Файл: Контрольная работа Тема Образование и развитие Государства Русь (ix начало xii вв.) Студент группы 180к Гуреева Е. А. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян – Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.

3.Деятельность первых русских князей.

Первые русские князья – Рюрик, Князь Олег, Князь Игорь, Княгиня Ольга, Князь Святослав, Князь Ярополк, Князь Владимир.

Рюрик Единовластно княжил в Новгороде 15 лет. Он скончался в 879 г., вручив правление княжеством и малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу.

Память о Рюрике как о первом правителе Руси осталась бессмертной в нашей истории. Главным делом его княжения было объединение некоторых финских племен и славянского народа в единую державу. Таким образом, Рюрик считается родоначальником русских князей.

Правление родственника Рюрика князя Олега (879-912).

- Объединение Олегом Новгорода и Киева под своей властью (882) и образование Древнерусского государства Киевской Руси.

Согласно дореволюционной историографической традиции образование Древнерусского государства связывается с временем «призвания на Русь» Рюрика, то есть с 862 г. В советский период сложилась традиция связывать образование государства на Руси с объединением Новгорода и Киева под властью Олега (882).

Важнейшую роль в образовании и развитии Древнерусского государства в течение нескольких веков играл водный «путь из варяг в греки», который был не только основным связующим началом формирующейся территориально-этнической общности восточнославянских племён, но и условием и средством обеспечения её внешних и внутренних культурно-экономических и политические связей (коммуникаций).

- Покорение Олегом славянских племён, живших к северу от Киева (883-885). Введение полюдья.

Полюдьем в Киевской Руси назывался объезд князем с дружиной своих земель для сбора дани. Позже полюдьем стала называться сама дань, объём которой был неопределённой величины.

- Поход Олега на Византию (907). Подписание выгодных торговых договоров между Олегом и Византией (907,911).

По преданию смерть Олега наступила от укуса змеи. Место его гибели не известно. И в окрестностях Ладоги, и в окрестностях Киева до сих пор сохранились «могилы» Олега в виде курганов.


Правление князя Игоря Старого (912-945) и княгини Ольги (945-957).

- Укрепление власти Киева на территории подвластных племён.

- Войны Игоря с печенегами на южных рубежах Руси (915-920).

- Походы Игоря на Византию (941,944).

Нападение Игоря на Константинополь в 941 г. было неудачным, в результате чего русская флотилия была уничтожена «греческим огнём». Поход Игоря в 944 г., хотя и увенчался успехом, но подписанный договор был менее выгоден, чем договор, подписанный его предшественником Олегом.

- Поход Игоря в Прикаспийские области Закавказья (943).

- Восстание древлян (945) и смерть Игоря.

- Правление княгини Ольги (945-957). «Умиротворение» древлян и упорядочение полюдья.

Жестоко покарав древлян за смерть своего мужа, Ольга, тем не менее, осознавала, что одними репрессиями она не сможет добиться покорности подвластных племён и решила упорядочить сбор дани. Княгиня установила фиксированную дань – «урок» с определённой территории «погоста».

- Посольство княгини в Константинополь (957). Принятие княгиней Ольгой православия. Княгиня Ольга – первая православная правительница Руси.

Правление князя Святослава (957-972). Основные этапы его государственной деятельности.

Дата начала самостоятельного правления Святослава в отдельных изданиях отнесена к 962-964 гг.

- I этап (957-966) государственной деятельности Святослава. Укрепление великокняжеской власти на территории Руси и её расширение. Восточный поход Святослава (964-965) и его результаты. Ослабление Волжской Булгарии (Болгарии), разгром Хазарского каганата, прорыв на Северный Кавказ и в Приазовье. Попытка закрепиться в междуречье Волги и Дона. Покорение Святославом земель вятичей (966).

К 967 г. Русь осуществляла контроль над водным путём Волга-Каспийское море.

