Файл: 1. Примерный перечень вопросов к зачету по Социологии для оценивания результатов обучения в виде знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Примерный перечень вопросов к зачету по «Социологии» для оценивания результатов обучения в виде знаний


  1. Объектно-предметная область, закономерности и категории социологии.

  2. Структура социологического знания и методы социологии.

  3. Функции, задачи социологии и значение социологических знаний в профессиональной деятельности юриста.

  4. Социологическая мысль в античности и средневековье.

  5. Социологические взгляды мыслителей Возрождения и Нового времени.

  6. Особенности развития социологической мысли в России.

  7. Определение общества и теоретические подходы к его анализу.

  8. Культура как объект социального познания.

  9. Понятие личности и ее социального статуса.

  10. Социальная адаптация и социализация личности.

  11. Девиантное поведение личности и его социальный контроль.

  12. Общество как социокультурная система.

  13. Государство и гражданское общество как социальные системы.

  14. Понятие личности и ее социальной адаптации и социализации.

  15. Социальное регулирование девиантного поведения личности.

  16. Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества.

  17. Социальная стратификация и социальная мобильность.

  18. Сущность, виды и функции социальных институтов.

  19. Семья и право как важнейшие социальные институты.

  20. Социальный контроль: сущность, разновидности.

  21. Социальная мобильность: понятие, виды и каналы.

  22. Роль института права для развития общества.

  23. Социологическое исследование в системе методов социального познания.

  24. Методика и техника сбора социологической информации.

  25. Сущность и субъекты социального массового поведения.

  26. Сущность социального движения и его разновидности.

  27. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире

  28. Социальные изменения в обществе. Виды социальных процессов.

  29. Социальные конфликты: виды, характеристика.

  30. Основные социальные процессы в обществе.

  31. Социальные изменения и социальное развитие в обществе.

  32. Понятие социального воспроизводства и анализ его пропорций.


2. Примерный перечень простых практических контрольных заданий к зачету с оценкой для оценивания результатов обучения в виде умений
1. Определите социальную структуру и дайте краткое описание современной структуры российского общества.


2. Проведите анализ процессов социальной мобильности индивидов в современном российском обществе.

3.Сформулируйте свое понимание выражения «социологический образ мышления» на основе изучения и усвоения сущности понятий «объект социологии» и «предмет социологии». Раскройте его характерные черты, покажите особенности проявления в поведении людей.

4. Какие по вашему мнению социальные мотивы определяют поведение и деятельность индивидов в трудовых организациях. Дайте их краткую характеристику.

5. Какие методы социологической науки вы сможете использовать при взаимодействии в обществе и какие при решении профессиональных задач.

6. Какие функции практические социологической науки вы можете выделить при анализе социальных процессов и явлений в современном российском обществе. Объясните их.

7. Выявите и охарактеризуйте основные источники и причины социальные конфликтов в современном российском обществе.

8. Какие возможные пути и методы их разрешения современных социальных конфликтов в современном российском обществе вы видите. Объясните их.

9. Предложите свое понимание необходимости изучения социологии для подготовки современного специалиста юридического профиля.

10. Какие умения сформированные в ходе изучения дисциплины и как вы сможете использовать при выполнении должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.

11. Какие методы социологической науки и как вы сможете использовать при выполнении должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.

12. Как вы сможете использовать результаты социологического исследования при выполнении должностных обязанностей.

13. Какой метод сбора социологических данных об изучении социальных отношений в коллективе вы сможете использовать.

14. Возможно ли использовать при изучении правоотношений метод контент-анализа и анкетирования. Да или нет – объясните почему?

15. Как вы охарактеризуете демографическую ситуацию в России середины 90-х годов XX века и в настоящее время.

16. Попытайтесь определить круг профессий, сфер занятости, которые в настоящее время открывают наибольшие возможности для индивида относительно вертикальной мобильности. Какие, по вашему мнению краткосрочные и долгосрочные перспективы этих социальных групп?

17. Определите в процессе социологического анализа с какими социальными проблемами сталкивается в настоящем и может столкнуться в будущем российское общество.



18. Какие социальные процессы происходят в современном российском обществе. Проведите анализ и объясните свое понимание этих процессов.

19. С точки зрения социализации дайте определение терминам конформист и нонконформист. Можно ли представить себе общество состоящее только из нонконформистов (только из конформистов)? Какие негативные последствия нонконформизма можно выделить с позиций основных функций социализации?

20. Профессор Иванов известен студентам как весьма либеральный преподаватель. Часто он ставит студентам зачет автоматом. Какую из нижеперечисленных форм контроля он при этом использует: а) образовательную; б) карательную; в) примирительную; г) компенсирующую;

д) терапевтическую. Объясните почему вы выбрали данную форму

21. С точки зрения социологии, главной формой девиации может быть названо: а) преступление против собственности; б) гомосексуализм; в) пьянство; д) измена Родине; е) самоубийство. Объясните почему.

22. Поместите в левый столбик номера терминов, характеризующие материальную культуру, а в правый – духовную культуру:

1 - паровая машина, 2 - нормы, 3 - правила, 4 - образцы поведения, 5 - книга, 6 - галстук, 7- ритуалы, 8 - язык, 9 - украшение, 10 - плотина, 11 - мифы, 12 - храм, 13 - орудие труда, 14 - обычаи, 15 - жилой дом, 16 - традиции, 17 - знания, 18 - церемонии, 19 - теория относительности, 20 - дуэль, 21 - диспут, 22 - джинсы, 23 - огонь.

