Файл: Дошкольное обучение и воспитание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова

«Допущена к защите»

«____»_______________2017 г.

Заведующая кафедрой

«Педагогического образования и менеджмента»

___________ Н.Н. Радченко


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Малые фольклорные жанры как средство развития логически связной речи дошкольников в процессе формирования математических представлений»

по специальности 5В010100 – «Дошкольное обучение и воспитание»


Выполнила студентка

2 курса вечерней формы

на базе ВПО А.А. Аубакирова


Научный руководитель

к.п.н., ст.препод.

«___»________ 2017 г. Н.Н. Радченко
Нормоконтролер

«___»________ 2017 г. Ж.Б. Куниязова

Усть-Каменогорск 2017

Содержание



Введение

3

1

Теоретические основы формирования математических представлений средствами малых фольклорных жанров

5

1.1

Состояние проблемы формирования у детей дошкольного возраста математических представлений

5

1.2

Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников

12

1.3

Малые формы детского русского народного фольклора

23

1.4

Методика развития количественных представлений у дошкольников в различные периоды

27

1.5

Анализ Государственного стандарта и программ по формированию элементарных математических представлений в дошкольном образовании

39

2

Процесс формирования математических представлений у младших дошкольников средствами фольклора

43

2.1

Характеристика исходного уровня сформированности количественных представлений у младших дошкольников

43

2.2


Система формирования количественных представлений у младших дошкольников на основе фольклора

54

2.3


Анализ результативности формирования количественных представлений у младших дошкольников средствами фольклора

69

Заключение

77

Список использованной литературы

79

Приложение А Статистические данные констатирующего эксперимента

82

Приложение Б Формы народного фольклора с математическим содержанием

84

Приложение В Статистические данные контрольного эксперимента

115




Введение

Формирование элементарных математических представлений является одним из основных средств интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательной и творческих способностей.

Содержание пред математической подготовки в ДОУ имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой математических понятий, традициями в обучении дошкольников, требованиями современной школы к математическому развитию детей. Учебный материал запрограммирован так, чтобы на основе уже усвоенных более простых знаний и способов деятельности у детей формировались новые, которые, в свою очередь, будут выступать предпосылкой более сложных знаний и умений.

Уровень интеллектуального развития детей определяется особенностями усвоения таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, временные и пространственные отношения. Обучение в организованной образовательной деятельности, в повседневной жизни, сюжетно-ролевых играх, продуктивных видах деятельности при условии наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у дошкольников основных математических представлений и развитие математического мышления.

Детский фольклор, как специфическая область устного народного творчества, в котором художественный текст теснейшим образом связан с игрой, является частью народной педагогики, его жанры основаны на учете физических психических особенностей детей разных возрастных групп. Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом (предмет, явление, число), как прием, обостряющий наблюдательность при закреплении знаний, как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей.

Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, А.М. Леушина и другие подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки сказки и др.

Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

На занятиях по математике фольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.



Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование использования малых фольклорных жанров в процессе формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников.

Объект исследования: количественные представления детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников средствами малых фольклорных жанров.

Гипотеза исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников будет происходить наиболее эффективно, если на занятиях использовать фольклорные жанры, т.к. это будет способствовать развитию мотивации к предмету.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы формирования у детей младшего дошкольного возраста математических представлений.

  2. Рассмотреть развивающую среду как средство развития математических представлений дошкольников.

  3. Определить малые формы детского русского народного фольклора.

  4. Проанализировать Государственный стандарт и программы по формированию элементарных математических представлений в дошкольном образовании на примере ознакомления с количественными представлениями младших дошкольников.

  5. Провести диагностику уровня сформированности количественных представлений у младших дошкольников.

  6. Разработать методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях формирования элементарных математических представлений.

Научная новизна исследования состоит в том, что, на основе анализа широкого круга исследований по данной проблеме и практического опыта формирования элементарных математических представлений, результатов диагностических срезов разработаны методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях формирования элементарных математических представлений.