- II этап (967-969). Перенесение военных ударов с восточного и юго-восточного направлений на юго-западное. Поход в Подунавье (967-968). Война Святослава с дунайскими болгарами и захват крепости Переяславец. Амбициозные планы князя по перенесению столицы Руси из Киева в Переяславец. Осложнение отношений Руси с Византией. Поиск Византией союзников в борьбе со Святославом. Поход печенегов на Киев и возвращение Святослава на Русь (968).

- III этап (970-972). Возвращение Святослава в земли дунайских болгар. Кульминация военного противостояния Руси и Византии. Действия Святослава против византийского императора Иоанна Цимисхия. Битва под стенами Доростола и поражение Святослава (971). Подписание мирного договора между Русью и Византией (971). Возвращение княжеской дружины на Русь и гибель Святослава на днепровских порогах в бою с печенегами (972).



Смерть Святослава и первые княжеские усобицы на Руси. Правление Ярополка Святославича (972-980).

К моменту смерти Святослава у него было 3 сына: Ярополк, Олег и Владимир.

- Борьба Ярополка с братом Олегом Святославичем Древлянским и гибель Олега (977).

- Бегство Владимира Святославича из Новгорода в Швецию и установление Ярополком единовластия на Руси. Укрепление его авторитета победой над печенегами (978).

- Вступление в борьбу за власть Владимира Святославича. Его возвращение в Новгород и поход на Полоцк. Поражение Ярополка в борьбе с Владимиром на реке Друч под Смоленском и гибель Ярополка (980).

Государство Русь в конце X- начале XII в. Крещение Руси

Киевская Русь была государством раннефеодального типа. Это означало, что ему были свойственны признаки феодального общества, которые находились еще в стадии формирования: феодальное землевладение только возникало, основная масса населения была еще свободна. Однако постепенно новые процессы, характерные для феодального общества, набирали силу и побеждали. Формируется боярское землевладение, свободные крестьяне-общинники (смерды) все более попадают в зависимость к феодалам. Общинные землевладения захватываются князьями и боярами, дарятся, раздаются, а вместе с ними и работающие на этих землях крестьяне.

К Х веку раннефеодальное государство Киевская Русь уже сформировалось как территориально, так и политически. Границы нового государства существовали скорее теоретически, чем практически, т.к. эти границы на местности никто не проводил, да и не охранял; в лучшем случае выставляли опорные сторожевые пункты.

Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией стало полюдье – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье было не только системой сбора дани – налога, но и способом управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Но это не означало, что он мог самоуправствовать: в 945 году произвольный сбор дани в древлянской земле закончился убийством киевского князя Игоря и его приближенных – старшей дружины. Из летописных источников известно о том, что за князя отомстила вдова – властная и мудрая правительница Ольга (945-962). Таким образом, в древнерусском государстве с центром в Киеве под властью первых общерусских князей сохранялись местные племенные структуры, с которыми князья должны были считаться и считались. Поэтому и известные договоры с греками в Х веке заключались Олегом и Игорем (907, 911, 944) от имени «великих и светлых князей», возглавлявших союзы племенных княжений. Поэтому княгиня Ольга, победив древлян, провела налоговую реформу: утвердила точный размер платежей Киеву – уставы и уроки и создала систему административных центров – погостов, т.е. мест, где останавливались князья и «княжеские мужи» для сбора дани и административно-судебного управления.


Собрав дань, князья возвращались в Киев. Летом собранная дань вместе с другими товарами грузилась на суда и отправлялась по Днепру – по знаменитому торговому пути «из варяг в греки», в столицу Византийской империи – Константинополь. Не случайно в дошедших до нашего времени договорах Руси с Византией большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли русских купцов в империи.

