Файл: 1. История в системе социальногуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Формационный и цивилизационный подход.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Формационный и цивилизационный подход.

В конце 19 века русский историк В.О. Ключевский (1841-1911 гг) отмечал двойной смысл термина «история» - история-реальность и история- знание:

«В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле:

  1. как движение во времени, процесс,

  2. познание этого процесса.

Отец истории – ГЕРОДОТ

Поэтому всё, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки..., служит процесс исторического развития, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах».

Можно добавить еще один смысл термина «история» – это учебная дисциплина, которую предстоит постигать как систему обширных знаний о генезисе и развитии российского государства и общества в контексте всемирной истории.

Объекты истории как науки в зависимости от широты пространственного охвата:

  1. мир в целом (всемирная или всеобщая история),

  2. континенты (история Азии и Африки),

  3. отдельные страны, народы или группы народов (история России).

Формационный и цивилизационный вопрос

  1. Согласно формационному подходу, все народы мира, независимо от их происхождения и судьбы проходят одинаковые стадии (формации) развития (первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм). Основной линией исторического развития является социальный прогресс, то есть переход от более низкого к более высокому типу общества.

  2. Согласно цивилизационному подходу, у каждого народа собственная неповторимая история развития, которую нужно изучать в сравнении с историей других народов, цивилизаций. Цивилизация – это устойчивая социально-культурная общность, существующая в определенное время и в определенной части ойкумены.

2. Исследователь и исторический источник. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

Исторический источник — продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором тот жил и действовал.

Историки находят новые факты, работая в архивах, библиотеках, музеях.


Носителем информации о прошлом является исторический источник.

Виды источников:

1. Письменные (знаковые);

2. Вещественные (материальные);

3. Этнографические;

4. Устное народное творчество;

5. Лингвистические.

Анализ

1. Формализация

2. Метод унифицированной анкеты

3. Семиотический анализ

Метод психоанализа документов

Исторические документы хранятся в архивах: Допетровский период - Российский государственный архив древних фактов (РГАДА); период с Допет.вр. по 1917г. – Российский Государственный исторический архив (РГИА); после 1917 – Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Государственный архив РФ (ГАРФ); и другие федеральные архивы) Есть и архивы регионального уровня, муниципальные, ведомственные и частные.



3. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

На роль России в мировом культурно-историческом процессе значительное влияние оказало ее пограничное положение между Европой и Азией, что обусловило противоречивое воздействие на Россию Запада и Востока.

Точки зрению по вопросу о месте России во всемирной истории:

  1. Принадлежность России к западному типу цивилизации по географическому местоположению своего исторического центра, влиянию христианской религии и историческим корням в греко-византийской и западноевропейской культурах. (Ю.В.Яковец)

  2. Россия – цивилизация восточного типа, т.к. на ее развитие определяющее воздействие оказали восточные культуры:

  • Российское самодержавие – вид восточной деспотии,

  • Российский менталитет включает коллективизм, элементы раболепия, подданнический характер общественных отношений

3. Россия самобытная евразийская цивилизация, т.е. уникальная и неповторимая в мировой истории (Н.А.Бердяев).
Помимо географических особенностей на русского человека повлияли язычество («дионисийская стихия») и аскетически-монашеское православие. Они породили двойственность русского народного характера, что, в свою очередь, предопределило сложность и непредсказуемость российской истории.

Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное развитие которого определяется многообразными факторами:

  • Природно-климатическими

  • Геополитическими

  • Конфессиональными (религиозными)

  • Социополитическими

Во-первых, с точки зрения формационного подхода в своём развитии РО прошло те же формации (ступени), что и мировое сообщество (первобыт.-общ. строй, феод. строй, капитализм). В России была сделана попытка создать посткапиталистическое общество (социализм), которая оказала прогрессивное влияние на развитие всего человечества. Примеру СССР следовали многие страны (Китай, Восточная Европа, Куба и др.). Страны, оставшиеся капит-ми многое переняли у страны Советов.

