Файл: Исаак Ньютон как величайший ученый, философ, теолог.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исаак Ньютон как величайший ученый, философ, теолог

Исаак Ньютон — ученый, с именем котором связывают научную революцию Нового времени, в результате которой была отброшена традиция древней, сакральной науки и ей на смену на Западе пришла модернистская, индуктивная, экспериментальная наука. Естественно, биографам Ньютона всегда была известна и другая сторона жизни Ньютона — его занятия богословием, алхимией, интерес к магии. Но долгое время, под влиянием позитивистских стеореотипов, историки науки расценивали все это просто как дань тому «непросвещенному времени», никак не связывая Ньютона богослова и алхимика и Ньютона — создателя классической теории гравитации и интегрального и дифференциального исчисления. Сама мысль об этом показалась бы им абсурдной и дикой! Для них Ньютон был точной копией секулярного исследователя XIX века, разве что «наряженного в одежды» века XVII. Только к концу ХХ века западная и отечественная история науки стала пересматривать этот стереотип. Реконструкция образа «исторического Ньютона» заставляет современных ученых задуматься о том, насколько трудно происходила эта ломка научной традиции, сколькими связями связаны были с остатками традиционного мировоззрения пионеры модернистской науки, которые, возможно, сами не понимали: что они породили.

Обратимся же к этой чрезвычайно любопытной стороне деятельности великого британского ученого и к ее освещению в историко-научных исследованиях наших дней.

Родился Исаак Ньютон 4 января 1643 года (по юлианскому календарю) в деревне Вулсторп, расположенной в графстве Линкольншир в Великобритании. Мальчик родился недоношенным в самый канун Рождества, и потом считал это хорошей приметой. А пока он был хилым и слабым ребенком, у которого было мало шансов на выживание. Его долго не крестили, потому что не были уверены, что он вообще выживет. Однако мальчишка оказался на удивление живучим, он не только выкарабкался, но и сумел дожить до глубокой старости. Ньютон умер в 84, и это было скорее исключением, чем правилом в семнадцатом веке.

Исаак рос разносторонне развитым ребенком. Ему нравилась поэзия, живопись, он трудился над изобретением ветряной мельницы и водяных часов, часами возился с бумажными змеями. Мальчик по-прежнему не отличался богатырским здоровьем и не любил общаться со сверстниками. Вместо веселых игр во дворе он проводил время в уединении, предпочитая заниматься тем, что представляло для него интерес.


В школе Исаак никак не мог подружиться со сверстниками, к тому же часто болел и пропускал занятия. Все это раздражало его одноклассников, и однажды они избили его до полусмерти. Это было большим унижением, и ответить кулаками своим обидчикам Ньютон не мог, потому что никогда не был силачом. Тогда он решил завоевать уважение своим умом.

До этого происшествия Исаак учился очень плохо, из-за чего его не любили учителя. После драки он всерьез взялся за учебу, постепенно приобрел себе славу лучшего ученика. Теперь его все больше интересовала математика, техника и необъяснимые явления в природе.

Научная карьера

В вузе Исаак учился в статусе «sizar». Это человек, который учится бесплатно, но за это задействуется в разноплановых работах, в том числе и в помощи обеспеченным студентам. Ньютону не нравилось его положение, но он собрал все свое мужество и справился. Он был таким же нелюдимым, как и раньше, у него абсолютно не было друзей.

В те времена в Кембриджском университете учили естествознание и философию, опираясь на учения Аристотеля, несмотря на то, что уже было известно об открытиях Галлилея, Коперника и Кеплера. Ньютон много читал, он живо интересовался всеми новинками в мире астрономии, математики, фонетики и оптики. Молодой человек изучал даже теорию музыки, в общем, все, что было новым и попадалось ему под руку. Ему так нравилось это занятие, что он иногда не мог вспомнить, спал ли он, и что ел.

