Файл: Контрольная работа по дисциплине Адвокатура Вариант 1 Институт непрерывного и дистанционного образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В эпоху Н.С. Хрущева наблюдалась некоторая тенденция к усилению роли права и профессиональных юристов. В 1957 г. на сессии Верховного Совета СССР было подчеркнуто, что адвокаты должны помогать «усилению социалистической законности и отправлению правосудия». Лишь в начале 60-х годов в результате известной либерализации политической жизни в СССР стало возможным попытаться вернуть адвокатуре ее истинное предназначение, сделать ее относительно независимой.
Именно эту цель преследовало принятие в 1962 г. нового Положения об адвокатуре РСФСР, которое определило структуру и систему функционирования адвокатского сообщества. В основу организации адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения. В РСФСР действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские коллегии адвокатов.
В целом, несмотря на определенные подвижки, адвокатская профессия в 60-е годы по-прежнему не соответствовала своему истинному предназначению — обеспечивать правовую защиту общества от нарушений со стороны государства, поскольку в советский период общество и государство воспринимались как единое целое.
Следующим этапом развития советской адвокатуры стало принятие Закона от 30 ноября 1979 г. «Об адвокатуре в СССР» и Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. Положение об адвокатуре устанавливало, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляют Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы, как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов.
Положение допускало непосредственное вмешательство органов государственной власти в деятельность адвокатских объединений, что, конечно, плохо сочеталось с принципом независимости адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Часто адвокаты лишь изображали защиту, становясь еще одним орудием государства.
Система оплаты труда адвокатов, сориентированная на ограниченные материальные возможности советского клиента, не создавала стимулов для адвокатской деятельности. Инструкции Министерства юстиции РСФСР не позволяли адвокатам получать вознаграждение выше определенного уровня, поэтому обычной практикой стала передача гонораров доверителями «из рук в руки», минуя кассу (так называемые миксты — «максимальное использование клиентов сверх таксы»). Лишь в 1988 г. Министерство юстиции предоставило право правозащитникам самим определять размер своих гонораров на контрактной основе по договоренности с доверителем.
Закон об адвокатуре в СССР внес существенный вклад в дальнейшее развитие и совершенствование законодательства об адвокатуре. С учетом предыдущего историко-правового опыта в нем сформулирован ряд новых положений. Так, наличие высшего юридического образования для адвокатов стало условием, не допускающим исключений (ст. 5). В Законе было предусмотрено внесение изменений в действовавшее уголовно-процессуальное законодательство в целях реального обеспечения защиты в процессе.
Закон об адвокатуре в СССР устанавливал, что адвокаты участвуют в уголовных делах в качестве защитников, а также представителей потерпевших и других лиц. Очевидно, что в данном случае речь шла о защите обвиняемых. Это вытекало и из Конституции СССР, в ст. 57 которой закреплялось, что граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. При этом упускалась из виду защита от незаконного обвинения.
Основополагающие принципы организации деятельности адвокатуры — это: полная независимость адвоката при осуществлении адвокатской деятельности, свобода высказываний в публичных судебных и иных выступлениях, самоуправляемость адвокатских объединений, добровольное вступление в адвокатуру, право па создание ассоциаций, присоединение к международным сообществам адвокатов и участие в их работе, соблюдение норм профессиональной этики, справедливости и гуманизма. Именно эти принципы были положены в основу Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.
-
Коллегия адвокатов: понятие, порядок создания и управления.
Коллегия адвокатов - коллективная форма осуществления адвокатской деятельности. Основой правового регулирования данной формы адвокатского образования выступает статья 22 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре и статья 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Основная цель деятельности коллегии адвокатов - реализация предусмотренного статьей 48 Конституции РФ права каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. Таким образом, коллегии адвокатов обладают статусом некоммерческих организаций, на которые распространяется действие норм гражданского законодательства о некоммерческих организациях. В соответствии со статьей 50 ГК РФ некоммерческими являются организации, не имеющие целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Согласно части 18 ст.22 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре к отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств, если эти правила не противоречат положениям указанного Закона. По сути это означает, что законодатель приравнивает адвокатские коллегии к некоммерческим партнерствам, наделяя их лишь некоторыми специфическими особенностями.