Практическая значимость заключается в том, что систематизированы различные формы народного фольклора с математическим содержанием по разделам программы, что может быть интересно воспитателям дошкольных учреждений, а также студентам, обучающимся на специальности «Дошкольное обучение и воспитание».

Экспериментальная база исследования: КГУ НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей д/у №99 «Жемчужинка».

1 Теоретические основы формирования математических представлений средствами малых фольклорных жанров


1.1 Состояние проблемы формирования у детей дошкольного возраста математических представлений

Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М. Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности. Этот период становления методики называют эмпирическим, так как основные идеи математического развития обобщали личный опыт педагогов.

Огромный вклад в методику математики внес И.Г. Песталоцци [1, с.167-168]. Он назвал свою теорию образования элементарной, так как считал, что развитие ребенка должно начинаться с наипростейших элементов и двигаться к сложным. Им была разработана система расположенных в определенной последовательности упражнений, с целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности. Вслед за Я.А. Коменским И.Г. Песталоцци придавал значение наглядности в обучении как средству развития у ребенка умения в процессе наблюдения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. С целью облегчить ребенку наблюдения и упорядочить их он выделил простейшие элементы, общие для всех учебных предметов и потому являющиеся исходными для любого предмета. Первоначальное обучение счету И.Г Песталоцци предложил начинать с единицы: на основе сочетания разъединения единиц давать детям наглядные представления о свойствах чисел. Он первый стал обучать детей геометрии и предлагал переход от изучения формы к измерениям, рисованию и письму.

В педагогических сочинениях отца русской дидактики К.Д. Ушинского говорится, что, прежде всего, следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т. д., которые не жаль было бы и разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т. д. Считать следует учить назад и вперёд так, чтобы дети с одинаковой лёгкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятёрками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти и т. д. К.Д. Ушинский говорил, что надо просто «приучить дитя распоряжаться с десятком совершенно свободно - и делить, и умножать, и дробить…» [2, с.320]


Разработка подходов к освоению детьми количественных отношений, чисел и цифр стала основной проблемой. Д.Л. Волковский, Ф.Н. Блехер, В.А. Лай, К.Ф. Лебединцев и в настоящее время Г. Доман, последователи А.В. Грубе, безосновательно считали, что освоение первоначальных количественных представлений должно проходить на основании целостного восприятия чисел. Поэтому сторонники монографического метода подвергались справедливой критики Л.Н. Толстого, С.И. Шорох-Троцкого и др. счетная операция не может формироваться только на основе восприятия объектов счета, вне аналитико-синтетической деятельности.

В противовес методу изучения чисел В.А. Латышевым был предложен метод изучения действий. Обучение, основанное на этом методе, способствовало значительному повышению уровня теоретической подготовки. Однако отвлеченные математические закономерности, которыми должны были руководствоваться ученики при выполнении тех или иных операций, иногда не имели для них реального смысла, были лишены прочной базы чувственного восприятия. В дальнейшем при обучении детей математике стали использовать метод изучения чисел, и метод изучения действий в их сочетании.

Большой интерес представляет метод М. Монтессори, который связывает формирование математических представлений и сенсорное развитие детей [3]. Наглядный дидактический материал, разработанный М. Монтессори, позволяет активизировать работу зрительных, слуховых, тактильных анализаторов. Упражнения со специально разработанными пособиями имеют цель развить представления детей о количестве, форме, величине, пространстве и времени.

Когда ещё не существовало таких терминов, как «гуманизация» и «личностно-ориентированный подход», М. Монтессори обращалась к педагогам и родителям с призывом относится к ребенку как к личности, не унижать его человеческое достоинство, не рассматривать как орудие проявления своей воли, а самое главное - доверять в стремлении к самообразованию. Занимаясь с детьми, она действительно добилась высоких результатов обучения. Введение созданных ею методов в практику школ привело к внушительным результатам.

Взгляды М. Монтессори повлияли на организацию математического образования дошкольников в России. Её последователями стали Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, которые воплотили идеи М. Монтессори в педагогическую практику, адаптировали их к отечественным условиям.

Система сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель) показала, что создание развивающей среды является важным условием полноценного математического развития.