В 1664-м Исаак Ньютон начал самостоятельно трудиться. Он выделил основные проблемы человека и природы, которых насчитывалось сорок пять, и которые никто до него не пытался решить. Биография студента изменилась в том же году, после того, как в его жизни появился талантливый математик Исаак Барроу, преподаватель математической кафедры вуза. Спустя некоторое время Барроу стал учителем Ньютона и по совместительству одним из малочисленных друзей ученого.

Барроу сумел привить Ньютону любовь к математике, он стал серьезно заниматься этой наукой. Вскоре он уже мог похвастаться своим первым открытием в области математики – биноминальным разложением для производного рационального показателя. В это же время Ньютон стал бакалавром.

С 1665 по 1667 годы Исаак жил в родовом поместье в Вулсторпе. Тогда Англия находилась во власти бубонной чумы

, воевала с Голландией, и поэтому университет закрыли. Однако и дома он не прекращает своих научных изысканий. Основной интерес в те годы для Ньютона представляла оптика. Его интересовал вопрос преодоления хроматической аберрации в линзовых телескопах, и изучение этого явления привело его к открытию дисперсии. Он ставил эксперименты для познания физической природы света. Его опыты и сейчас проводят во многих вузах.

В итоге Исаак открыл корпускулярную модель света, он понял, что это поток частиц, вылетающих из источника света и прямолинейно двигающийся к ближайшему препятствию. Эта модель была очень далека от объективности, но стала основой в классической физике. Именно благодаря ей, потом сформировались современные понятия о физике явлений.

В то же время Ньютон открыл свой самый известный закон – о всемирном тяготении. Однако опубликован он был спустя несколько десятилетий, потому что Ньютона больше интересовал сам процесс, а не слава.

Любители любопытных фактов придерживаются мнения, что в открытии этого закона ньютону помогло упавшее на голову яблоко. На самом деле ученый долго шел к этому открытию, проделывал опыты, записывал все в журнал.

Результатом долгого и кропотливого труда и стало это открытие. А вот легенда об упавшем на голову ученого яблоке принадлежит перу философа Вольтера.

После возвращения в конце 1660-х в Кембридж, Исаак Ньютон стал магистром. Теперь ему полагалась собственная комната и группа молодых студентов, которым он преподавал математику. Однако Исаак не очень любил преподавательскую деятельность, его больше интересовали научные разработки. Студенты это быстро «просекли» и стали прогуливать его лекции. Случалось такое, что аудитория была абсолютно пустой во время его урока. Зато Ньютон отметился изобретением телескопа-рефлектора, благодаря которому стал членом Лондонского королевского общества. Благодаря его изобретению, стали возможными большие открытия в астрономии.

В 1687-м в печать попала самая важная из всех работ ученого – книга, которую он назвал «Математические начала натуральной философии». Ньютон и до этого уже печатался, но именно этот труд имел очень большое значение – благодаря ему возникла рациональная механика и все математическое естествознание.  Этот труд состоял из закона всемирного тяготения, трех уже знакомых законов механики, которые стали основой классической физики, ключевых понятий в физике.

Математический и физический уровень труда Ньютона превосходили все то, что до него открыли другие ученые в этой области. Работа не содержала недоказанную метафизику, в ней отсутствовали пространные рассуждения, необоснованные законы и расплывчатые формулировки, которых придерживались в своих трудах Декарт и Аристотель.


