Файл: Активизация функций речевого аппарата. Вызывание звука ш.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Активизация функций речевого аппарата. Вызывание звука [ш].

Цель: активизация функций речевого аппарата.

Задачи:

Обучающие:

  1. уточнить слуховой и произносительный образ звука [ш], зрительный образ буквы Ш;

  2. подготавливать органы артикуляции к произнесению звука [ш].

Развивающие:

1) развивать фонематический слух, фонематические представления;

2) развивать навыки фонематического анализа;

3) развивать голос и переключаемость органов речевого аппарата;

4) активизировать словарный запас по теме «Одежда»;

5) развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

1) воспитывать мотивацию к занятиям;

2) воспитание самостоятельности.

Оборудование: зеркало, су-джок, предметные картинки по теме «Одежда», наборное полотно, картинка с буквами Ш, карточки со словами.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).

Добрый день! Ты пришел ко мне на логопедическое занятие, на котором мы будем учиться произносить звук Ш.

- Что мы делали на прошлом занятии? /Мы тренировали наш ротик/.

- Правильно. Сегодня мы продолжим тренировку. Поставь зеркало на подставку.

Ребенок ставит зеркало на подставку.

  1. Артикуляционная гимнастика (5 мин).

Упражнения для губ:

1.«Улыбочка».

- Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянем губки в улыбочке.

2.«Удивление».

- Округлим наши губки и вытянем их вперед, как будто хотим сказать звук О.

Упражнения для языка:

3.«Блинчик».

- Откроем ротик широко и положим широкий язычок на нижнюю губку.

4. «Накажем непослушный язычок».

- Язычок нас плохо слушается. Давай его накажем. Высунем язычок и побьем по нему губками – Пя-пя-пя. А теперь зубками – та-та-та.


5. «Блинчик».

6.«Вкусное варенье».

-Мы ели блинчики с вареньем. Оближи верхнюю губку.

7.«Язычок идет в гости к носику».

- Решил наш язычок сходить в гости к носику. Приоткроем рот, поднимем кончик язычка к носику. Держи так, а буду считать до 7.

Логопед показывает выполнение упражнений. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз. Ребенок выполняет все упражнения.

2. Пальчиковая гимнастика

Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!

(катаем су-джок между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)  

3. Выработка длительной плавной воздушной струи.

- Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. ( Предлагается ребенку «снежинка», прикрепленная на нитку длиной 10-12 см.) Держи «снежинку» перед губами.

- Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво полетела «Снежинка» вверх.

  1. Основная часть.

А) Объяснение цели занятий.

- Молодец. Убери все в сторонку и послушай, как шипит змейка: шшш. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если ты будешь стараться.

Постановка звука

Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной

Постановка звука [ш] по подражанию

Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

Постановка звука [ш] на базе звука [т]

Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.

Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].



Постановка звука [ш] на базе звука [р]

Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].

Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.

Постановка звука [ш] на базе звука [с]

Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.

- Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

Б) Игра «Поймай звук».

- Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если услышишь среди них звук [ш].

[с], [з], [ш], [м], [ф], [в], [ш].

Аналогично – из слогов.

Ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы.

Далее – из слов.

Кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель.

В) Дидактическая игра «Найди картинки».

Перед ребенком выкладываются картинки по теме «Одежда».

- Назови, что здесь нарисовано. /Шапка, джинсы, рубашка, штаны, кофта, куртка/.

- Молодец. А теперь отбери только те картинки, в названиях которых есть звук [ш].

Ребенок отбирает нужные картинки.

Г) Определение позиции звука [ш] в слове.

Логопед предлагает ребенку наборное полотно.

- А сейчас тебе нужно расставить картинки. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю – те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю – те, в названиях которых звук в конце.

Ребенок выполняет задание.

Д) Работа на карточках.

Логопед предлагает ребенку карточку со словами.

- Найди слова, в которых есть звук [ш] и подчеркни в них букву Ш.

Ребенок находит слова, подчеркивает букву Ш.


День, школа, карандаш, машина, ручка, шапка, шишка, желудь, маска, каша.

Е) Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата.

- Произнеси слоги на-на-на, ну-ну-ну, ны-ны-ны, но-но-но боязливо.

Аналогично: уверенно, сердито, спокойно.

Ребенок выполняет задание.

Ж) Развитие мелкой моторики.

Логопед предлагает ребенку картинку с буквами Ш.

- Обведи все буквы Ш по контуру.

Ребенок обводит буквы по контуру.

  1. Итог занятия

- Чем мы сегодня занимались?

- Что тебе понравилось больше всего?

 Ты сегодня очень старался, молодец! И я приготовила тебе подарок. Держи его.