Во-вторых, Россия никогда не была изолирована от других цивилизация. Еще в период раннего феодализма Русь имела тесные связи (торговые, дипломатические, военные и др) с Византией, Сев. Европой, странами Востока. Сам факт принятия христианства поставил Русь в один ряд с европейскими государствами. Процесс сближения с Европой усилился со времен Петра 1. В 18,19 и 20 вв. Россия оказывала влияние на процессы, происходившие в Европе и мире: участие в 30-летней войне, 7-летняя война, война со Швецией, походы Суворова, разгром армии Наполеона, Священный союз, поддержка Северной Америки в войне с Англией за независимость, участие России в 1 мировой войне, Великая революция, построение социализма, победа в ВОВ и др. В советский период Россия (СССР) стала одной из сверхдержав наряду с США. Без её участия не решался ни один междунар. вопрос. И в соврем. время, постсоветское, Россия выступает как часть мировой экономики и политики.

4. Первобытный мир и рождение цивилизаций.

Первобытное общество — начальная ступень становления и развития человечества с момента его отделения от обезьян и до образования классовых обществ и государств. Первобытное общество называют также первобытнообщинным строем, догосударственным, древнейшим обществом и т.д.

Первобытная история прошла в своём развитии три основных этапа, каждый из которых имеет свои особенные черты: эпоха праобщины, эпоха родовой общины, эпоха соседской общины.

Эпохи первобытного общества

  1. Палеолит, или древнекаменный век (2,4 млн. — 10000 гг. до н. э.).

  2. Мезолит, или среднекаменный век (15000-12000 — 5000 гг. до н. э.).

  3. Неолит, или новокаменный век (9500-7000 — 3000 гг. до н. э.).

  4. Энеолит, или медный век (4000-3000 гг. до н. э.).

Основные черты первобытного общества:

— низкий уровень развития производства;

— коллективная работа;

— общие орудия и средства труда;

— равное распределение продуктов;

— большая зависимость человека от природы.

Со временем появились предпосылки для распада первобытного общества и образования государства.

Образования государства обусловили три основные причины:

— общественный раздел труда;

— появление частной собственности;

— классовое разделение общества.

Цивилизация — это более высокая ступень развития человеческого общества, следующая за первобытностью.

Первые цивилизации появились в Шумере и Египте в 4-3 тыс. до н.э.
Их отличие от первобытной общины – разделения труда.

У обществ. разделения труда было 2 этапа:

1) Отделения скотоводства от земледелия, что породило в свою очередь 2 способа проживания: кочевой и оседлый(стационарные деревни)

2)Отделение ремесла от земледелия, что привело к появлению городов

Факторы, которые привели к разложению первоб.-общ. отнош. и появ. цив-й.

-Появление металла, гончарного круга – изменения в технологии, появление прибав. продукта (излишков)

-Закрепление частной собственности

-Развитие торговли

-Войны

-Необходимость гос-ва для регулирования отношений взамен самоупр. (протестарной власти). В период военной демократии особая роль отводится военным предводителям

-Появление ЗНАТИ – людей, чем-либо знаменитых, получавших пожизненную(наследственную) власть

-Появление ПРАВА – системы общеобяз. норм и правил.
5. Цивилизации Древнего Востока. Общее и особенное.

Древний Восток- колыбель цивилизаций. Здесь появились 1-е государства, города, письменность, кам.архитектура,мировые религии и мн.др., без чего нельзя представить нынешнее чел.общество.

Первые гос-ва возникли в долинах крупных рек.Земледелие в этих районах было продуктивным, но для этого требовались работы по осушению, орошению, возведению дамб и поддерж. всей ирриг. системы в порядке. Одна община с этим справится не могла, поэтому появ. необходимостьв объединении общин под контролем единого гос-ва.

Впервые это произошло независимо друг от друга в Двуречье (долины рек Тигр и Евфрат) и Египте в конце 4-3 тыс. до н.э. Позднее гос-во возникает в Индии (долина р.Инд),а на рубеже 3-2 тыс. до н.э. в Китае. Эти цивилизации получили в науке имя «речных цивилизаций».

