Файл: Рубежный контроль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Российский государственный социальный университет




РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ 1

по дисциплине «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ »


_____________________________________________________

(тема практического задания)

ФИО студента

Новиков Денис Дмитриевич

Направление подготовки

Социология социальной жизни

Группа

СОЦ-Б-2-Д-2022-1


Москва 2023



  1. Первоначально в системе человеческих ценностей преобладают потребности преимущественно физиологического характера. Прежде всего, человек воспринимает себя как часть живой природы, как представитель животного мира. Как и любое другое живое существо, он уделял главное внимание и тратил всю свою энергию на добывание пищи, поддержание и защиту своей жизни, отражению угроз, исходивших от других живых существ и неведомых для него сил при- роды. В процессе длительной эволюции Homo erectus (прямоходящий) и Homo habilis (умелый) постепенно отделяется от других животных, как бы возвышается над ними, превращаясь в существо разумное — Homo sapiens.

Человек начинает находить в себе некое духовное начало и некую индивидуальность со специфическими данными, отличающими его от других ему подобных существ. Он начинает осознавать свои способности и дарования, испытывает радость и наслаждение в процессе их реализации.

Постепенно происходит естественная дифференциация общественных функций и обязанностей: наиболее сильные и ловкие охотятся, физически слабые (женщины и дети) собирают растительную пищу поблизости, готовят еду, присматривают за детьми. Члены социума с ярко выраженными интеллектуальными данными обобщают жизненный опыт, размышляют над многообразными проявлениями природы, ее повторяющимися явлениями, прогнозируют события, становятся прорицателями и жрецами.


  1. После появления имущественного и социального неравенства, возникновения государства и закрепления неравенства в праве, единство между индивидом и социумом, особенно его политическим институтом в лице государства все более разрушается, и возникает естественная необходимость в закреплении прав и свобод человека и на индивидуальном уровне.

  2. Еще в XVIII веке до н. э. царь Вавилона Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) составил кодекс из 282 статей, в котором он «даровал право и законы на языке страны» с целью «водворения в стране справедливости и истребления беззакония, чтобы сильный не притеснял слабого». Первое упоминание слова «свобода» встречается в клинописных памятниках древнего города-государства Лагаш, а также в древнеиндийских религиозных текстах (свараджа).

Утверждение права и справедливости — цель древнеиндийских «Законов Ману». В них нашли отражение некоторые проблемы, которые начнут решаться в Европе лишь спустя две с половиной тысячи лет.

  1. Естественные законы и права человека долгое время отождествлялись людьми с законами Неба, творцом и верховным контролером которых является некое Верховное существо (Бог). Люди верили и верят в существование порожденных самой природой, лишь частью которой человек является, порядков, законов и норм жизни, которым отдавали и отдают приоритет. Соблюдение этих законов — норма жизни, отклонение от них, их нарушение — грех, зло. В древнеиндийских Ведах последние рассматривались как синонимы болезни, вражды, недостойного поведения, проклятия, своего рода загрязнение, которое может быть устранено лишь определенными ритуальными действиями. Грех или загрязнение человека могли быть вызваны его противоестественным поведением, неподобающими словами, недобрыми мыслями или поступками.

Философия прав и свобод человека в различных регионах и странах мира, а вместе с нею и практика их признания и реализации, складывалась и развивалась, таким образом, в неразрывной связи с утвердившейся здесь религией и в тесном взаимодействии с философией религии. Однако во все времена религиозные нормы и каноны больше служили укреплению власти, чем утверждению и соблюдению прав и свобод человека. После начала эпохи Просвещения и реформации католической церкви христианский мир оказался центром движения за права и свободы человека.

  1. - Реальное место индуиста в мире и в жизни определяется через его моральное поведение. ««Каковы действия человека, каково его поведение , таким он будет и сам», — говорится в «Упанишадах» (религиозных текстах индуизма). — Кто делает добро, тот станет хорошим, кто делает зло — тот плох». «Добро», «хорошо» понимаются весьма многопланово. Если для «Упанишад» — это отказ от радостей и удовольствий, воздержание , то так называемые дхарма (руководства о правилах поведения и обрядов, являющихся основой индуистского права) утверждают, что домохозяйство, поддержание его очага, рождение и воспитание детей являются благочестивыми делами. Дхарма содержит в себе социальную доктрину основных стадий жизни.


