Файл: Юношеский возраст Вопросы для самопроверки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


юношеский возраст
Вопросы для самопроверки

  1. В чем своеобразие социальной ситуации развития в юношеском воз­расте?

  2. Охарактеризуйте основные особенности физического развития в юности?

  3. В чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности?

  4. Сравните различающиеся точки зрения на проблему ведущей деятельности в юношеском возрасте. Подберите аргументы в пользу той и другой позиции.

  5. В чем разница понятий «самоопределение» и «готовность к самоопре­делению»?

  6. В чем сходство и разница общения со взрослыми и со сверстниками в
    юношеском возрасте?

  7. Дайте сравнительный анализ особенностей дружбы детей, подростков и юношей.

  8. Охарактеризуйте интеллектуальное развитие в юношеском возрасте.

  9. Назовите центральное новообразование в юношеском возрасте.

  10. Перечислите основные ориентиры в личностном развитии юношей.

  11. Закончи фразу:

а) Новообразованиями старшего школьного возраста являются _____________

б) Ведущим видом деятельности старшего школьника является _____________

12. Новая ступень в развитии самосознания старшеклассника связана с появлением:

13. Ранний юношеский возраст является сензитивным для:

а) физического и волевого самовоспитания

б) духовного и морального самовоспитания

в) формирования двигательных навыков

14. У старшеклассника мышление:

а) абстрактное

б) наглядно-образное

в) наглядно-действенное

15. У старшего школьника преобладает такое внимание как _____________
Практические задания

Задание 1. Охарактеризуйте развитие в юношеском возрасте по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования. Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития».

Таблица1.

Возрастной период

Хронологические рамки

Ведущая потребность



Социальная

ситуация

развития

Ведущий

вид

деятельности

Психологические

новообразования

Юношеский возраст


















Задание 2. Сравните особенности учебной деятельности в подростковый и юношеский период. Что нового появилось в период юношества? Ответ обоснуйте.
Задание 3. Докажите, что юность пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения.
Задание 4. Сравните особенности самооценки в в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы.
Таблица 2

Самооценка

Подростки

Юноши

Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива?




Противоречива. На основе суждений взрослых




На основе отдельных поступков




Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…)





Задание 5. Школьники увлекаются разными видами деятельности. Их увлечения реализуются в вышивке, столярных и слесарных изделиях, поделках, рисунках и т.д. Можно ли по продуктам детского творчества проводить профессиональную ориентацию, строить прогнозы будущей профессии ученика? Что при этом необходимо учитывать?
Задание 6. Заполните таблицу «Особенности развития самосознания на разных этапах онтогенеза».

Таблица 3

Возраст

Особенности

Раннее детство




Дошкольное детство




Младший школьный возраст




Подростковый возраст




Юность





Задание 7. Проверь свои знания по юношеской психологии при помощи следующего теста.

1)Если Вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером данного высказывания, ставьте «+», если нет – знак « - ».

    1. В российской психологии выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), т.е. старший школьный возраст, и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

    2. «Вхождение» подростка в период юности связано с возникновением новой потребности – потребности осознать себя в качестве члена общества, найти свое место и назначение в жизни.

    3. Юноши в большей степени думают о действительном (о том, что уже есть), чем о том, что ожидается в будущем.

    4. В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтье­ва ведущей деятельностью в юности признается учебная деятельность.

    5. Учебу старшеклассники начинают рассматривать как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности.

    6. Для юношей характерно «философствование», теоретизирование, стремление вести разговоры и споры на отвлеченные темы.

    7. Центральным новообразованием юношеского возраста является предварительное профессиональное и личностное самоопределение, связаное с выработкой жизненного плана, определения смысла жизни.

    8. Поверхность – характерная черта юношей.

    9. Подростковая дружба интимнее и стабиль­нее, чем юношеская.

    10. Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои возможности.

    11. Юноши склонны к критике других и самокритике.

    12. Если юноши видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то подростки наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

    13. В юношеском возрасте понижается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.


2) Установите соответствие между понятиями и их признаками.

  • Социальная ситуация развития. №……………….

