Файл: Церазов, А. Л. Электрическая часть тепловых электростанций учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
B(J)kB
+А Л
Н
4
На сигнал
<л* .
О)
A
Рис. 9-6. Принципиальная схема защиты асинхронных двигателей.
ю
со
плавкими предохранителями имеет тот недостаток, что при сгорании устаревшей плавкой вставки в одной фазе двигатель остается в работе на двух фазах. Замена пре дохранителей и магнитных пускателей на автоматы, имеющие встроенные реле максимального тока, практи чески исключает возможность двухфазного режима дви гателей.
На рис. 9-6,6 показана защита асинхронного двига теля напряжением выше 1000 В. Двигатели 3 кВ и 6 кВ коммутируются выключателями. Защита двигателя дей ствует либо на отключение выключателя, либо на сиг нал. Основными защитами двигателя в этих случаях являются: защита от междуфазиых к. з. в цепи статора; защита от перегрузки двигателя; защита от замыканий на землю. Кроме указанных защит на некоторых двига телях предусматривается общая для группы двигателей защита от понижения напряжения.
Защита электродвигателей от междуфазных к. з.
В схеме рис. 9-6,6 показана защита двигателя, выпол ненная по однорелейной схеме с включением реле на разность токов двух фаз. В качестве токового реле ис пользовано реле 1 индукционного типа с двумя парами контактов. Реле имеет два элемента: электромагнитный
и индукционный. Первый |
при срабатывании приводит |
в действие контакты без |
выдержки времени; второй — |
контакты с выдержкой времени. Для защиты от междуфузных к. з. используется электромагнитный элемент, контакты его действуют на отключение выключателя. Ток срабатывания электромагнитного элемента выбира ется больше пускового тока двигателя (защита «отстраи вается» от пускового тока двигателя)
/с.З= ^ДпуСК) |
(9‘3) |
где kH— коэффициент надежности |
(принимают равным |
1,4-1,5). |
|
Коэффициент чувствительности защиты должен быть не менее двух.
Защита двигателей от перегрузки. Перегрузка двига телей возможна при возникновении технологических перегрузок механизмов, а также в случаях, когда не обеспечивается их самозапуск. Выполнение защиты от перегрузки с помощью тепловых реле на двигателях напряжением выше 1 000 В затруднительно, поэтому применяют защиту с токовыми реле. В схеме на рис. 9-6,6
220
ё качестве защиты двигателя от перегрузки использует ся индукционный элемент индукционного реле тока 1, контакты которого замыкаются с выдержкой времени, зависящей от величины тока, проходящего в обмотке реле. Током возврата реле отстраивается от нормального режима
/; —^н^дв.номУ |
(9-4) |
||
Iс.з |
1/В.З _ |
k /ДВ.ИОМ |
(9-5) |
|
|
||
где &н= 1,2ч-1,5, а временной |
характеристикой |
tp= f(lp) |
реле отстраивается от пускового режима так, чтобы при пуске двигателя оно не успело замкнуть свои кон такты. Защита действует либо на сигнал, либо на раз грузку механизма, либо на отключение двигателя в за висимости от конкретных условий и ответственности ме ханизма в технологическом процессе.
Защита двигателей от замыканий на землю. В сетях
3—6 кВ, имеющих изолированную нейтраль или ней траль, заземленную через дугогасящую катушку, ток замыкания на землю зависит от емкости кабельной сети и параметров двигателей. Для двигателей при величине тока 5—10 А замыкание на землю становится опасным,, так как приводит к выгоранию железа. Поэтому при то ке более 5 А у двигателей мощностью более 2 МВт и при токе более 10 А у двигателей мощностью 2 МВт замыкание на землю обмотки статора должно вызывать действие защиты на отключение.
Защита выполняется с помощью токового реле 2, включенного на трансформатор тока нулевой последо вательности, который одевается на кабель (его магнит ный поток определяется величиной токов нулевой по следовательности). При внешних по отношению к цепи двигателя замыканиях на землю составляющая тока замыкания на землю в цепи двигателя будет опреде ляться' емкостью двигателя, при замыкании в самом двигателе — емкостью всей остальной сети (при наличии дугогасящей катушки с учетом компенсации). Ток сра батывания защиты определяется из условия, чтобы за щита не действовала при внешнем замыкании на землю
1с.з= knk§IСд, |
(9-6) |
где /сд — емкостный ток двигателя; kH— коэффициент надежности; &б — коэффициент, учитывающий начальный
221
бросок емкостного тока в переходном процессе, k§ —
= 4н-5.
