Файл: Дисциплина Теория и методика физического воспитания с практикумом Практическое занятие 5 Обучающийся Руденко Марина Александровна Преподаватель Мухарамова Галина Витальевна Задание (Максимальное количество баллов 3 балла).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Опишите приёмы (не менее 2 приёмов), способствующие успешному освоению младшими школьниками следующих строевых упражнений:

  • «построение в шеренгу»;

  • Производится по команде: «Класс, в одну шеренгу — СТАНОВИСЬ!». Подав команду, учитель при­нимает положение строевой стойки, класс выстраивается влево от него. С началом построения учитель выходит из строя и сле­дит за выстраиванием класса. При обучении построениям в ко­лонну по одному и шеренгу учитель использует и команду «Ра­зойдись!». Например, после построения класса в тот или иной строй учитель проверяет правильность и подает команду «Ра­зойдись!». Дети выходят из строя, играют или свободно пере­двигаются по залу. Через 10-15 с по команде «Становись!» уче­ники должны занять свои места. Задание повторяют несколько раз. Обучая учащихся построению в колонну и шеренгу, учи­тель должен объяснять, что понимается под словом «колонна» и «шеренга». Далее следует показать на примере, расставив уче­ников в затылок друг другу (колонну) или на одной линии ли­цом в одну сторону (шеренгу), какой строй называется колон­ной, а какой шеренгой. Учащиеся должны также уяснить, что расстояние между стоящими в колонне называется дистанцией, а между стоящими в шеренге — интервалом.

  • «перестроение из колонны в несколько звеньев»;

Применяется для выполнения общеразвивающих упраж­нений, проведения эстафет, некоторых подвижных игр. Для этого учитель вызывает из строя трех (четырех) учеников и ста­вит по одному на расстоянии, удобном для занятий. Потом вы­зывает следующих трех или четырех учеников, которые встают в затылок направляющим и т. д. Когда дети будут знать свои места в колонне, построение можно производить по команде «Класс, в колонну по три (четыре) — СТАНОВИСЬ!». Для вы­полнения общеразвивающих упражнений при перестроении эф­фективно использовать заранее подготовленные разметки с уче­том определенных интервалов и дистанции.

  • «размыкание»;

Используется для проведения ОРУ и занятий основной части урока. Размыкание внача­ле лучше изучать в небольших шеренгах или рядах. После объ­яснения упражнения учитель дает распоряжение «Влево разомкнитесь на вытянутые в стороны руки», по которому все учащиеся, кроме стоящего справа, отходят влево, одновременно поднимая руки в стороны, до тех пор, пока концами пальцев поднятых в стороны рук не будут касаться пальцев рук соседей справа и слева. Это размыкание самое доступное для первоклассников.


  • «передвижение строевым и походным шагом».

В зависимо­сти от того, какая команда подана: «На месте шагом — МАРШ!» или «Шагом — МАРШ!», — учащиеся должны выполнять те или иные действия. Обучение команде «Шагом — МАРШ!» желатель­но вести после освоения команд «На месте шагом — МАРШ!» и «Класс — СТОЙ!». По команде «На месте шагом — МАРШ!» уче­ники по произнесении предварительной ее части должны перене­сти тяжесть тела на правую ногу, а по исполнительной — начи­нать движение с левой ноги и шагать на месте до команды «Класс — СТОЙ!», исполнительная часть которой подается под левую ногу, затем выполняется шаг правой и приставляется ле­вая нога. Обучение лучше вести фронтально в шеренге. После ос­воения этих команд на месте можно приступить к обучению с про­движением вперед. Для этого подается команда «Шагом — МАРШ!», и учащиеся начинают передвигаться вперед. Для их ос­тановки подается команда «Класс — СТОЙ!».

  1. Обучение строевым упражнениям учащихся помогает развитию такого физического свойства как координация (ловкость). Наиболее информативным критерием оценки координационной способности при выполнении большинства двигательных действий рассматривается точность выполнения движений. Степень ловкости человека проявляется в том, насколько результативны оказываются движения при их взаимодействии с внезапными изменениями. Измерителями ловкости служат:
    – уровень координационной сложности двигательного действия;
    –точность двигательного действия ;
    –экономичность двигательных действий;
    –время, необходимое для освоения двигательного действия;
    – способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Строевая подготовка - дело сугубо практическое. Каждый прием нужно отрабатывать многократным повторением, придерживаясь такой последовательности:
- назвать прием (действие) и подать команду, по которой он выполняется;
- показать образцовое выполнение приема (действия) в целом, затем по разделениям с одновременным кратким объяснением правил и порядка его выполнения;
- научить обучаемых технике выполнения приема (действия) сначала по разделениям, затем в целом;
- тренировать учащихся в выполнении (действия), добиваясь ловкости, быстроты и четкости действия.
Строевая стойка.

