Файл: Методические рекомендации по изучению раздела основы безопасности жизнедеятельности.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
«ЭКОЛОГИЯ и ОБЖ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
МОДУЛЬ 3
«ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА
«основы безопасности жизнедеятельности»
Оглавление
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные термины и определения 2
Тема 1. Курс «ОБЖ» - основные цели, задачи и предмет изучения. 2
Тема 2. Формирование опасной ситуации в системе «человек – машина – сфера жизнедеятельности». 2
Тема 3. Внутренние и внешние факторы как важнейший компонент безопасности человека. 3
Вопросы для самоконтроля: 3
Темы рефератов: 4
Формы отчета по реферативной работе: 4
Литература: 5
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные термины и определения
Содержание:
Тема 1. Курс «ОБЖ» - основные цели, задачи и предмет изучения.
-
ОБЖ как наука и учебная дисциплина, теоретические и методические основы. -
ОБЖ - структура. -
ОБЖ - задачи. -
ОБЖ - основные направления и принципы. -
Концепция обеспечения безопасности. -
Функциональное воздействие негативных факторов окружающей среды и их нормирование. -
Современность - глобальные проблемы ОБЖ. -
Задачи в области безопасности жизнедеятельности для решения этих проблем. -
Виды угроз и опасностей. -
Понятие среды обитания и ее опасности. Физические, химические, биологические и психофизиологические (социальные) - опасные и вредные факторы среды обитания. Их классификация и основные характеристики. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Негативные факторы (опасности) в системе «Человек – Среда обитания». Человек и среда обитания, их взаимосвязь, как ключевые фигуры курса ОБЖ.
Тема 2. Формирование опасной ситуации в системе «человек – машина – сфера жизнедеятельности».
-
Безопасность и риск - понятия. -
Воздействие на человека опасных и вредных факторов - масштабы и последствия. -
Память - виды (оперативная, зрительная, долговременная, кратковременная) и ее влияние на безопасность жизнедеятельности. -
Психическое напряжение и его влияние на работоспособность человека (конфликтные ситуации, утомление, эмоциональное напряжение, состояние монотонности и т.д.). -
Техногенные опасности и их характеристики. -
Опасные ситуации, травматизм - причины. -
Поведение человека – ошибки при возникновении опасных ситуаций. Повышение квалификации и обучение при работе с оборудованием как обязательное условия освоения процесса с привлечением технических средств. -
Анкетирование и тестирование кандидатов на работу для выявления психофизиологических свойств человека при приеме на работу.
Тема 3. Внутренние и внешние факторы как важнейший компонент безопасности человека.
-
Внутренние факторы как компонент безопасности человека: биологические факторы, пагубные привычки, микросоциальная среда, здоровье человека и его поведение. -
Внешние факторы как компонент безопасности человека: социальная агрессия, низкий уровень доходов, нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, микроклимат, загрязненность естественной среды городов, миграция населения и т.д. -
Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности. -
Нормирование параметров и предельно допустимых значений опасных и вредных факторов. -
Механические колебания техногенного характера: физическая характеристика и биологическое воздействие на организм, способы их оценки. Разделение на диапазоны: инфразвук, слышимый звук и ультразвук (их влияние на организм человека). Шум и вибрация. Шум как физическая характеристика и биологическое воздействие на организм. Зависимость между силой звука и интенсивностью восприятия человеком громкости.
Вопросы для самоконтроля:
(Задания выполняются в произвольной форме. Проверка и оценка данных заданий не осуществляется.)
-
Что изучает предмет безопасность жизнедеятельности? -
Какие задачи решает ОБЖ? -
В чем состоят основные проблемы безопасности человечества? -
Перечислите объекты ОБЖ? -
Что заложено в основу безопасности жизнедеятельности? -
Причины возникновения опасной ситуации в системе «человек – машина – учебная среда». -
Условия труда и основные направления по их улучшению. -
Основные характеристики и классификация опасных и вредных факторов. -
Нормирование опасных и вредных факторов. -
Основные пути обеспечения безопасности труда. -
Понятия безопасности и риска. -
Что такое средства коллективной защиты? -
Дать определения понятий «безопасность труда», «производственная санитария», «охрана труда». -
Приведите шкалу интенсивности шума.
Темы рефератов:
-
Аксиоматика БЖД. -
Воздействие электрического тока на организм человека и меры защиты от поражения электрическим током в быту и производственной сфере. -
Ионизирующие излучения, виды, физическая природа и основные свойства. -
Микроклимат. Влияние на здоровье и работоспособность человека. Параметры микроклимата и их нормирование. -
Определение и единицы измерения основных параметров радиоактивных излучений: дозы (поглощенная, экспозиционная, эквивалентная, эффективная), мощности дозы, активности и степени загрязнения поверхностей различных объектов радиоактивными веществами. -
Определение и классификация опасностей. -
Основные принципы (аксиомы) науки о БЖД. -
Основные термины БЖД и их определение: среда обитания, условия труда, авария, катастрофа, стихийное бедствие, опасность, безопасность, безопасность жизнедеятельности. -
Причины деградации биосферы и трансформации ее в техносферу. -
Урбанизация, демографический взрыв и милитаризация как основные факторы деградации биосферы. -
Характеристика системы "человек-среда обитания". Возможные состояния взаимодействия. Закон сохранения жизни. -
Эволюция «биосфера – техносфера».
Формы отчета по реферативной работе:
Форма контроля | Виды оценочных материалов |
Зачет 1 | Реферат (одна тема на выбор. см. выше) (Приложение 1. Требования к написанию и оформлению реферата.) |
Для перехода к обучению по следующей дисциплине программы загрузите реферат с помощью формы. Для этого перейдите на сайт: https://institut.moscow и авторизуйтесь. Перейдите в раздел «Мои заявки» и выберите нужный вам курс, модуль и дисциплину программы. Нажмите кнопку «Загрузить работу» и выберите файл с разработкой на своем компьютере.
Внимание! Разрабатываемые материалы не рецензируются. В названии документа указывайте вид работы и название.
Доступные форматы для загрузки: doc, docx
Литература:
-
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб. заведений / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. – М.: Академия, 2014. - 176 с. Электронный ресурс: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/arustamov_e_a__kosolapova_n_v__prokopenko_n_a__guskov_g_v__2004_obzh.pdf -
Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 304 с. Эл. ресурс: http://scibook.net/bjd-jiznedeyatelnosti-bezopasnost/bezopasnost-jiznedeyatelnosti-ucheb-posobie.html -
Карнаух, Н. Н. Охрана труда: учебник / Н.Н. Карнаух. – М.: Юрайт, 2011. – 380 с. Эл. ресурс: http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/1002965004.pdf -
http://www.xliby.ru/tehnicheskie_nauki/ohrana_truda_na_proizvodstve_i_v_uchebnom_processe/p3.php -
http://storage.mstuca.ru/bitstream/123456789/3662/1/%d0%a2%d0%b5%d0%ba%d1%81%d1%82%20%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%86%d0%b8%d0%b9.pdf -
http://fb.ru/article/32439/klassifikatsiya-chs-tehnogennogo-haraktera