ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 6 Социальные общности
-
Понятие социальной общности и ее разновидности. Массовые общности, социальная организация -
Этносоциальные общности -
Социальные группы. Виды социальных групп -
Трудовой коллектив
-
Понятие социальной общности и ее разновидности. Массовые общности, социальная организация
Социальная общность– совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.
Критерии выделения общностей:
-
Сходство, близость условий жизнедеятельности людей; -
Общность потребностей людей, субъективное осознание ими своих интересов; -
Наличие связей, взаимодействия, совместной деятельности и обмена этой деятельности; -
Формирование своей собственной культуры, системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и т.д.; -
Укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления; -
Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к данной общности.
Выделяют все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые:
Массовые общности:
-
Аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным количественным и качественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; -
Для этих общностей характерен ситуационный способ существования; -
Разнородный состав общностей.
Примеры: политические и экологические движения (например, «Российская экологическая партия «Зеленые», Российское общество защиты животных Фауна и др.); поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т.д.)
Классические труды, посвященные исследованию массовых общностей написаны Г. Тардом «Толпа и публика» (1883 г.) и Г. Лебоном «О поведении толпы» (1903 г.) Наиболее яркой формой массовых общностей является толпа. Г. Тард определял толпу как «множество лиц, собравшихся в одно и то же время и в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием». Всякая толпа, по Тарду, иррациональна и легко поддается внушению. Она повторяет одни и те же движения, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя, обращаться к разуму бесполезно. Бороться с толпой таким образом это все равно, что бороться с циклопом. Она криком, воем,
топаньем заглушит всех, кто не умеет ей угодить. Причем, чем многочисленнее ее рациональный уровень. Короче говоря толпа делает из человека животное, ослабляя или уничтожая его индивидуальность
Толпе Г. Тард противопоставляет другой вид массовых общностей – публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность:индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе этой общности лежит сходство мнений. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. По мнению Г. Тарда, публика продукт нового времени. Ее истоки в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлинный расцвет публики начинается с появления газет, а позже – радио и телевидения. Через средства массовой информации и коммуникации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.
Виды социальных общностей:
1) социально-классовые общности (классы, социальные слои);
2) социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);
3) этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);
4) социально-территориальные общности (город, деревня, регион);
5) социально-профессиональные общности.
Дадим интерпретацию понятиям «социальная организация» Социальная организация– общность людей, искусственно сконструированная для реализации какой-либо легитимной цели (например, производство товаров или оказание платных услуг) при помощи институционализированных механизмов подчинения (власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Примерами социальных организаций могут служить промышленные предприятия, фермерские хозяйства, банки, школы, больницы и т. д. Социальные организации могут быть очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими (от ста человек до нескольких человек). Социальные организации – промежуточный между большими и малыми социальными группами тип объединения людей, которые будут рассмотрены далее.
-
Этносоциальные общности
Этносоциальные общности называют также кровнородственными.К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.
Семья– наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю.
Племя– более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.
Народ– этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях.
Необходимо особо остановиться на категории этническая общность (этнос). Среди основных подходов, которые оказывают влияние на истолкование феномена этноса, можно выделить два: примордиалистский (от лат. primordialis – первоначальный) и конструктивистский. Сторонники первого рассматривают этничность как объективную данность, своего рода изначальную характеристику человечества. Для примордиалистов существуют некие объективные общности с присущими им чертами в виде территории, языка, осознаваемого членства и даже общего психического склада. Истоки данного подхода можно увидеть в идеях расово-антропологической школы в социологии XIX века (А. Гобино, Ж. Лапуж и др.), согласно которым этнокультурное своеобразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. К данному направлению примыкают ученые, подчеркивающие определенную роль природно-биологических факторов в становлении этносов. В отечественной этнографии подобную позицию отстаивал Л. Н. Гумилев, развивавший «пассионарную теорию этногенеза». Природно-биологический характер этноса Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос, считает Гумилев, есть результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. Этнос – это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер. Следует признать, что при всем своем критическом отношении к биологизаторским моментам все советское обществоведение стояло на глубоко примордиалистских позициях. В целом в мировой этносоциологии и антропологии этот подход остается крайне маргинальным и подвергается серьезной критике.
В 60-е годы XX века с появлением так называемого феномена этнического возрождения ученые стали все больше обращать внимания на то, что этничность следует рассматривать как средство в коллективном стремлении к материальному преимуществу на социально-политической арене. Сторонники конструктивистского подхода исходят из того, что этническое чувство является интеллектуальным конструктом, результатом целенаправленных усилий интеллектуальной элиты (писателей, ученых, политиков). Этническая общность – результат, таким образом, воспитания и социализации человека. Этно-националъные общности являются воображаемыми.
Однако это не мешает им быть мощной реальностью, важнейшей основой для коллективных действий. Данный подход подвергается критике в науке отдельными учеными, которые указывают на то обстоятельство, что культура и язык как важнейшие компоненты этнического самосознания уже не дают основания думать, что это – воображаемые общности. Очевидно, было бы ошибкой абсолютизировать первую и вторую крайности, истина, вероятно, находится между ними. Несомненно, что этническая принадлежность необходима человеку как средство приспособления и лучшей ориентации в современном сложном мире, как механизм достижения определенных социальных целей. В российских условиях через этничность граждане возрождают утраченное чувство достоинства, а лидеры осуществляют социальный контроль и политическую мобилизацию. По мнению известного российского ученого В. Тишкова, этническая общность – это группа людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, обладают мифом об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности.
Что касается категории нация, то необходимо отметить, что в российском обществоведении утвердилась традиция рассматривать нацию как высший тип этнической общности, как этно-нацию. Такой подход противостоит европейской и американской практике приписывания нации к государству. Нация в таком понимании – это гражданское или политическое образование, многоэтничное по составу, основными признаками которого являются территория и гражданство (например, американская, британская, французская нации). Принадлежность к нации не исключает принадлежности к той или иной этнокультурной общности.
-
Социальные группы. Виды социальных групп
Основной формой социальных общностей являются социальные группы.
Под социальной группойпонимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие. Социальная группа выступает своеобразным посредником между отдельным человеком и обществом в целом, а также средой, в которой проистекают коллективные процессы. Один индивид может одновременно состоять в 5–7 группах, поэтому специалисты насчитывают 8–10 млрд социальных групп при общей численности населения планеты 7,3 млрд человек (на январь 2016 года).
Ученые доказали, что многие особенности человека (способность к абстрактному мышлению, речь, самодисциплина и нравственность) возникли результате групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Сегодня человек не мыслит себя вне группы: он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды и т. д. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми.
Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются:
1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;
2) относительно высокой степенью сплоченности;
3) отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов.
Рассмотрим различные классификации социальных групп.
1. В зависимости от того, в какой мере объективная принадлежность индивида к данной группе предполагает субъективное осознание этой принадлежности, различаются номинальные группы, реальные группы и агрегаты.
Номинальные группы– социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (например, пассажиры пригородных поездов, семьи, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах практически не опосредствованы никакой деятельностью.