страсти и желания бурлящие в душе и теле азартного игрока. Он показал, какие иллюзии игрок питает, как глупо и расточительно обращается с долгожданным огромным выигрышем, который к немалому удивлению не делает его богатым, счастливым и любимым. В финале романа «Игрок» Ф.М. Достоевский показывает, что главный герой оставляет объект (объекты) своей любви и вытесняет свой эротический интерес, замещая его страстью к игре.
Современные исследователи игровой зависимости делают акцент на диагностике у игроков различные нарушения личности.
Еще один пример из классической литратуры. Михаил Афанасьевич Булгаков был заядлым морфинистом. Сначала писатель начал употреблять морфий, чтобы облегчить аллергию, которая преследовала его всю жизнь, но вскоре прием морфия стал постоянным. Эту пагубную зависимость М.А. Булгаков описывает на страницах рассказа «Морфий». Она с поразительной точность и психологическими деталями М. Булгаков описывает заболевание, передает страдания наркомана, приводящие к его гибели.
Итак, жестокая человеческая драма открывается перед нами. Своим рассказом писатель хочет предостеречь сотни и тысячи тех, кто еще не стал наркоманом, показывает всю глубину этой пропасти, куда нетрудно попасть, но откуда уже практически нельзя выбраться. Прочитав рассказ М. Булгакова, вверишь сразу и безоговорочно, ведь он врач, прекрасно понимающий то, о чем пишет, сам прошедший через это тяжелое испытание. Я думаю, что этот рассказ, должно быть включено в обязательную школьную программу по литературе, чтобы остановить юные души, предостеречь их от роковой ошибки, за которую расплата — смерть. Что ждет наркомана — кошмар бытия в поисках дозы, слезы близких и ранняя смерть. Обо всем этом талантливо и убедительно предупреждает Михаил Афанасьевич Булгаков в «Морфии».