Файл: Активизация функций речевого аппарата. Вызывание звука ш.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Активизация функций речевого аппарата. Вызывание звука [ш].
Цель: активизация функций речевого аппарата.
Задачи:
Обучающие:
-
уточнить слуховой и произносительный образ звука [ш], зрительный образ буквы Ш; -
подготавливать органы артикуляции к произнесению звука [ш].
Развивающие:
1) развивать фонематический слух, фонематические представления;
2) развивать навыки фонематического анализа;
3) развивать голос и переключаемость органов речевого аппарата;
4) активизировать словарный запас по теме «Одежда»;
5) развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
1) воспитывать мотивацию к занятиям;
2) воспитание самостоятельности.
Оборудование: зеркало, су-джок, предметные картинки по теме «Одежда», наборное полотно, картинка с буквами Ш, карточки со словами.
Ход занятия
-
Организационный момент (1 мин).
Добрый день! Ты пришел ко мне на логопедическое занятие, на котором мы будем учиться произносить звук Ш.
- Что мы делали на прошлом занятии? /Мы тренировали наш ротик/.
- Правильно. Сегодня мы продолжим тренировку. Поставь зеркало на подставку.
Ребенок ставит зеркало на подставку.
-
Артикуляционная гимнастика (5 мин).
Упражнения для губ:
1.«Улыбочка».
- Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянем губки в улыбочке.
2.«Удивление».
- Округлим наши губки и вытянем их вперед, как будто хотим сказать звук О.
Упражнения для языка:
3.«Блинчик».
- Откроем ротик широко и положим широкий язычок на нижнюю губку.
4. «Накажем непослушный язычок».
- Язычок нас плохо слушается. Давай его накажем. Высунем язычок и побьем по нему губками – Пя-пя-пя. А теперь зубками – та-та-та.
5. «Блинчик».
6.«Вкусное варенье».
-Мы ели блинчики с вареньем. Оближи верхнюю губку.
7.«Язычок идет в гости к носику».
- Решил наш язычок сходить в гости к носику. Приоткроем рот, поднимем кончик язычка к носику. Держи так, а буду считать до 7.
Логопед показывает выполнение упражнений. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. Ребенок выполняет все упражнения.
2. Пальчиковая гимнастика
Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!
(катаем су-джок между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)
3. Выработка длительной плавной воздушной струи.
- Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. ( Предлагается ребенку «снежинка», прикрепленная на нитку длиной 10-12 см.) Держи «снежинку» перед губами.
- Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво полетела «Снежинка» вверх.
-
Основная часть.
А) Объяснение цели занятий.
- Молодец. Убери все в сторонку и послушай, как шипит змейка: шшш. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если ты будешь стараться.
Постановка звука
Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной
Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Постановка звука [ш] на базе звука [р]
Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.
Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
- Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
Б) Игра «Поймай звук».
- Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если услышишь среди них звук [ш].
[с], [з], [ш], [м], [ф], [в], [ш].
Аналогично – из слогов.
Ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы.
Далее – из слов.
Кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель.
В) Дидактическая игра «Найди картинки».
Перед ребенком выкладываются картинки по теме «Одежда».
- Назови, что здесь нарисовано. /Шапка, джинсы, рубашка, штаны, кофта, куртка/.
- Молодец. А теперь отбери только те картинки, в названиях которых есть звук [ш].
Ребенок отбирает нужные картинки.
Г) Определение позиции звука [ш] в слове.
Логопед предлагает ребенку наборное полотно.
- А сейчас тебе нужно расставить картинки. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю – те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю – те, в названиях которых звук в конце.
Ребенок выполняет задание.
Д) Работа на карточках.
Логопед предлагает ребенку карточку со словами.
- Найди слова, в которых есть звук [ш] и подчеркни в них букву Ш.
Ребенок находит слова, подчеркивает букву Ш.
День, школа, карандаш, машина, ручка, шапка, шишка, желудь, маска, каша.
Е) Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата.
- Произнеси слоги на-на-на, ну-ну-ну, ны-ны-ны, но-но-но боязливо.
Аналогично: уверенно, сердито, спокойно.
Ребенок выполняет задание.
Ж) Развитие мелкой моторики.
Логопед предлагает ребенку картинку с буквами Ш.
- Обведи все буквы Ш по контуру.
Ребенок обводит буквы по контуру.
-
Итог занятия
- Чем мы сегодня занимались?
- Что тебе понравилось больше всего?
Ты сегодня очень старался, молодец! И я приготовила тебе подарок. Держи его.