Файл: Церазов, А. Л. Электрическая часть тепловых электростанций учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
В процентах номинального напряжения |
|
||||
U |
100 |
\и |
а*йв~}~ойс\- |
( 1- 20) |
|
3 t/я |
|||||
|
|
|
|
Допускается до 2% для любого приемника электри ческой энергии. На зажимах асинхронных двигателей допускаемое значение напряжения обратной последова тельности (больше 2%) определяется влиянием откло нения напряжения прямой последовательности основной частоты, составом высших гармоник в несинусоидаль ном напряжении и величиной нагрузки на валу (п. 17 приложения к ГОСТ 13109-67).
Н е с и н у с о и д а л ь н о с т ь ф о р м ы к р и в о й н а п р я ж е н и я характеризуется:
а) составом высших гармоник, каждая из которых определяется действующим значением
б) действующим значением всех высших гармоник,
равным I / U2^ , где предполагается отсутствие чет-
7=3
ных гармоник.
Допускается 5% действующего значения напряжения на зажимах любого приемника электрической энергии.
Здесь следует заметить, что если для приемника элек трической энергии высшие гармоники напряжения -сами по себе не оказывают отрицательного влияния, их нали чие дает неправильное представление о напряжении пер вой гармоники при контроле уровня напряжения по вольтметрам (без приборов гармонического анализа),
потому что U+1
Снижение напряжения прямой последовательности основной частоты может быть весьма опасным, напри мер, для работы асинхронных двигателей.
1-4. ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЪЕДИНЕНИЯ СТАНЦИИ В СИСТЕМУ
Объединение всех потребителей электроэнергии в еди ную электрическую систему приводит к выравниванию графика нагрузки, что дает возможность более полно использовать оборудование электрической системы, уста новленную мощность электростанций, которая должна
15
быть рассчитана на максимальную мощность нагрузки. Объединение всех электростанций в систему позволя ет обеспечить быструю, маневренную взаимопомощь меж ду разными станциями при изменении нагрузки систе мы, аварийных повреждениях ее эледтентов. Работа элек трических станций на общую сеть, а не на отдельных потребителей электроэнергии дает возможность концен трировать производство электроэнергии, внедрять мощ ные наиболее экономичные энергетические агрегаты, об легчает управление работой системы, ее автоматизацию и кибернетизацию.
Централизованное распределение электроэнергии и концентрированное ее производство снижают капиталь ные затраты на единицу установленной мощности, экс плуатационные расходы и себестоимость электроэнер гии, позволяют форсировать развитие электроэнергетики.
Решение энергетических задач в рамках развития энергосистем позволяет комплексно подходить к исполь зованию топливных, водноэнергетических и иных ресур сов с учетом влияния производства электроэнергии на окружающую биосферу. Поэтому электрическая станция при проектировании, сооружении и эксплуатации долж на всегда рассматриваться как элемент большой элек трической системы и все решения по ее структуре, начиная с мощности агрегатов и, кончая устройствами регу лирования, схемой электрических соединений ее отдель ных элементов, должны приниматься с учетом общеси стемного подхода к этой станции как элементу большой и сложной системы. Это важнейшее обстоятельство чи татель должен иметь в виду постоянно при изучении всех разделов данного учебника.
Гла в а в т о ра я
СИНХРОННЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ
2-1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В наиболее распространенных конструкциях мощных синхронных электрических машин на неподвижной части машины (статоре) располагается трехфазная обмотка переменного тока. Обмотка статора закладывается в па зы активной стали статора, набранной из пластин элек тротехнической стали (рис. 2-1,а).
