Файл: Реферат по дисциплине История Культ Св. Константина Великого в византийской дворцовой традиции (тема реферата) фио студента Славков Кирилл Олегович Направление подготовки.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История»
Культ Св. Константина Великого в византийской дворцовой традиции
(тема реферата)
ФИО студента | Славков Кирилл Олегович |
Направление подготовки | туризм |
Группа | ТУР-Б-01-Д-2022-А |
Москва 2022
Оглавление
-
Введение -
Культ Святого Константина в Византии -
Почитание Святого Константина -
Культ св. Константина Великого в истории -
Заключение -
Источники
Введение
Объект исследования: Культ Святого Константина Великого
Цель исследования: разобраться в теме, чтобы понять значимость и роль культа Святого Константина Великого
Константин Великий среди исторических персонажей является значимой фигурой. На римском Форуме Константину посвящена арка, что совсем не случайно, поскольку он стал последним императором, правившим в Риме. В 330 г. Константин переносит столицу империи на берег пролива Босфор, и она получает новое имя – город Константина или по-гречески Константинополь. По христианской традиции он почитается первым христианским императором и прославляется как равноапостольный царь. Константин утвердил христианство и при нем состоялся Первый Вселенский собор в 325 г. в Никее. Утверждение христианства имело долгий и тернистый путь и его связывают с изданием при Константине императорского постановления в 313 г. Миланского эдикта. Приведя в порядок римские дела после победы над Максенцием, Константин отправился в Милан, где заключил союз со своим соправителем Лицинием. Изданный ими указ поддерживает гонимых христиан. Однако он не был первым в своем роде. Так, по
указу Августа Галерия, изданному еще в 311 г., преследование христиан запрещалось, и они могли свободно проводить христианские богослужения.
Культ Святого Константина в Византии
Император Константин почитался еще при жизни. Создание культа императора являлось необходимостью. Поддержание культа было своего рода государственной идеологией. Да и сам Константин при жизни увековечил свою память «первого христианского императора», приказав построить храм святых Апостолов. В храме находился гроб-усыпальница императора, вокруг которой располагались двенадцать гробниц святых Апостолов. Этим самым Константин утвердил свой статус «равный Апостолам». Однако церковь признала его равноапостольным святым не за гроб-усыпальницу, а за то, что христианство стало государственной религией Восточно-Римской империи. Не только храм святых Апостолов построил император при жизни, вторым его памятником стала огромная колонна на Босфоре, которую венчает его скульптурное изображение в виде Аполлона с золотой короной на голове. В правой руке император держит крест, а в левой – копье. Держава с крестом являлись символом могущества императора. Круглая держава символизировала собой все царство, подвластное императору. Строительство Константинополя делают Константина основателем Византии, а принятие и распространение христианства делают его «первым христианским императором». На смену Римской империи пришла Византийская империя, что стало новым историческим этапом в развитии всего человечества. Распространившая христианство Византийская империя, дала развитие христианской цивилизации в остальном мире. Христианство Византийской империи – это восточная ветвь христианства. Христианство из Византии изначально принял Рим, и конфессия христианской религии была одна. Разделение церкви на католицизм (Западная ветвь) и православие (Восточная ветвь), произошло в 1054 г., когда Византии уже не существовало. Константина почитали и после его кончины спустя много веков. Так, в 1349 г русский паломник Стефан Новгородец описывал великолепие императорской усыпальницы, а на основании церемониальной книги Псевдо-Кодина был установлен календарь торжественных дат, в котором все последующие василевсы отдавали почитание Константину Великому. Каждое 1 сентября патриарх вместе с царствующим на тот момент императором, согласно традиции, устраивали форум и службу с крестным ходом в честь Константина.
Почитание Святого Константина
В Православной Церкви память святого Константина соединяется с памятью его матери Елены. Почитание Святых Константина и Елены стало прототипом почитания равноапостольного князя Владимира и его бабки Ольги, принявшей при крещении имя святой Елены. Служба памяти святого Владимира совершается по юлианскому календарю 15 июля и содержит многочисленные сравнения с подвигами святого Константина. Многие русские удельные князья из Рюриковичей, носили имя Константин. Часто его давали людям при крещении – великий князь Ростовский и Владимирский Константин Всеволодович - внук Юрия Долгорукого, князь Рязанский Константин Владимирович - праправнук Святослава, сына Ярослава Мудрого, сын святого князя мученика Михаила Тверского - Константин Михайлович, князья Константин Романович Рязанский, Константин Ростиславович Смоленский, Константин Ярославович Галицкий и др. Почитание Константина Великого выражалось не только в том, что великие князья получали его имя при крещении, но и в том, что в его честь освящались многочисленные храмы и алтари. Одна из кремлевских церквей носила его имя, но в 1930-е годы церковь была разрушена. В последние десятилетия в Москве были восстановлены три московские церкви в честь святых Константина и Елены – это домовые церкви при Университете по землеустройству, при Межевом институте, при Пятницком попечительстве. За пределами столицы существует еще пять Константино-Еленинских церквей, относящихся к Московской епархии. Пять домовых церквей, освященных в честь святых Константина и Елены, есть в Санкт-Петербурге. Имя святых Константина и Елены носят около 30 храмов в провинциальных епархиях на территории России, включая такие древние русские города как Владимир, Суздаль, Вологда, Псков. Есть такие храмы в городах Поволжья, Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Есть русские церкви Константина и Елены в ближнем и дальнем зарубежье. В Белоруссии расположено два храма, один храм в Молдавии, один в Казахстане, два храма – в Германии, один в Австралии. В традиции византийских императоров культ почитания св. Константина был способ государственной идеологии и способом объединить империю. Ведь император Константин Первый, по сути, создал империю и заложил распространения христианства.
