Файл: Методические рекомендации по изучению раздела основы безопасности жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)
 

 

«ЭКОЛОГИЯ и ОБЖ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

 

МОДУЛЬ 3

 

«ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛА

 

«основы безопасности жизнедеятельности»

 

Оглавление

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные термины и определения 2

Тема 1. Курс «ОБЖ» - основные цели, задачи и предмет изучения. 2

Тема 2. Формирование опасной ситуации в системе «человек – машина – сфера жизнедеятельности». 2

Тема 3. Внутренние и внешние факторы как важнейший компонент безопасности человека. 3

Вопросы для самоконтроля: 3

Темы рефератов: 4

Формы отчета по реферативной работе: 4

Литература: 5

 

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные термины и определения

 

Содержание:

Тема 1. Курс «ОБЖ» - основные цели, задачи и предмет изучения.

 

  • ОБЖ как наука и учебная дисциплина, теоретические и методические основы.

  • ОБЖ - структура.

  • ОБЖ - задачи.

  • ОБЖ - основные направления и принципы.

  • Концепция обеспечения безопасности.

  • Функциональное воздействие негативных факторов окружающей среды и их нормирование.

  • Современность - глобальные проблемы ОБЖ.

  • Задачи в области безопасности жизнедеятельности для решения этих проблем.

  • Виды угроз и опасностей.

  • Понятие среды обитания и ее опасности. Физические, химические, биологические и психофизиологические (социальные) - опасные и вредные факторы среды обитания. Их классификация и основные характеристики. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Негативные факторы (опасности) в системе «Человек – Среда обитания». Человек и среда обитания, их взаимосвязь, как ключевые фигуры курса ОБЖ.


 

Тема 2. Формирование опасной ситуации в системе «человек – машина – сфера жизнедеятельности».

 

  • Безопасность и риск - понятия.

  • Воздействие на человека опасных и вредных факторов - масштабы и последствия.

  • Память - виды (оперативная, зрительная, долговременная, кратковременная) и ее влияние на безопасность жизнедеятельности.

  • Психическое напряжение и его влияние на работоспособность человека (конфликтные ситуации, утомление, эмоциональное напряжение, состояние монотонности и т.д.).

  • Техногенные опасности и их характеристики.

  • Опасные ситуации, травматизм - причины.

  • Поведение человека – ошибки при возникновении опасных ситуаций. Повышение квалификации и обучение при работе с оборудованием как обязательное условия освоения процесса с привлечением технических средств.

  • Анкетирование и тестирование кандидатов на работу для выявления психофизиологических свойств человека при приеме на работу.

 

Тема 3. Внутренние и внешние факторы как важнейший компонент безопасности человека.

 

  • Внутренние факторы как компонент безопасности человека: биологические факторы, пагубные привычки, микросоциальная среда, здоровье человека и его поведение.

  • Внешние факторы как компонент безопасности человека: социальная агрессия, низкий уровень доходов, нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, микроклимат, загрязненность естественной среды городов, миграция населения и т.д.

  • Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности.

  • Нормирование параметров и предельно допустимых значений опасных и вредных факторов.

  • Механические колебания техногенного характера: физическая характеристика и биологическое воздействие на организм, способы их оценки. Разделение на диапазоны: инфразвук, слышимый звук и ультразвук (их влияние на организм человека). Шум и вибрация. Шум как физическая характеристика и биологическое воздействие на организм. Зависимость между силой звука и интенсивностью восприятия человеком громкости.


 

 

Вопросы для самоконтроля:

 

(Задания выполняются в произвольной форме. Проверка и оценка данных заданий не осуществляется.)  

  • Что изучает предмет безопасность жизнедеятельности?

  • Какие задачи решает ОБЖ?

  • В чем состоят основные проблемы безопасности человечества?

  • Перечислите объекты ОБЖ?

  • Что заложено в основу безопасности жизнедеятельности?

  • Причины возникновения опасной ситуации в системе «человек – машина – учебная среда».

  • Условия труда и основные направления по их улучшению.

  • Основные характеристики и классификация опасных и вредных факторов.

  • Нормирование опасных и вредных факторов.

  • Основные пути обеспечения безопасности труда.

  • Понятия безопасности и риска.

  • Что такое средства коллективной защиты?

  • Дать определения понятий «безопасность труда», «производственная санитария», «охрана труда».

  • Приведите шкалу интенсивности шума.

 

Темы рефератов:

  1. Аксиоматика БЖД.

  2. Воздействие электрического тока на организм человека и меры защиты от поражения электрическим током в быту и производственной сфере.

  3. Ионизирующие излучения, виды, физическая природа и основные свойства.

  4. Микроклимат. Влияние на здоровье и работоспособность человека. Параметры микроклимата и их нормирование.

  5. Определение и единицы измерения основных параметров радиоактивных излучений: дозы (поглощенная, экспозиционная, эквивалентная, эффективная), мощности дозы, активности и степени загрязнения поверхностей различных объектов радиоактивными веществами.

  6. Определение и классификация опасностей.

  7. Основные принципы (аксиомы) науки о БЖД.

  8. Основные термины БЖД и их определение: среда обитания, условия труда, авария, катастрофа, стихийное бедствие, опасность, безопасность, безопасность жизнедеятельности.

  9. Причины деградации биосферы и трансформации ее в техносферу.

  10. Урбанизация, демографический взрыв и милитаризация как основные факторы деградации биосферы.

  11. Характеристика системы "человек-среда обитания". Возможные состояния взаимодействия. Закон сохранения жизни.

  12. Эволюция «биосфера – техносфера».


 

Формы отчета по реферативной работе:

 

Форма контроля

Виды оценочных материалов

Зачет 1

 

Реферат (одна тема на выбор. см. выше)

(Приложение 1. Требования к написанию и оформлению реферата.)

 

Для перехода к обучению по следующей дисциплине программы загрузите реферат с помощью формы. Для этого перейдите на сайт: https://institut.moscow и авторизуйтесь. Перейдите в раздел «Мои заявки» и выберите нужный вам курс, модуль и дисциплину программы. Нажмите кнопку «Загрузить работу» и выберите файл с разработкой на своем компьютере.

Внимание! Разрабатываемые материалы не рецензируются. В названии документа указывайте вид работы и название.

Доступные форматы для загрузки: doc, docx

 

 

 

Литература:

 

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб. заведений / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. – М.: Академия, 2014. - 176 с. Электронный ресурс: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/arustamov_e_a__kosolapova_n_v__prokopenko_n_a__guskov_g_v__2004_obzh.pdf

  2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 304 с. Эл. ресурс: http://scibook.net/bjd-jiznedeyatelnosti-bezopasnost/bezopasnost-jiznedeyatelnosti-ucheb-posobie.html

  3. Карнаух, Н. Н. Охрана труда: учебник / Н.Н. Карнаух. – М.: Юрайт, 2011. – 380 с. Эл. ресурс: http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/1002965004.pdf

  4. http://www.xliby.ru/tehnicheskie_nauki/ohrana_truda_na_proizvodstve_i_v_uchebnom_processe/p3.php

  5. http://storage.mstuca.ru/bitstream/123456789/3662/1/%d0%a2%d0%b5%d0%ba%d1%81%d1%82%20%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%86%d0%b8%d0%b9.pdf

  6. http://fb.ru/article/32439/klassifikatsiya-chs-tehnogennogo-haraktera