На вращающейся части синхронной машины (рото ре) располагается обмотка возбуждения, питаемая по-
16
Число пар полюсов связано с частотой переменного тока и частотой вращения ротора синхронной машины следующим образом:
|
pn = 60f, |
(2-1) |
где р — число пар полюсов; п — частота вращения |
рото |
|
ра, об/мин; |
/ — частота переменного тока, Гд. |
|
Ротор с |
неявновыраженными полюсами имеют тур |
богенераторы и синхронные двигатели, имеющие частоту
|
|
|
|
вращения |
3 000 |
об/мин. |
||||
|
|
|
|
Такой ротор представляет |
||||||
|
|
|
|
собой |
цилиндр |
из |
стали |
|||
|
|
|
|
высокой прочности. |
В боч |
|||||
|
|
|
|
ке ротора вдоль цилиндра |
||||||
|
|
|
|
профрезерованы |
пазы, в |
|||||
|
|
|
|
которые заложена обмот |
||||||
|
|
|
|
ка |
возбуждения |
(рис. |
||||
|
|
|
|
2-1,6), |
изготовленная |
из |
||||
|
|
|
|
полосовой |
меди |
3 |
(рис. |
|||
|
|
|
|
2-2). Полосы изолируются |
||||||
|
|
|
|
микалентой. От стали ро |
||||||
|
|
|
|
тора обмотка изолируется |
||||||
|
|
|
|
миканитовыми |
пластин |
|||||
|
|
|
|
ками 4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для удержания от цен |
|||||
|
|
|
|
тробежных сил |
обмотка |
|||||
|
|
|
|
ротора укрепляется в па |
||||||
|
|
|
|
зах |
|
металлическими |
||||
|
|
|
|
клиньями 5. Лобовые ча |
||||||
Рис. 2-2. Схематический разрез |
сти обмоток укрепляются |
|||||||||
пазов турбогенератора. |
с помощью стальных мас |
|||||||||
а — паз |
статора |
лри косвенном охлаж |
сивных |
бандажей |
|
или |
||||
дении; |
б — паз |
статора |
при непосред |
|
||||||
ственном охлаждении; |
в — паз ротора |
капп. |
|
|
|
|
|
|||
при косвенном охлаждении; г — паз ро |
|
|
|
|
|
|||||
тора |
при непосредственном охлаж |
не |
Диаметр бочки ротора |
|||||||
|
|
дении. |
|
превышает |
1 250 |
мм. |
Увеличение бочки ротора сопряжено с трудностями со здания больших поковок необходимой механической прочности.
Максимальная длина бочки ротора ограничивается величиной 6,5 м, общая длина ротора с валом между подшипниками 12 м. Последнее определяется необходи мостью уменьшения прогиба вала ротора и удаления критической частоты вращения ротора от номинальной частоты вращения (а также от его половинной частоты) во избежание совпадения частот колебаний несбаланси-
18
рованных механических сил с собственной частотой по перечных колебаний ротора.
Ротор с явновыраженными полюсами имеют гидроге нераторы, синхронные компенсаторы и синхронные дви гатели с частотой вращения до 1 500 об/мин. В этом слу чае обмотка возбуждения выполняется в виде катушек прямоугольного сечения, размещенных на сердечниках полюсов и удерживаемых от центробежных сил полюс ными наконечниками (рис. 2-1,б).
Параметры, характеризующие возможность длитель ной безаварийной работы турбогенератора при расчет ных условиях внешней среды, называют номинальными. На щитке генератора указаны: тип генератора, число фаз, частота тока, номинальная мощность в виде актив
ной мощности, кВт, Рпом— ~\fЗНномЛюм cos срном и в виде
полной (кажущейся) мощности, кВА, 5 НОм = V ЗНномАюм! линейное напряжение, В; схема соединения фаз статора (звезда или треугольник); ток статора, А; напряжение возбуждения, В; ток ротора, А; коэффициент мощности; частота вращения, об/мин; классы изоляции обмоток ста тора и ротора; к. п. д., %; давление охлаждающих ве ществ.
Номинальная мощность и частота вращения связаны с геометрическими размерами машины [Л. 2, 3]. Извест но, что электромагнитная мощность всякой электрической машины
Р*=Е1, |
(2-2) |
где Е — э. д. с. ее обмотки; |
/ — ток в обмотке. |
В свою очередь Е = шфп, где w — число витков в об |
мотке; Ф — магнитный поток, сцепленный с обмоткой. Приняв во внимание, что ф —ВЛф, I — JFW, где В —
среднее значение магнитной индукции в пределах площа
ди, охватываемой витками; |
/ — плотность тока; Fw— се |
|
чение витка, соотношение |
(2-2) можно |
записать в виде |
P ^ w B F ^ n J F w. |
(2-3) |
В выражении (2-3) произведение wFw = FM представ ляет собой общее сечение меди всех витков, произведе ние сечений Fu и Fф пропорционально четвертой степени линейных размеров машины I, т. е.