Материальная культура

Духовная культура


23. Какие функции образования как социального института выможете выделить:

• формирование у подрастающего поколения установок, цен­ностей, жизненных идеалов, господствующих в данном об­ществе;

• воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти;

• воспитание творчества и инициативы;

• трансляция и распространение культуры в обществе (научных знаний, моральных ценностей и норм, опыта и навыков, при­сущих различным профессиям);

• воспитание определенной мировоззренческой ориентации;

• социальная селекция;

• социальное и культурное изменение, укрепление социально­го и экономического неравенства.

Объясните ваш выбор.

24. Объясните, в чем заключается отличие:

  1. Корреляционного анализа от факторного.

  2. Номинальной шкалы от ранговой и от интервальной.

  3. Диаграммы от гистограммы.


25. Каковы особенности реализации результатов социологического
исследования юристом на практике? Объясните на примерах.

26. Объясните, какую роль в развитии глобальной взаимозависимости международного сообщества играют социокультурные процессы.

27. Охарактеризуйте основные этапы социально-экономического,
политического, социокультурного развития, подталкивающие
мир к глобализации.

28. Компьютерная революция, тесно связанные с нею коммуникационные технологии и мощные информационные потоки привели к возникновению мировой системы производства, распространения и
использования информации (Интернет).

Какие по вашему мнению перспективы развития мирового сообщества в связи с компьютерной революцией? Объясните свою позицию.

29. Объясните, почему социология сосредоточивает внимание не на
управлении машинами, а на управлении людьми.

30. Дайте характеристику специфических способов осуществления
социального контроля, применяемых судами, прокуратурой и
тюрьмами.

3. Примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к зачету с оценкой для оценивания результатов обучения в виде владений
1. Выделите наиболее характерные, с Вашей точки зрения, признаки предметной области социологии как науки, содержащиеся в определениях различных ученых: О. Конт, М. Вебер, Э.Дюркгейм, П. Сорокин.

2. Давайте обратимся к стратификационной системе России. Опишите:

а) Как, по Вашему мнению, выглядит геометрическая модель стратификационной системы России в современных условиях?

б) В чем заключаются особенности этой модели, с чем они связаны, какими факторами определяются?

б) Какие основные признаки выделения страт можно определить для России XIX века, коммунистического этапа, современного этапа?

3. Когда европейские и американские работорговцы начали захватывать рабов в различных африканских обществах, они полагали, что помогают этим людям избавиться от грубой, варварской жизни и приобщают их к цивилизованной жизни. Объясните примером этноцентризма, культурного релятивизма, культурной интеграции или культурных универсалий являются эти взгляды работорговцев по отношению к традиционной африканской культуре.


4. Вам поручили выступить в роли консультанта иностранных студентов, приехавших в Ваш университет. Ваше первое задание - подготовить руководство (внутреннюю инструкцию) для этих студентов: что им необходимо знать в первые дни пребывания в стране, городе, университете, чтобы ориентироваться в окружающей среде. Помните, что эти студенты совершенно не знают местных обычаев и символов, они в самом общем виде знакомы с ценностями, нормами и законами российского общества. Какую информацию, на Ваш взгляд, им целесообразно сообщить:

а) относительно особенностей обучения, поведения и традиций Вашего университета;

б) о нормах поведения и культурных ориентациях различных групп российского общества;

в) что из приведенной информации сообщает о доминантной культуре в российском обществе?

г) если иностранные студенты не имеют российского консультанта, где, в каких организациях они могут получить необходимую информацию?

5. Попытайтесь идентифицировать себя (свою семью) с одной из страт (высшей, средней, низшей) общества. На основании каких признаков Вы это сделали? Что получилось? Каковы экономические показатели (доход) этой страты, каков ее престиж, отношение к власти? Есть ли у нее собственные нормы, ценности, отношения к актуальным социальным, политическим, экономическим, культурным, правовым и др.проблемам?

6. Известно, что с детства социализация мальчиков и девочек протекает различно. Определите:

а) с чем это связано;

б) с помощью каких средств социализации и каким образом формируются желательные образцы поведения;

в) какие качества у мальчиков и девочек должны быть сформированы этими средствами;

г) к каким социальным последствиям это приводит;

д) какая форма социализации (мужская или женская) в большей степени соответствует требованиям современной профессиональной карьеры юриста?

7. Госпожа Иванова, описывая хулигана, вырвавшего у нее сумочку, дала емуследующую характеристику: «Маленький, лысый, типичный псих, явно из бедной семьи, да ещеи дикарь. Какому из нижеперечисленных направлений соответствует ее ответ: а) психологическому; б) биологическому; в) культурологическому; г) социологическому; д) всем. Объясните почему.

8. Пятилетний Алеша разбил любимую мамину вазу. Родители в наказание поставили его в угол на весь вечер. Какие из нижеперечисленных форм, методов, видов социального контроля при этом использовались: а) формальный контроль; б) внутренний контроль; в) репрессивный контроль; г) неформальный контроль; д) сдерживающий контроль. Объясните почему.