Исаак Ньютон как философ и теолог

По утверждениям всех без исключения биографов Ньютона создателю классической науки была свойственна глубокая и искренняя религиозность, которую он пронес через всю свою жизнь. В ранней юности Ньютон много времени посвящал размышлениям о Боге, свидетельством чему служит его знаменитый дневник, в который он — двадцатилетний студент Кембриджа заносил свои неблагочестивые помыслы1. На протяжении последующих лет жизни он также не прекращал богословских штудий, так что чтение Священного Писания и теологических комментариев к нему превратились в обычный досуг Ньютона, а в старости, будучи уже известным ученым, признанным научными кругами всех европейских стран, он вообще почти полностью отдался занятиям богословием, продолжив свою давнюю работу над толкованиями книг Ветхого Завета и Откровения Святого Иоанна. Вопреки уже упомянутому мнению позитивистских историков науки, религиозная рефлексия Ньютона вовсе не была феноменом сознания, параллельным и несоотносимым с собственно научной деятельностью великого англичанина. Современный отечественный исследователь В. С. Кирсанов отмечает, что произошедший еще в молодости отход И. Ньютона от позиций картезианской физики был обусловлен тем, что Ньютону представлялась совершенно неприемлемой содержащаяся в философии Декарта интерпретация взаимоотношений между Богом и природой. Кирсанов пишет: "атомистические воззрения Ньютона несомненно формировались под влиянием Мора…дело в том, что Мор не был удовлетворен механистической философией Декарта в основном потому, что она…допускала возможность построения картины мира, которая не нуждалась в присутствие бога. Такой подход он считал неверным и недопустимым и прилагал все усилия к тому, чтобы подчеркнуть необходимость введения бога в картину мира как фундаментального, активного начала мироздания. «Здесь Мор в лице Ньютона нашел верного союзника и последователя».
Отмеченное стремление Ньютона к этому своеобразному размытию демаркации между проблематикой науки и теологии, свойственному скорее для средних веков, не оставило ученого и тогда, когда разочаровавшийся в Декарте студент Кембриджа превратился в «первое лицо» британской и европейской науки, снискав себе повсеместную славу созданием всеобщей теории гравитации. В подтверждение этому мы можем сослаться на переписку между Ньютоном, ставшим к тому времени председателем Королевского научного общества и священником Бентли — капелланом епископа Ворчестерского ( 1692 г. ), которую проанализировал в своей работе о социально-экономических корнях классической механики отечественный историк науки Б. М. Гессен3. В письмах к Бентли Ньютон попытался дать научное опровержение материалистической космогонии, в рамках которой объяснение астрономических феноменов производилось без привлечения понятия сверхъестественной сущности. В этих
целях Ньютон выдвинул три основных аргумента, которые здесь мы считаем необходимым рассмотреть подробнее, так как они представляют собой яркое свидетельство своеобразия ньютоновской трактовки влияния Божественной воли на природные процессы. Ньютон полагал, что недвусмысленным свидетельством того, что Солнечная система была создана Божественным разумом является:

а) существующее расположение планет, которое может быть объяснено только наличием разумного Творца, так как при самопроизвольном распределение материи в конечном пространстве она собралась бы в одну сферическую массу, чего мы, однако, на звездном небе не наблюдаем;

б) наблюдаемое движение планет, так как единственная естественная причина этого движения — сила тяготения способна дать планетам лишь импульс для выхода из состояния покоя, но не может сообщить ему характер периодического обращения по замкнутой орбите — для этого требуется дополнительная, тангенцальная составляющая. В соответствие с этим Ньютон делает вывод, что такой дополнительный импульс, искрививший первоначальные пути планет, был придан им Богом в момент создания нашей планетной системы (знаменитый «Божественный первотолчок»);

в) соотношение скоростей и масс небесных тел., которое как бы целенаправленно подобрано так удачно, что система этих тел: Солнца, планет, комет, астероидов уже длительное время находится в состояние устойчивого равновесия4.

По справедливому замечанию Б. М. Гессена, данная система аргументов представляет несомненный интерес для тех историков науки, которые поставили себе целью полномасштабную реконструкцию мировоззрения Ньютона, так как она свидетельствует, что «концепция, сводящаяся к апелляции к божественному разуму как устроителю Вселенной была высказана Ньютоном вовсе не случайно, она является необходимым следствием его концепции основ механики.»5. В связи с этим Б. М. Гессен указывает: «первый закон движения приписывает материи способность сохранять состояние, в котором она находится, то есть или состояние покоя, или механического перемещения…В этом смысле материя Ньютона инертна в полном смысле этого слова. Всегда требуется внешний толчок для приведения ее в движение или для изменения и прекращения этого движения.»

Легко заметить, что данная ньютоновская трактовка материи находится в русле протестантского подхода к природе,