Pa=JBnfi. (2-4)
Рассмотрим ряд машин возрастающей мощности, по добных по своим геометрическим формам и имеющих
2* |
19 |
одинаковые плотности тока и магнитные индукции. Тогда из (2-4) следует, что линейные размеры машин пропор циональны корню четвертой степени из Р0/п:
< 2 ' 5 >
Так как момент вращения машины М Рэ/п, то (2-5) можно записать в виде 1==уМ.
Это означает, что в ряде машин возрастающей мощ ности, имеющих неизменные плотности тока и величины магнитных индукций, линейные размеры растут пропор ционально корню четвертой степени из их номинального момента вращения.
Для ряда электрических машин с одинаковой часто той вращения (а также для трансформаторов)
/ = |
(2-6) |
Эта закономерность дает возможность сделать ряд важных выводов. Поскольку масса активных материа лов (меди и стали) пропорциональна их объему (т. е. I3), значит для ряда подобных машин масса
G ^ P \ |
(2-7) |
Для такого же ряда машин можно считать стоимость активных материалов машины С и потери П в них про порциональными массе активных материалов, следова тельно,
C = |
(2-8) |
|
(2-9) |
Для сопоставления электрических машин введем ве личины массы, стоимости и потерь, приходящиеся на единицу мощности машины. Согласно (2-7) — (2-9)
G f P 3^ C l P 3 ^ n f P 3 ^ f F / P a= * l l f P ~ a, (2-Ю )
т. е. в ряде подобных машин масса,стоимость ипотери, приходящиеся на единицу мощности, обратно пропор циональны корню четвертой степени из мощности ма шины.
20
Таким же образом из (2-7) — (2-9) следует, что сум марные масса Gh, стоимость Ch и потери Пк для k оди наковых машин всегда больше массы, стоимости и по терь одной машины, изготовленной на суммарную мощ
ность:
Gft/G, ^ |
Cfc/Ci ^ |
Л */Л > |
p W s ) 3 = |
Поэтому |
одним |
из основных |
направлений развития |
в электрических системах является укрупнение мощно
стей единичных синхронных генераторов.
Теперь обратимся к величинам В и /, которые были приняты одинаковыми для подобного ряда машин. Из выражения (2-4) видно, что при фиксированных разме рах машины можно добиться увеличения ее мощности
увеличением В и /.
Увеличение магнитной индукции позволяет снизить количество используемой электротехнической стали, но влечет за собой увеличение потерь в стали на гистерезис
ивихревые токи. Эти потери пропорциональны квадрату индукции и частоте в степени около^ 1,3. Кроме того, увеличение индукции влечет за собой увеличение тока возбуждения и соответственно увеличение потерь в ро торе. Оптимальная величина магнитной индукции выби рается с учетом качества электротехнической стали, типа
имощности машины. Для генераторов средней и боль шой мощности она находится в пределах 0,5 1,1 Вб/м .
Допустимая величина плотности тока зависит от нагревостойкости применяемых изоляционных материалов
иусловий охлаждения электрических машин. С развити ем систем охлаждения у крупных машин используемая
плотность тока выросла от 2—3 А/мм2 до 7—12 А/мм2 в обмотках статора и до 15 А/мм2 в обмотках ротора. В настоящее время увеличение единичной мощности тур богенераторов с применением интенсивного охлаждения происходит при практически установившихся габаритах
машин.
2-2. СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ
Нагрев турбогенераторов определяется потерями мощ ности в обмотках статора и ротора, потерями в стали статора, потерями механическими (потери на трение и вентиляцию). Для отвода тепла от активных материалов
21