Древний восток представляет собой сложный и многоплановый тип цивилизации, в котором можно выделить следующие общие признаки:

1) экономическим основанием является мелиоративное земледелие

2) Земля и вода находятся в собственности государства

3) Гос. власть строится на принципах централизации с развитой бюрократией

4) Абсолютную власть государства представляет правитель (фараон,император)

5) Население находится в полной зависимости государства

6) Большинство населения проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах.

История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом история Древнего Востока — это история формирования и развития первой классовой формации — рабовладельческой, история самых древних рабовладельческих обществ, древнейших в мире цивилизаций.


Шумеры

• Отношения к природе:

• Духовная сфера:

• Социальная сфера:

• Политическая сфера:

Вавилон

• Отношения к природе:

• Духовная сфера:

• Социальная сфера:

• Политическая сфера:

Египет

• Отношения к природе:

• Духовная сфера:

• Социальная сфера:

• Политическая сфера:

Индия

• Отношения к природе:

• Духовная сфера:

• Социальная сфера:

• Политическая сфера:
Китай

• Отношения к природе:

• Духовная сфера:

• Социальная сфера:

• Политическая сфера:
Персия

• Отношения к природе:

• Духовная сфера:

• Социальная сфера:

• Политическая сфера:


Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все виды письменности, в том числе и алфавитная система письма, затем заимствованная греками,- римлянами и многими другими народами мира. Гениальные «Эпос о Гильгамаше», «Рассказ Синухета», страстные публицистические книги древнееврейских пророков, священная книга народов Древ-него Ирана и Средней Азии «Авеста», замечательные эпические поэмы древних индийцев «Махабхарата» и «Рамаяна», гигантские пирамиды, древневавилонские зиккураты, урартские скальные крепости и величественные дворцы ассирийских ца-рей, успехи древнеегипетских жрецов в области медицины, вавилонян в астрономии и разработке права, индийские философские системы, конфуцианство и даосизм в Китае — вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, во-шедшие в сокровищницу мировой культуры.6. Античная цивилизация. Роль античного наследия в становлении европейской цивилизации и культуры.

Античность - это эпоха цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. В те времена были заложены основы будущей европейской цивилизации. Развились ремесла и техника, науки и искусство.

Архимедом были заложены основы физики, Гиппократом – медицины. Пифагором - основы математики, а Евклидом - геометрии. Развилось искусство риторики (Демосфен, Цицерон). Были заложены основы также гуманитарных наук - социологии, политологии, философии (Платон, Аристотель). Работы античных географов дали последующим поколениям ценные сведения по поводу мироустройства.

В античности общество впервые изобрело демократическую форму государственного устройства, определило статус, права и обязанности гражданина. Этими достижениями и сегодня пользуется западный, и не только западный, мир. В эпоху же античности эти правила применялись по отношению к гражданам греческого полиса, а позже - Римской республики. Тогда же появился институт выборов политиков в органы власти.

Античное искусство базировалось в первую очередь на мифологии. Древние греки и древние римляне были политеистами, т.е. верили в большое количество различных богов и полубогов. Боги древнегреческого пантеона - это Зевс, Гермес, Афродита, Афина, Аполлон, Аид и другие. Древние римляне верили фактически в тот же самый пантеон богов, только называли их по-другому: Юпитер, Юнона, Вулкан,Венера,Меркурий,Марс,Плутон. Все боги античности были максимально приближены к людям: они обладали человеческими обликами и чувствами, в том числе и пороками.

Мифы, то есть приключения людей, полубогов и богов стали темой античной скульптуры, античной архитектуры, а также античной литературы (Гомер, Софокл, Аристофан). В эпоху античности развилось театральное искусство, для которого драматурги писали пьесы, трагедии и комедии.