Кроме защиты от замыканий на землю предусма тривается общая защита, действующая на сигнал. Она выполняется с помощью реле напряжения 4, подключен ного к обмотке разомкнутый треугольник (фильтр на пряжений нулевой последовательности) трансформатора напряжения 3, установленного на шинах секции с. и. За щита срабатывает при всех замыканиях на землю в дай ной сети и действует на сигнал.
Защита от понижения напряжения. Защита от пони жения напряжения устанавливается для отключения двигателей, не рассчитанных на самозапуск; для отклю чения группы неответственных двигателей в случаях, когда не обеспечивается самозапуск ответственных дви гателей; для обеспечения безопасности обслуживания — на всех двигателях без исключения. Названные группы двигателей отключаются с нарастающей выдержкой вре мени.
9-7. ЗАЩИТА ТРАНСФОРМАТОРОВ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ВТОРОЙ СТУПЕНИ ТРАНСФОРМАЦИИ
Трансформаторы собственных нужд-с вторичным напря жением 0,4/0,23 кВ (вторая ступень трансформации) выполняются обычно мощностью не более 1 000 кВ - А с воз душным охлаждением. На таких трансформаторах уста навливаются следующие защиты (рис. 9-7,а) : от междуфазных к. з. в трансформаторе и на его выводах — мак симальная токовая защита (реле 1, 2, 3); от междуфазных к. з. на выводах высшего напряжения и частич но в обмотках трансформатора — токовая отсечка (реле 4, 5); от однофазных к. з. на стороне низшего напряже ния— защита по току нулевой последовательности (ре ле 6, 7).
Максимальная токовая защита может быть включена по схеме «неполная звезда». Защита должна отключать трансформатор при к. з. в нем или на его выводах и резервировать защиты всех присоединений, питающихся от данного трансформатора, т. е. отключать трансформа тор, если к. з. в сети 0,4 кВ не отключилось соответст вующим автоматом или предохранителем. Током сраба тывания максимальная токовая защита (реле 1 и 2) должна быть отстроена от наиболее тяжелого рабочего
222
бкв (Зкв)
*)
Рис. 9-7. Защита трансформатора собственных нужд второй ступени трансформации.
ц — принципиальная схема |
защиты; |
б — определение тока срабатывания и |
Зоны |
действия |
токовой отсечки. |
223
режима. Таким режимом является самозапуск двигате лей 0,4 кВ после отключения к. з. в сети 0,4 кВ. При к. з. в сети 0,4 кВ, которое является внешним для защи ты трансформатора, через трансформатор проходит ток к. з. Токовые реле максимальной токовой защиты транс форматора (одно или оба) срабатывают и запускают реле времени. После отключения к. з. соответствующей защитой (предохранителем или автоматом) токовые ре ле и реле времени защиты трансформатора должны вернуться в исходное нормальное положение, чтобы трансформатор остался включенным. Для этого ток возврата защиты трансформатора должен быть больше тока в цепи трансформатора в режиме самозапуска
/в.з= &н/раб.макс, |
(9-7) |
где /раб.макс — максимальный рабочий |
ток трансформа |
тора, определяемый условием самозапуска двигателей при одновременном подхвате нагрузки аварийно вышед шего из работы трансформатора с. н., резервируемого
данным трансформатором; |
/гп=1,1 —1,5 в зависимости от |
||||
типа реле. |
|
|
|
|
|
Ток |
срабатывания |
защиты определяется как |
|
||
|
Г |
|
^ н /р а б . м а к е |
• |
/ П 0 \ |
|
'с .з-- |
т |
|
||
|
|
|
Л-в |
|
|
Так |
как защита |
резервирует |
предыдущие защиты, |
то ее чувствительность должна быть проверена по усло вию k4^ l , 3 при минимальном токе к. з. на предыдущих участках. Выдержка времени максимальной токовой за щиты трансформатора (реле 5) должна быть больше, чем у защит указанных присоединений на At:
/з= /пр.макс + At. |
(9"9) |
Обычно At принимается равной 0,4—0,7 с (склады вается из погрешностей реле времени и времени отклю чения предохранителя или выключателя).
Токовая отсечка. Поскольку максимальная токовая защита отключает к. з. в трансформаторе с выдержкой времени, устанавливается дополнительная токовая за щита без выдержки времени, именуемая токовой отсеч кой (реле 4 и 5). Для того чтобы такая защита была селективна (реагировала бы только на к. з. в трансфор маторе), ток ее срабатывания / с.0 выбирается большим,
224