Следует отметить, что Византийская империя после потери своей столицы Константинополя, еще сохраняла свое могущество, хотя василевсы Палеологи, сознавали свое пошатнувшиеся положение. Османская империя захватила столицу Византии, Константинополь, и угрожала существованию Византии. Западная ветвь церкви, хотя и не было официально «отделена» и не имела разногласий с Византией, по основам христианских вероучений.
Но Рим вел христианские богослужения по латинскому обряду, различавшийся с византийской традицией. Так Палеологи всячески старались поддержать единство византийской империи, сохраняя традицию культа св. Константина. Память св. Константина отмечалась 21 мая. Церемония имела сложный и трудный характер. Резиденцией Палеологов был дворец Влахернах. Путь из резиденции до храма святых Апостолов занимал много времени. Василевсы вместе со свитой, отправлялись задолго да назначенной даты, отправляясь водным путем по Золотому Рогу. При водном путешествии, а затем и при пешей верховой поездке, вся императорская династия неоднократно сменяла пышные одеяния, что также было частью церемониала. Проезд процессии василевсов по улицам, вызывало большой интерес у народа, приходившего посмотреть на императоров и их пышную церемонию. В храме васильевс одевал пышную одежду, вместо походной. Затем шел после крестного хода вместе с патриархом отдать почесть св. Константину. Отдание чести в день поминовения императора Константина Великого отмечалось и после падения Византии и прекращения существования династии Палеологов. Мощи св. Константина Великого сохранены до настоящего времени. Культ св. Константина больше происходил именно с церковными обрядами. При Византийских дворах, был специальный календарь, и праздники посвященные почитанию св. Константина. При византийском дворе, помимо статуй были изображения св. Константина. Так, в Софийском оборе до сих пор сохранена фреска.
На фреске изображен св. Константин Великий и его мать святая равноапостольная Елена. По преданию св. Елена отыскала крест, на котором был распят Христос. Фреска изображает императора Константина и его мать, как святых - «равноапостольных». Император Константин и его мать распространяли христианство наравне с апостолами. Поэтому, Св. Константин и его мать св. Елена называются «равноапостольными». При почитании св. Константина также нашло изображение императора на фресках, иконах, и в литературе.
Культ св. Константина Великого в истории
Император Константин Великий скончался в 337 году н.э. Еще при времени правления император Константин Первый выстроил огромную колонну на Босфоре, по его указаниям, была сделана огромная статуя, где император Константин в виде аполлона, представлен с золотой короной. Также св. Константин Великий построил храм святых Апостолов, где по его распоряжению был вытесана каменная гробница. Здесь в храме святых Апостолов, должна была создаться усыпальница для всей династии Константина Великого, что и было осуществлено.
Император Константин создал культ не себя самого, созданный им культ почитания был создан, прежде всего, как «императора всех христиан» как «основателя христианской империи» и «родоначальника династии византийских императоров христианской империи» Этот факт можно найти в историческом подтверждении. Софья Палеолог была племянницей императора Константина XI Палеолога. Её отец, Фома Палеолог, был братом последнего императора Византии Константина XI. Так после падения Византийской империи, Софья Палеолог стала женой великого князя Ивана III, который был дедом Ивана Грозного, а Софья Палеолог была бабкой царя Ивана Грозного по мужской линии. В споре с шведским послом о происхождении славянских князей, Иван Грозный сказал, что их род идет от Августа. Это было правдой, учитывая ,что бабка Софья Палеолог царя Ивана Грозного была предком св. Константина.
Заключение
Софья Палеолог была византийской принцессой, а ее род восходил к св. Константину Великому. Приехав на Русь, первое, что она сказала, что теперь Россия будет «Третьим Римом». В распространении христианства и укреплении на Руси христианской веры, Великий князь Иван и Софья Палеолог видели возрождение «христианской империи». Св. Константин Великий был почитаем на Руси, как и в истории Византии и всего христианского мира. Таким образом, Русь приняла византийское наследие христианской культуры, а святой Константин почитаем в Русской православной Церкви, как равноапостольный святой. Почитание императора Константина было распространено и после его кончины спустя много веков. Так русский паломник Стефан Новгородец в 1349 году описал великолепия усыпальницы императора Константина. Именно с культа императора св. Константина Великого на Русь пришла традиция русских царей, с державой с крестом и копьем в руках. Именно принятие христианства как государственной религии и последующим распространение христианства создали культ почитания императора Константина Великого. Константин Великий является основателем Византийской империи, с выстроенным им же, столицей Византии Константинополем, и почитается как распространитель христианства. Почитание императора было признано при жизни Константина Великого. Выстроенная колонна и статуя более тех метров, изображали императора Константина с венценосной короной и державой с крестом в правой руке и копьем в левой.