- Провозглашается законность правительственной власти и обязанность иудеев повиноваться ей, покорность становится частью их религиозной теории. В то же время по всем вопросам гражданского права иудеи должны обращаться в свои, раввинские суды, а в вопросах семьи и бизнеса руководствоваться законами своей веры.

- в рамках христианского богословия появлялись взгляды, способствовавшие развитию философии прав и свобод чело- века. Так, Фома Аквинский считал, что человек обладает собственной свободной волей и сам направляет себя к определенной цели. Одним из первых в философии политики он дифференцировал законы человеческой жизни на законы вечные, божественные, естественные и человеческие. В дальнейшем теория естественного права будет раз- вита и конкретизирована философами-просветителями и их последователями, станет основой философии прав и свобод человека в новое и новейшее время. Некоторые христианские миссионеры и авторитеты, как будет показано дальше, энергично выступали в защиту прав и свобод порабощаемых христианскими же правителями народов колонизируемых стран. А некоторые направления протестантизма становятся пропагандистами свободы и равноправия и превращаются, говоря сло- вами А. де Токвилля, в «демократические и республиканские религии» и на самом деле посодействовали становлению в демократии и республик.

6) После начала эпохи Просвещения и реформации католической церкви христианский мир оказался центром движения за права и свободы человека.

7) - Право, по мнению Гроция, — это синоним справедливости. Свобода морей, считал он, должна стать ключевым аспектом связи между странами и государствами. Ни одно государство не может присваивать себе право контроля над морями и океанами ввиду их необъятности отсутствия фиксированных границ. Гроций же одним из первых в новое время писал о методах урегулирования споров. Первый метод — это конференция конкурентов или соперников и переговоры между ними. Второй метод он называл компромиссом, в котором каждая сторона отказывается от некоторых своих требований или делает уступки конкуренту. И, наконец, это решение спора путем войны. Но, считал Гроций, иногда лучше отказаться от прав, чем пробовать добиваться их силой. Им была сформулирована концепция международного сообщества, которое объединено вместе общими, совместно выработанными правилами, приложенными ко всем принявшим их государствами и правителям.

- труд Самюэля Пуфендорфа «О законах природы и народов» (в восьми книгах), в которой он скрупулезно устанавливал отношения человека, общества и государства в разные времена и в разных условиях. Пуфендорф одним из первых заявлял, что первым соглашением людей они учредили общество (civil society), вторым соглашением — республику, которую он, как и Цицерон, понимал, как общее дело (commonweal) и общее богатство (commonwealth) народа, и только третьим соглашением формировал публичную власть и передал ей определенные полномочия, необходимые для обеспечения мира и безопасности общества. То есть интересы обществ и граждан являются основой и целями, во имя которых существуют государства и которым правители должны подчинять свою деятельность. Пуфендорф отвергал идею божественного и абсолютного права монарха и отстаивал идеи свободы человека в утверждении общественного порядка.
Этот правовед олицетворял собой тех, кто пропагандировал «счастье гражданского общества при демократической форме правления»2. Он писал о том, что каждый человек как социальное существо обладает достоинством и имеет естественное право на равенство и свободу, в том числе и на свободу совести. Пуфендорф отвергал тезис Аристотеля о природном характере рабства. Он считал, что собственность создается путем физического захвата людьми какой-либо ценности и закрепления ее за собой с санкции государства

- Все люди по природе равны, считал Локк. Труд является источником и обоснованием собственности. Государство, учреждаемое договором или согласием граждан, устанавливает пределы собственности. Стало быть, государство не всегда существовало. Индивид относительно самостоятелен и независим.