 Строевая стойка, является основным элементом строевой выучки, на котором «опираются» все другие элементы. Поэтому необходимо добиться, чтобы принятие строевой стойки вошло в привычку учащихся на всех занятиях, а также при общении между собой, учителем, директором, инструктором. Для этого нужно внимательно наблюдать за поведением учащихся и всякий раз деликатно напоминать им об этом.
Ошибки. Носки развёрнуты слишком широки или узко. Тело не подано вперёд. Пальцы не в полусогнутом состоянии (вытянуты).Голова опущена. Подбородок выдвинут вперёд.
Строевые упражнения – совместные или одиночные действия учащихся в строю.
Методические рекомендации к применению строевых упражнений
Команды, как правило, разделяются на предварительные исполнительные («Шагом– МАРШ!»,«Кру–ГОМ!»).Исполнительная команда подается после небольшой паузы, отрывис-то и энергично. Подавая команды, учитель должен находиться в положении основной стойки.
При построениях в предварительной части команды указывается название строя (например, «В одну шеренгу–»), затем исполнительная команда «СТАНОВИСЬ!»). При подаче команд на перестроение надо соблюдать последовательность ее частей:
а)название строя;
б)направление движения;
в)способ исполнения;
г)исполнительная команда.
Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по четыре команда должна быть подана так: «В колонну по четыре налево(направо) шагом– МАРШ!»
При размыкании последовательность частей команд будет такой:
а)направление;
б)величина интервала;
в)способ выполнения.
Например: «Влево на два шага приставными шагами разом–КНИСЬ!» .
Методы и методические приёмы обучения строевым упражнениям
Обучая строевым упражнениям, применяются методы:
объяснения;
показа
практических упражнений (игровой и соревновательный);
метод обучение по разделениям (по частям).
Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий команд . Сначала осваивают построения, строевые приёмы, передвижения, а затем размыкания и смыкания.
Для повышения эффективности освоения строевых упражнений необходимо совершенствовать методику обучения в плане активизации деятельности учащихся на уроках. Остановимся на некоторых эффективных методах и приемах обучения строевым упражнениям, максимально активизирующих учебно-познавательную деятельность школьников.

Один из уроков может начаться необычно. Учитель во время построения класса стоит с секундомером в руках и специально, чтобы все видели, подчеркивает, что он фиксирует время построения. Когда класс построится, сообщается время, ушедшее на построение, и задается вопрос: можно ли построиться быстрее? Ученики готовы улучшить результаты и действительно справляются с заданием. Целесообразно установить оптимальное время построения, например 20 сек. На каждом последующем уроке настраивать учеников на построение в установленный срок, оптимально сокращая его постепенно.
Игровой и соревновательный методы при обучении строевым упражнения из подвижных игр с элементами построений, используются игры учебной программы: «Смена мест», «Мяч среднему», «У ребят порядок строгий», «За мной», «Класс, смирно!», «Музыкальные змейки».
Для совершенствования навыков строевых упражнений в средних и старших классах (особенно юношей) их следует включать в основную часть урока, как вид гимнастического многоборья с целью освоения упражнений и привития навыков руководства строем.
Задание 7. (Максимальное количество баллов – 4 балла)

1. Составьте комплекс из 10 имитационно – образных, общеразвивающих упражнений для применения в основной части урока физической культуры во 2 классе.

2. Обучают общеразвивающим упражнениям различными способами
1. По показу. Упражнения показывают “зеркальным способом”, стоя лицом к занимающимся, и наоборот. Для начала подается команда: “Исходное положение (указывается способ исполнения - прыжком, шагом, отставляя правую) - принять!". Учитесь проделывает упражнение 2-3 раза вместе с классом. Если ученики допускают ошибки, дается указание: «Посмотрите на меня и обратите внимание на движение руки» и т. д. Для окончания вместо последнего счета «4» или «8» дается команда; «Стой». По этой команде занимающиеся останавливаются в исходном положении, по следующей команде принимают стойку «вольно».
При проведении общеразвивающих упражнений с детьми первых - вторых классов все действия выполняются по распоряжениям, а не по командам. Учитель говорит: “Примите такое исходное положение, как я, посмотрите внимательно на мои руки. туловище, ноги. Со мной упражнение - начи - Най! Смотрите внимательно и делайте все, как делаю я».


2. По рассказу. Учитель называет исходное положение, с которого будет выполняться упражнение, и рассказывает, что нужно выполнить на первый счет, второй и т. д. Затем подает команду: «Исходное положение - принять!»: Проверяет исполнение и подает следующую команду: "Упражнение (указывает в какую сторону, с какой руки, ноги) начи - Най!" - и по ходу движения подсказывает, что нужно делать на каждый счет: “Руки вверх, наклон вперед, выпрямиться и т. д.
Если упражнение выполняется без музыкального сопровождения, то учитель регулирует темп счетом и все время делает указания, исправляя ошибки.
В младших классах учитель в рассказе не использует терминологических названий, а лишь поясняет, что нужно сделать.
Рассказ может быть имитационным. Дети младшего возраста сохраняют склонность подражать виденным действиям. Поэтому при выполнении упражнений целесообразно пользоваться способом имитации движений. Учитель все действия детей сопровождает рассказом: “Делайте движения руками, как птицы крыльями, - летите. Продвигайтесь, как прыгает мяч и т. д.
3. По показу и рассказу. Учитель, показывая упражнение, объясняет, как его выполнять, обращая внимание на более трудные места Далее командует. По ходу выполнения он все время уточняет движения, показывая, как лучше их выполнить
4. По разделениям. Учитель подает команду: «Исходное положение - принять!» (показывает или называет его), а далее командует: «Упор присев принять - делай раз!» (проверяет и требует правильного исполнения). «Упор лежа - делай два!» (снова дает указания правильно выполнять его). «Согнуть руки - делай три!» и т. д. После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениями подается команда: «В целом (слитно) упражнение - начи - най!». Применение такого способа повышает плотность занятий, позволяет уточнять движения и правильно их выполнять.
Проведение общеразвивающих упражнений раздельным способом. Отличительная особенность этого способа — паузы между отдельными упражнениями комплекса и относительно посто­янное место учащихся (построение в кругу или разомкнутом строю в колонну по три, по четыре). Этот способ носит в основ­ном образовательную направленность, так как предусматрива­ет решение задач:
•освоение техники выполнения упражнений;
•обучение и проверка знаний терминологии;
•развитие физических качеств;
• психофизиологическая подготовка организма детей к пред­стоящей работе на уроке;