  • Ведущая деятельность. №……………….

  • Психологические новообразования. №……………………




  1. Порог «самостоятельной жизни».

  2. Учебно-профессиональная деятельность.

  3. Готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

  4. Развитие самосознания

  5. Формирование мировоззрения.

  6. Формирования системы ценностных ориентаций.


Задачи

Задача 1. Проанализируйте данный отрывок с целью выделения особенностей и закономерностей развития в юношеском возрасте. О каком новообразовании юношеского возраста идет речь в данном примере?

А) «Несмотря на то, что наши рассуждения для постороннего слушателя могли показаться совершенной бессмыслицею — так они были неясны и односторонни,— для нас они имели высокое значение. Души наши так хорошо были настроены на один лад, что малейшее прикосновение к какой-нибудь струне одного находило от­голосок в другом. Мы находили удовольствие именно в этом соответственном зву­чании различных струн, которые мы затрагивали в разговоре. Нам казалось, что недостает слов и времени, чтобы выразить друг другу все те мысли, которые проси­лись наружу»

Б) «Я собрался зайти к старику Спенсеру, моему учителю истории, попрощаться перед отъездом...

-Значит, ты уходишь от нас?

-Да, сэр, похоже на то.

-Что же тебе сказал доктор Термер? ,

-Ну... всякое. Что жизнь — это честная игра. И что надо играть по правилам.
Он хорошо говорил. Все насчет того же...

-Как же твои родители отнесутся к этому?

-Как сказать... Рассердятся, наверно, — говорю. — Ведь я уже в четвертой
школе учусь.

-Эх! — говорю. Это у меня привычка говорить «Эх!», отчасти потому, что у
меня не хватает слов, а отчасти, что я иногда веду себя не по возрасту. Мне тогда
было шестнадцать, а теперь мне уже семнадцать, но иногда я держусь так, будто мне
лет тринадцать. Ужасно нелепо выходит. Так про меня все и говорят, особенно отец.
Люди всегда думают, что они тебя насквозь видят. Мне-то наплевать, хотя тоска бе­рет, когда тебя поучают — веди себя как взрослый. Иногда я себя веду так, будто я
куда старше своих лет, но этого-то люди не замечают. Вообще ни черта они не заме­чают»


В) «Надо воспитывать в себе Человека с большой буквы. Это трудно. Но это необходимо. Эти мысли терзают меня сейчас. Мне трудно все это изложить в письме, но со мной происходит какая-то катастрофа, в результате которой я становлюсь опытней и глубже всматриваюсь в жизнь, постигаю то, что раньше не знал. У меня сейчас много сомнений, неясностей, и все это требует ответа.»

Г) «По-моему, я мало чем отличаюсь от других. Учусь, хожу в школу. Люблю читать хорошие книги, смотреть телевизор, слушать музыку. Только на все это времени почти не остается: в школу, со школы, уроки, вечером занятия. Часто не хватает усидчивости, силы воли, терпения. На данный момент самое большое желание – сдать выпускные экзамены и поступить на архитектуру……. А вообще хочется идти вперед. Постоянно куда-то спешить и никогда не быть равнодушной. Спешить жить».

Задача 2. Если в младших классах перед учителем стояла задача «Учиться учиться», то как должна формулироваться задача в старших классах?

Задача 3. В эксперименте старшеклассникам было предложено прочитать текст с незнакомыми словами. Затем их спросили, все ли понятно. Почти никто не пытался прояснить не понятное.

Задача 4. Подростки в оценке учителя ставит на первое место его личностные качества (эмоциональный отклик, умение понять), на второе – профессиональную компетентность, уровень знаний и качество преподавания, а на третье – умение справедливо распоряжаться властью.

Задача 5. Родители часто наблюдают, что их пятнадцатилетние дети заняты нескончаемыми бесплодными разговорами, пытаются рассуждать о вещах, которые в их возрасте и с их знаниями понять трудно. Родителей это коробит, они считают, что лучше бы уделяли больше времени учебе. С чем связано такое поведение юношей? Как реагировать на философствование в юности?

- -