Коллегия осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
-
соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства об адвокатской деятельности и иных нормативных актов; -
добровольность вступления в члены коллегии и выхода из нее; -
самостоятельность, гласность, самоуправление и учет мнения адвокатов - членов коллегии; -
сочетание профессиональных интересов адвокатов - членов коллегии и общих интересов коллегии; -
ответственность органов управления коллегии за принимаемые решения; -
взаимодействие с государственными органами власти и управления, общественными организациями и объединениями, субъектами хозяйственной деятельности; -
недопустимости вмешательства в деятельность коллегии со стороны государственных органов, общественных и иных организаций.
Как в каждой некоммерческой организации, основанной на членстве, в коллегии адвокатов состоят члены-учредители и члены коллегии, не являющиеся учредителями. Учредители коллегий нередко устанавливают в свою пользу определенные льготы по сравнению с рядовыми членами, чтобы окупить затраты по формированию имущества. В остальном и прежде всего в вопросах, касающихся профессиональной деятельности адвокатов, члены коллегии равноправны независимо от того, являются они учредителями или нет.
Коллегии адвокатов образуются в соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, который говорит следующее.
Прежде всего учредить коллегию адвокатов вправе два или более адвоката. Другой способ создания коллегии адвокатов - это реорганизация адвокатского бюро (ч.11 ст.23 Закона). Важной особенностью правового статуса коллегии адвокатов является то, что она создается в целях обеспечения профессиональной деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь индивидуально от собственного лица.
Действует коллегия адвокатов на основании устава, утверждаемого учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр (ч.3 ст.22 Закона).
К учредительному договору и уставу коллегии частями 4 - 6 ст.22 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре предъявляются те же требования, что и статья 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" к некоммерческим партнерствам. Здесь учредители определяют условия передачи коллегии адвокатов своего имущества, порядок участия в ее деятельности, порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов, права и обязанности учредителей (членов) коллегии адвокатов, порядок и условия выхода учредителей (членов) из ее состава.
Высшим органом управления коллегии является собрание адвокатов членов коллегии. В случаях, предусмотренных уставом коллегии адвокатов, может созываться конференция. Периодичность созыва собрания (конференции) адвокатов определяется уставом коллегии адвокатов.
Исполнительным органом коллегии адвокатов, в соответствии с уставом, может быть президиум либо председатель коллегии
Председатель президиума (председатель коллегии):
-
действует от имени коллегии без доверенности; -
представляет коллегию в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами; -
выдает доверенности и заключает сделки от имени коллегии; -
распоряжается имуществом коллегии в соответствии со сметой и назначением имущества; -
руководит работой аппарата коллегии, осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата коллегии; -
организует проверку жалоб и иных материалов в отношении адвокатов, истребует у них письменные объяснения, вносит соответствующие предложения на рассмотрение президиума; -
созывает собрание коллегии, обеспечивает исполнение решений президиума и решений собрания (конференции) адвокатов коллегии.
Для определения квалификации адвокатов и рассмотрения жалоб и заявлений на адвокатов, решением общего собрания (конференции) адвокатов может быть создана квалификационная комиссия, которая руководствуется федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и уставом.
Об основании коллегии адвокатов ее учредители обязаны направить в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, содержащее сведения о месте нахождения коллегии, порядке осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией, сведения об учредителях. К уведомлению обязательно прилагаются нотариально заверенные копии учредительного договора и устава (ст.7 Закона).
Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов в соответствии с частью 8 ст.22 Закона об адвокатуре считается учрежденной с момента ее государственной регистрации. Регистрация коллегии адвокатов, образованной путем создания, несколько отличается от регистрации коллегии адвокатов, образованной путем реорганизации.
При регистрации коллегии, образованной путем создания, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" в регистрирующий орган представляются следующие документы:
-
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; -
учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии); -
выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; -
документ об уплате государственной пошлины.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. При этом регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации обязан выдать заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Реорганизация адвокатского бюро в коллегию адвокатов считается завершенной с момента государственной регистрации коллегии, а адвокатское бюро с этого момента считается прекратившим свою деятельность. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения. При этом решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с частью 10 ст.22 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре коллегии адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранных государств, если это предусмотрено законодательством иностранных государств. Филиал коллегии адвокатов не является юридическим лицом. Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал. Сведения о них, вносятся в региональный реестр субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал, а сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале, созданном на территории иностранного государства, вносятся в региональный реестр субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.