Сама же территория Руси рассматривалась как коллективная собственность правящего великодержавного рода Рюриковичей, каждый из представителей которого имел право на свою долю власти и доходов. На практике это выражалось в том, что с конца X века киевские князья Святослав (957-972), Владимир и Ярослав Мудрый выделяли города своим детям в «отчину», дробя территорию Руси на волости, на условиях передачи в Киев части дани с этих земель. Верховным правителем на Руси являлся тот, кто был старшим в роде и соответственно занимал престол в Киеве. После смерти Ярослава Мудрого его наследники – старшие Ярославичи (Изяслав, Святослав и Всеволод) жили дружно. Но после поражения от половцев в 1068 году на р. Альте между братьями разгорелась борьба за Киев. Договориться удалось только в 1097 году на съезде в Любече, когда внуки Ярослава – Святополк Изяславович, Владимир Мономах, Василько Ростиславович, Давид и Олег Святославовичи установили новый принцип организации власти: «Каждый да держит отчину свою»: отныне княжества отцов – «отчины» должны были передаваться детям – наследникам каждой из княжеских линий. После ухода с политической сцены триумвирата старших Ярославичей киевский престол перешел к сыну Изяслава – Святополку. Но он оказался плохим полководцем и корыстолюбивым правителем, и его смерть в 1113 году послужила сигналом к восстанию горожан в Киеве. Жители города призвали на киевский престол Владимира Мономаха (1113 - 1125), прославившегося своей многолетней борьбой с половцами. С его именем связано составление нового свода законов – так называемой пространной редакции «Русской правды», в которой отразились изменения в социально-политическом развитии Руси, происшедшие в начале XII века. Своим авторитетом и смелой политикой этот князь сумел сохранить мир и относительное единство Руси: его дети управляли такими волостями как Переяславль, Смоленск, Суздаль, Новогород, Владимир-Волынский, Туров. Столь же решительно действовал и сын Мономаха Мстислав (1125-1132). По его указу подвластные князья совершали успешный поход на Полоцк, а княжившие там Всеславичи попали в заточение. Но после смерти Мстислава Великого, с середины 30-х годов XII века русские земли окончательно утрачивают свое политическое единство и распадаются на фактически суверенные княжества-государства.


Крещение Руси и его историческое значение. Княжение Владимира Святого было связано не только с расширением границ, но и с серьезными реформами. Владимир устанавливает вместо уроков полюдье, т.е. дань собирается с конкретного человека; определяет единицу обложения – дым, рало (плуг); наряду с натуральным сбором дани разрешает отдавать часть ее деньгами; вводит торговые пошлины; наряду с воинской повинностью вводит и трудовую - для построек и ремонта крепостных стен. При Владимире четко определяется и служебная иерархия: на вершине находился Великий князь земли русской, т.е. киевский князь, затем идут светлые великие князья и его бояре, которые выступали правителями земель (волостей); местные князья, у которых была своя вотчина. Крестьяне были разделены на крестьян-общинников (собственность феодала) и смердов (свободные государственные крестьяне), хотя и те и другие жили общинами.

Крещение Руси в 988 году князем Владимиром внесло существенное изменение в уклад жизни Киевского государства. Оно соответствующим образом отразилось на социальной структуре и организации власти на киевском престоле.

Христианство на Руси было принято в его восточном (православном) варианте, что стало еще одной важной реформой князя Владимира Святославовича, получившего прозвище Красное солнышко. Сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX - X векам, когда крещение стали принимать представители киевской знати и дружинники, а в столице в середине Х века уже существовала церковь св. Ильи Пророка. В то же время следует отметить, что на Руси первоначально существовали различные направления христианского вероучения: такие слова, как «крест», «алтарь», «церковь», имеют западное происхождение. Здесь важен и тот факт, что Византийская православная церковь не употребляла колоколов и не знала десятины. Распространению христианства на Руси способствовало и расширение международных связей Киева. Религиозная реформа, осуществленная Владимиром, являлась закономерным шагом. В IX веке христианство приняли Болгария и Чехия, в Х веке – Польша, Дания и Венгрия, в XI - Норвегия и Швеция, что в целом завершило процесс формирования европейской цивилизации.

Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных. «…Нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, в