Файл: 1. Примерный перечень вопросов к зачету по Социологии для оценивания результатов обучения в виде знаний.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Примерный перечень вопросов к зачету по «Социологии» для оценивания результатов обучения в виде знаний
-
Объектно-предметная область, закономерности и категории социологии. -
Структура социологического знания и методы социологии. -
Функции, задачи социологии и значение социологических знаний в профессиональной деятельности юриста. -
Социологическая мысль в античности и средневековье. -
Социологические взгляды мыслителей Возрождения и Нового времени. -
Особенности развития социологической мысли в России. -
Определение общества и теоретические подходы к его анализу. -
Культура как объект социального познания. -
Понятие личности и ее социального статуса. -
Социальная адаптация и социализация личности. -
Девиантное поведение личности и его социальный контроль. -
Общество как социокультурная система. -
Государство и гражданское общество как социальные системы. -
Понятие личности и ее социальной адаптации и социализации. -
Социальное регулирование девиантного поведения личности. -
Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества. -
Социальная стратификация и социальная мобильность. -
Сущность, виды и функции социальных институтов. -
Семья и право как важнейшие социальные институты. -
Социальный контроль: сущность, разновидности. -
Социальная мобильность: понятие, виды и каналы. -
Роль института права для развития общества. -
Социологическое исследование в системе методов социального познания. -
Методика и техника сбора социологической информации. -
Сущность и субъекты социального массового поведения. -
Сущность социального движения и его разновидности. -
Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире -
Социальные изменения в обществе. Виды социальных процессов. -
Социальные конфликты: виды, характеристика. -
Основные социальные процессы в обществе. -
Социальные изменения и социальное развитие в обществе. -
Понятие социального воспроизводства и анализ его пропорций.
2. Примерный перечень простых практических контрольных заданий к зачету с оценкой для оценивания результатов обучения в виде умений
1. Определите социальную структуру и дайте краткое описание современной структуры российского общества.
2. Проведите анализ процессов социальной мобильности индивидов в современном российском обществе.
3.Сформулируйте свое понимание выражения «социологический образ мышления» на основе изучения и усвоения сущности понятий «объект социологии» и «предмет социологии». Раскройте его характерные черты, покажите особенности проявления в поведении людей.
4. Какие по вашему мнению социальные мотивы определяют поведение и деятельность индивидов в трудовых организациях. Дайте их краткую характеристику.
5. Какие методы социологической науки вы сможете использовать при взаимодействии в обществе и какие при решении профессиональных задач.
6. Какие функции практические социологической науки вы можете выделить при анализе социальных процессов и явлений в современном российском обществе. Объясните их.
7. Выявите и охарактеризуйте основные источники и причины социальные конфликтов в современном российском обществе.
8. Какие возможные пути и методы их разрешения современных социальных конфликтов в современном российском обществе вы видите. Объясните их.
9. Предложите свое понимание необходимости изучения социологии для подготовки современного специалиста юридического профиля.
10. Какие умения сформированные в ходе изучения дисциплины и как вы сможете использовать при выполнении должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.
11. Какие методы социологической науки и как вы сможете использовать при выполнении должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.
12. Как вы сможете использовать результаты социологического исследования при выполнении должностных обязанностей.
13. Какой метод сбора социологических данных об изучении социальных отношений в коллективе вы сможете использовать.
14. Возможно ли использовать при изучении правоотношений метод контент-анализа и анкетирования. Да или нет – объясните почему?
15. Как вы охарактеризуете демографическую ситуацию в России середины 90-х годов XX века и в настоящее время.
16. Попытайтесь определить круг профессий, сфер занятости, которые в настоящее время открывают наибольшие возможности для индивида относительно вертикальной мобильности. Какие, по вашему мнению краткосрочные и долгосрочные перспективы этих социальных групп?
17. Определите в процессе социологического анализа с какими социальными проблемами сталкивается в настоящем и может столкнуться в будущем российское общество.
18. Какие социальные процессы происходят в современном российском обществе. Проведите анализ и объясните свое понимание этих процессов.
19. С точки зрения социализации дайте определение терминам конформист и нонконформист. Можно ли представить себе общество состоящее только из нонконформистов (только из конформистов)? Какие негативные последствия нонконформизма можно выделить с позиций основных функций социализации?
20. Профессор Иванов известен студентам как весьма либеральный преподаватель. Часто он ставит студентам зачет автоматом. Какую из нижеперечисленных форм контроля он при этом использует: а) образовательную; б) карательную; в) примирительную; г) компенсирующую;
д) терапевтическую. Объясните почему вы выбрали данную форму
21. С точки зрения социологии, главной формой девиации может быть названо: а) преступление против собственности; б) гомосексуализм; в) пьянство; д) измена Родине; е) самоубийство. Объясните почему.
22. Поместите в левый столбик номера терминов, характеризующие материальную культуру, а в правый – духовную культуру:
1 - паровая машина, 2 - нормы, 3 - правила, 4 - образцы поведения, 5 - книга, 6 - галстук, 7- ритуалы, 8 - язык, 9 - украшение, 10 - плотина, 11 - мифы, 12 - храм, 13 - орудие труда, 14 - обычаи, 15 - жилой дом, 16 - традиции, 17 - знания, 18 - церемонии, 19 - теория относительности, 20 - дуэль, 21 - диспут, 22 - джинсы, 23 - огонь.