Люди рождаются свободными и равными в правах. Естественная свобода человека

состоит в том, чтобы быть свободным от любой верховной власти на земле, поступать по своей собственной воле, но в согласии с законами и нормами природы, а не по воле или желанию законодательного органа. Свобода человека в политическом обще- стве состоит в том, чтобы быть свободным от любой законодательной власти кроме той, которая установлена общим согласием сообщества. Возражая современникам, которые трактовали свободу как возможность каждого человека поступать так, как он хочет и как ему нравится, не будучи связанным какими бы то ни было законами, Локк писал, что свобода людей в государстве означает жизнь по постоянным законам, принятым законодательной властью, учрежденной этим обществом, и обязательным для каждого его члена. Это возможность человека следовать его собственной воле во всех делах в пределах, предписанных законом, и не быть подчиненным неустойчивой, неуверенной, неизвестной , произвольной воле другого человека. Эта свобода от абсолют- ной, произвольной власти является настолько необходимой для без- опасности человека, что он не может делиться ею с государственной властью, позволять ей порабощать себя и забирать его жизнь. В противном же случае он подвергнется рабству. Стало быть, главное пред- назначение государства — это охрана жизни, свободы и имущества граждан.

8) Суть прав и свобод, согласно биллю о правах (первым десяти поправкам к Конституции США), сводится к следующему. В США запрещено устанавливать законодательным путем государственную религию. Нельзя запрещать или ограничивать право исповедания других религий. Вооруженный народ является условием обеспечения безопасности. Поэтому право американца хранить и носить оружие не подлежит ограничению. Запрещено размещение солдат в квартирах в мирное время и без согласия на то самих владельцев квартир. Личность и жилище человека неприкосновенны. Без соответствующего ордера нельзя ни обыскивать жилье, ни арестовывать людей. Без суда присяжных нельзя привлекать американца к ответственности, лишать его частной собственности, нельзя принуждать к лжесвидетельству. Человек имеет право на скорый и справедливый суд присяжных. Суд должен состояться там, где совершено преступление. Все дела, основанные на общем праве, ценою свыше 20 долларов, имеют право быть рассмотренными судом присяжных. Запрещаются непомерно высокие залоги, чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Перечисление в Конституции определенных прав не должно рассматриваться как отрицание или умаление других прав, сохраняющихся за народом. Полномочия, не переданные федеральному правительству, сохраняются за штатами или за народом.


9) Декларация содержит скорее обещания, которые могут быть выполнены в будущем, нежели реальные права. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, — гласит ее первый пункт. — Социальные различия не могут быть основаны ни на чем ином, кроме общей пользы»1. Сохранение естественных и неотъемлемых прав человека на свободу, собственность, безопасность и право сопротивляться притеснению, объявлялось целью всех политических объединений. Декларация провозглашала народ верховным суверенном, равенство всех французов перед законом, являющимся выражением воли общества. Все граждане имеют право участвовать «лично или через своих представителей» в формировании правительства, а общество — требовать от любого института власти или должностного лица отчета о своей деятельности. За человеком провозглашалось право на неограниченную свободу высказывать свои мысли, мнения, говорить, писать и издавать свободно, неся ответственность за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных законом (ст. XI). Признавалось право на частную собственность. Сама собственность объявлялась нерушимой и священной, никто не мог быть лишен ее иначе, «как в том случае, если того потребует законом признанная общественная необходимость, и при условии справедливого предвари- тельного вознаграждения»

10) - Государство, по Канту, — это правовая организация, основанная на таких априорных принципах, как свобода, равенство и самостоятельность граждан. Кант указывает, таким обра- зом, на объективные основы прав человека. Он считал, что разум явля- ется основой морали. Любые действия человека должны быть предпри- няты, исходя из диктуемого разумом чувства обязанности, и никаких действий не следует осуществлять, повинуясь только закону или обы- чаям. Свободу человека Кант понимал не как безграничную свободу анархии, но как свободу самоуправления, свободу осознанно повино- ваться законам универсума как они познаются разумом.

- Гегель рассматривал человека одновременно и как индивидуаль- ность и как всеобщность. Каждый человек может выступать в жизни одновременно в нескольких ипостасях — как бюргер, мещанин, обыва- тель и, в то же время, как гражданин. Бюргер или обыватель действует несколько иначе, нежели гражданин. И права бюргера отличаются от прав гражданина. На протяжении большей части классовой исто- рии всеобщность была определяющей.