ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы история
-
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы
методологии исторической науки. Формационный и цивилизационный
подход.
История – процесс развития природы и человечества.
История – наука, изучающая прошлое, конкретные проявления и закономерности исторического процесса.
Объект истории – жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса.
Методология исторической науки (истории)—специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объектисторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включаяобщефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний).
В отечественной историографии сложилось два концептуальных подхода к изучению истории: формационный с середины XIX века и цивилизационный с начала XX века.
Прилагательное «формационный» происходит от слова «формация», что по-гречески значит «ступень». Разработчиками теории формации (далее ТФ) являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, советские историки.
Основные черты теории формации:
1. Вся история человечества была разделена на пять ступеней: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
2. Основным критерием каждой формации являлся главенствующий способ производства материальных благ.
3. Этому способу соответствовали политические, юридические и идеологические учреждения определенной формации.
4. Общество делилось на классы: на эксплуататоров и эксплуатируемых.
5. Основным двигателем прогресса считались развитие орудий труда, классовая борьба как «локомотив истории».
Минусы теории формации:
1. ТФ предлагала только один линейный (стадиальный) вариант развития стран: от первобытно-общинного к коммунистическому обществу.
2. Существовали такие страны и народности, которые ориентировались на усовершенствование материального способа производства (аборигены Австралии, Индия, Китай и др.). У них были такая культура и традиции, которые не приведешь к материальному знаменателю. Их культура опиралась на духовные ценности гармоничного сосуществования с окружающей средой.
3. Приоритетным являлось изучение классов, масс.
4. Практика показала утопичность представлений о коммунистическом обществе.
Методологии формационного подхода противостоит цивилизационный подход. Его суть: история человечества представляет собой постоянное сосуществование, взаимодействие и сменяемость различных типов цивилизаций, которые проходят в своем развитии ряд стадий: зарождение, расцвет, старение, угасание.
Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон.
Во-первых, главное его достоинство в «очеловечивании» истории. Человек – начало и конец истории.
Во-вторых, он применим к истории любой страны и ориентирован на учет специфики каждой из них, т.е. он универсален.
В-третьих, ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном и многовариантном процессе.
В-четвертых, цивилизационный подход не отвергает единства человеческой истории, что позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования: Александр Македонский – Наполеон Бонапарт, Гитлер – Сталин и т. д.
В-пятых, важное значение для понимания исторического процесса отводится духовно-нравственным и интеллектуальным факторам: религии, культуре, менталитету народов.
Минусы цивилизационного подхода:
1. Аморфность критериев выделения типов цивилизаций: разные исследователи выделяют разные критерии для оценки цивилизаций.
2. Недостаточно разработанный понятийный аппарат.
3. Универсальность как недостаток при разработке конкретных проблем.
-
Исследователь и исторический источник. Способы и формы
получения, анализа и сохранения исторической информации.
Методы исторического исследования:
Хронологический - анализ исторического процесса в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления исторических знаний.
сравнительный - проведение необходимых сравнений различных исторических
концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования.
статистический - Метод исследования, опирающийся на рассмотрении статистических данных о тех или иных совокупностях объектов
Функции исторического познания:
мировозренческая - история может оказывать влияние на формирование мировоззрения и системы ценностей у людей в обществе.
воспитательная - история может оказывать влияние на формирование мировоззрения и системы ценностей у людей в обществе. Воспитывать гражданские чувства и патриотизм на примерах судеб исторических деятелей, стран и народов.
познавательная –
Объяснительная – объяснить, найти причины исторических событий
Описательная – восстановить ход событий, каким он был в действительности
Вспомогательные термины
Источниковедение – дисциплина, исследующая исторические источники
2. Археология – наука, изучающая историю по материальным остаткам жизни людей
3. Нумизматика – наука о монетах
4. Геральдика – наука о символических знаках (флагах, гербах, девизах) какого-либо человека, семьи, племени, страны
5. Палеография – изучение древней письменности и написанных с помощью её источников
6. Фалеристика – наука о наградах
7. Генеалогия – наука о родословных связях
8. Дипломатика – наука о форме и содержании юридических актов
9. Сфрагистика – наука о печатях
10 Хронология – наука об исчислении времени
-
История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Всемирная история и история России соотносятся как общее и особенное в историческом развитии.