Материальная культура | Духовная культура |
23. Какие функции образования как социального института выможете выделить:
• формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе;
• воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти;
• воспитание творчества и инициативы;
• трансляция и распространение культуры в обществе (научных знаний, моральных ценностей и норм, опыта и навыков, присущих различным профессиям);
• воспитание определенной мировоззренческой ориентации;
• социальная селекция;
• социальное и культурное изменение, укрепление социального и экономического неравенства.
Объясните ваш выбор.
24. Объясните, в чем заключается отличие:
-
Корреляционного анализа от факторного. -
Номинальной шкалы от ранговой и от интервальной. -
Диаграммы от гистограммы.
25. Каковы особенности реализации результатов социологического
исследования юристом на практике? Объясните на примерах.
26. Объясните, какую роль в развитии глобальной взаимозависимости международного сообщества играют социокультурные процессы.
27. Охарактеризуйте основные этапы социально-экономического,
политического, социокультурного развития, подталкивающие
мир к глобализации.
28. Компьютерная революция, тесно связанные с нею коммуникационные технологии и мощные информационные потоки привели к возникновению мировой системы производства, распространения и
использования информации (Интернет).
Какие по вашему мнению перспективы развития мирового сообщества в связи с компьютерной революцией? Объясните свою позицию.
29. Объясните, почему социология сосредоточивает внимание не на
управлении машинами, а на управлении людьми.
30. Дайте характеристику специфических способов осуществления
социального контроля, применяемых судами, прокуратурой и
тюрьмами.
3. Примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к зачету с оценкой для оценивания результатов обучения в виде владений
1. Выделите наиболее характерные, с Вашей точки зрения, признаки предметной области социологии как науки, содержащиеся в определениях различных ученых: О. Конт, М. Вебер, Э.Дюркгейм, П. Сорокин.
2. Давайте обратимся к стратификационной системе России. Опишите:
а) Как, по Вашему мнению, выглядит геометрическая модель стратификационной системы России в современных условиях?
б) В чем заключаются особенности этой модели, с чем они связаны, какими факторами определяются?
б) Какие основные признаки выделения страт можно определить для России XIX века, коммунистического этапа, современного этапа?
3. Когда европейские и американские работорговцы начали захватывать рабов в различных африканских обществах, они полагали, что помогают этим людям избавиться от грубой, варварской жизни и приобщают их к цивилизованной жизни. Объясните примером этноцентризма, культурного релятивизма, культурной интеграции или культурных универсалий являются эти взгляды работорговцев по отношению к традиционной африканской культуре.
4. Вам поручили выступить в роли консультанта иностранных студентов, приехавших в Ваш университет. Ваше первое задание - подготовить руководство (внутреннюю инструкцию) для этих студентов: что им необходимо знать в первые дни пребывания в стране, городе, университете, чтобы ориентироваться в окружающей среде. Помните, что эти студенты совершенно не знают местных обычаев и символов, они в самом общем виде знакомы с ценностями, нормами и законами российского общества. Какую информацию, на Ваш взгляд, им целесообразно сообщить:
а) относительно особенностей обучения, поведения и традиций Вашего университета;
б) о нормах поведения и культурных ориентациях различных групп российского общества;
в) что из приведенной информации сообщает о доминантной культуре в российском обществе?
г) если иностранные студенты не имеют российского консультанта, где, в каких организациях они могут получить необходимую информацию?
5. Попытайтесь идентифицировать себя (свою семью) с одной из страт (высшей, средней, низшей) общества. На основании каких признаков Вы это сделали? Что получилось? Каковы экономические показатели (доход) этой страты, каков ее престиж, отношение к власти? Есть ли у нее собственные нормы, ценности, отношения к актуальным социальным, политическим, экономическим, культурным, правовым и др.проблемам?
6. Известно, что с детства социализация мальчиков и девочек протекает различно. Определите:
а) с чем это связано;
б) с помощью каких средств социализации и каким образом формируются желательные образцы поведения;
в) какие качества у мальчиков и девочек должны быть сформированы этими средствами;
г) к каким социальным последствиям это приводит;
д) какая форма социализации (мужская или женская) в большей степени соответствует требованиям современной профессиональной карьеры юриста?
7. Госпожа Иванова, описывая хулигана, вырвавшего у нее сумочку, дала емуследующую характеристику: «Маленький, лысый, типичный псих, явно из бедной семьи, да ещеи дикарь. Какому из нижеперечисленных направлений соответствует ее ответ: а) психологическому; б) биологическому; в) культурологическому; г) социологическому; д) всем. Объясните почему.
8. Пятилетний Алеша разбил любимую мамину вазу. Родители в наказание поставили его в угол на весь вечер. Какие из нижеперечисленных форм, методов, видов социального контроля при этом использовались: а) формальный контроль; б) внутренний контроль; в) репрессивный контроль; г) неформальный контроль; д) сдерживающий контроль. Объясните почему.