-
Первобытный мир и рождение цивилизаций.
Периодизация - это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы. Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда. Основные этапы:
1. Палеолит (древнекаменный век) - делится на нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний). Палеолит начался более 2 млн. лет назад, завершился около VIII тыс. до н.э.;
2. Мезолит (среднекаменный век) - VIII-VI тыс. до н.э.;
3. Неолит (новый каменный век) -V-III тыс. до н.э.;
4.Энеолит (меднокаменный век) - переходный этап между каменным и металлическим периодами (примерно IV-III тыс. до н.э.);
5. Бронзовый век - III-II тыс. до н.э.;
6. Железный век - начинается в I тыс. до н.э.
Существует несколько теорий происхождения человека. Эволюционная теория предполагает происхождение человека от высших приматов - человекообразных обезьян, путём постепенного видоизменения. Теория творения (креационизм) утверждает, что человек сотворён Богом. Теория внешнего вмешательства, так или иначе, связывает появление людей на земле с деятельностью инопланетных цивилизаций. Археологические находки позволяют разным исследователям считать прародиной человечества Южную Африку или Южную Азию, область Средиземноморья, либо Центральную Азию (Монголию).
-
Цивилизации Древнего Востока. Общее и особенное.
Основные черты древневосточной цивилизации: 1. Высокая степень зависимости человека от природы 2. Религиозно-мифологические представления 3. Традиционализм 4. Коллективизм 5. Форма полит. Правления – деспотия.
Признаки восточн. Гос деспотии: 1. Абсолютное преобладание государства над обществом 2. Господство аппарата гос власти(чиновников) 3. Принуждение основанное на страхе
Цивилизации древнего востока: шумеры, финикия, египет, вавилон, осирия, китай, индия.
Восточный тип цивилизации (Восточная цивилизация или Цивилизации Древнего Востока) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к III тысячелетию до н. э
-
Античная цивилизация. Роль античного наследия в становлении
европейской цивилизации и культуры.
Античная цивилизация зародилась на юге Балканского п-ва и выросла непосредственно из первобытности, влияние которой отражалось во всех областях общественной жизни, кроме духовной.
Отличительные черты западной цивилизации по сравнению с восточной:
1 – господство частного товарного производства, ориентированного на
2 – преобладание частной собственности над государственной;
3 – демократические политические режимы (свобода слова, выборность
органов власти);
4 – наличие гражданского общества (государство не вмешивается в частную жизнь граждан)
5- рациональная модель мировоззрения.
На Западе память о Римской империи не исчезла. В 800 г. Карл Великий, король германского племени франков, позволил папе римскому, главе христианской церкви на Западе, возложить на свою голову корону римских императоров. Для Карла Великого и его современников идея Римской империи была реальностью. Языком письменности оставалась латынь – язык древних римлян. Представление о преемственности усиливалось и тем, что основание городов, сохранившихся на Западе, восходило к римской эпохе.
Огромное влияние на европейскую культуру оказали произведения христианского мыслителя Аврелия Августина. Он был автором трактата «О граде Божием», где впервые видна попытка осмысления исторического процесса.
Европа унаследовала от Римской империи один из важнейших факторов своего единства – христианскую религию. Только в Западной Европе имел место синтез римских и варварских(германских, кельтских) начал. Население Западной Европы исповедовало христианство, его религиозную и в целом духовную жизнь в течение многих веков направляла католическая церковь с центром в Риме.
-
Основные западные и восточные цивилизации и особенности их развития в период средневековья. Этнокультурные и социально- политические процессы становления русской государственности на рубеже VIII–IX вв.
Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства; Моравское государство (830); Венгерское государство (896); Польское государство (960).
Предпосылками образования Древнерусского государства были:
-
Развитие производительных сил восточнославянских племен. -
Формирование соседской общины, внутриобщинного самоуправления, племенных правителей. -
Развитие торговли, в т.ч. международной и межплеменной. -
Рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати. -
Существование внешней опасности.
В VIII-IX вв. восточные славяне заселили берега Невы, освоили леса на южном побережье Ладожского озера, вышли к рекам Сясь, Паша, Свирь. Обширные пространства быстро осваивались в экономическом отношении.