Высшими ценностями античной культуры были земная красота и гармония: природы, искусства, человеческого тела. Недаром в античном обществе большое внимание уделялось физической культуре, спортивным тренировкам. Искусство и литература античности пытались в первую очередь воспроизвести эту красоту и гармонию. Античность воспела культ нравственности, благородства, правильного поведения, которые ведут человека к гармонии физического и духовного совершенства.


7. Основные западные и восточные цивилизации и особенности их развития в период средневековья. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности на рубеже VIII–IX вв.

Западные цивилизации

Эпоха средневековья началась с образованием варварских королевств.

Варварские королевства – государства, которые образовались на территории Западной Римской империи в ходе её распада в V веке. В 410 г. вестготы под предводительством короля Алариха взяли Рим. Варвары стали хозяйничать в Италии. В 476 году вождь Одоакр сложил последнего древнеримского императора. Вскоре в Италию вторглись племена остготов под предводительством короля Теодориха. Убив Одоакра, остготы создали свое королевство.

Королевство Вестготов

  • появилось в 418 году в результате заключения договора между имп. Рима Гонорием и вестготским королем Валией.

  • Племя В было частью племенного союза готов, когда-то переселив. из Скандинавии в Причерноморье.

  • В 3 в.н.э. готский пл.союз раскололся на зап. и вост. готов (вестготов и остготов соответственно)

  • Были разбиты гуннами (приш. из ц.Азии) и стали активно пересел. на земли Римской империи.

  • В рез. вестготы пошли на восток и посел. в ю. землях Галлии.

  • Впоследствии остготы заняли почти всю Испанию.

  • Вестготы посел. на землях на правах федератов

  • Королевство погибло в результате арабского нашествия в 718 году.

Королевство остготов.

  • В 488 году император Флавий Зенон заключил с остготским королём Теодорихом соглашение, согласно которому Теодорих в случае победы над Одоакром становился правителем Италии в качестве представителя императора.

  • В 493 году цели соглашения были достигнуты.

  • В 555 году при императоре Юстиниане I итальянское королевство остготов было завоёвано Византией.

В 5-6 вв. складывается и Франкское королевство. В 486 году король салических, то есть приморских франков Хлодвиг возглавил их поход на Северную Галлию. Позже франки подчинили себе ряд германских племен.

Королевство франков.

  • Франки – союз германских племен, которые впервые были упомянуты в 242 г. н. э.

  • Своё государство франки основали в 481 г.

  • Основателем королевства стал правитель Хлодвиг I. Именно на основе королевства франков появилась уже империя Карла Великого.

  • Само название племени франков дало название современной Франции.

В раннее средневековье зародился ряд других государств. В Британии объединились англо-саксонские королевства. В 1066 г. эти земли завоевал герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель, который стал королем Англии.

Королевства англосаксов в Британии.

  • Германские племена англов, саксов и ютов к середине V века завоевали Британию.

  • А в VI веке на британских землях образовались семь королевств, со временем, ставшие одним государством, королевством Англией.

  • К варварским королевствам также причисляют и государство Одоакра, которое существовало после падения власти римских императоров в 476 г. и установления уже господства самого короля Одоакра.

К востоку от Германии складывались славянские государства – Польша, Чехия, Русь. На севере Европы сложились скандинавские государства: Дания, Норвегия, Швеция.


Восточные цивилизации

Восток не представлял собой единого целого: огромная пропасть разделяла кочевые племена и оседлые культуры, различны были исторические пути древних цивилизаций (индийской и китайской) и более молодых, появившихся к VI—VII вв. н. э. (арабской и японской). Их своеобразие складывалось под влиянием множества факторов, среди которых важнейшую роль играли религии спасения и выработанные ими системы ценностей, влиявшие на государственность, официальную идеологию, миросозерцание людей и их поведение, трудовую этику и т. д.

Китай

  • Переход от древности к средневековью был незаметным(без разрушения основ и глоб.трансформаций)

  • 11-14 в. до н.э. зарождение феодальных отношений, хотя считается, что особые возм. для развития они получили к 3 в.н.э.

  • Изживалось рабовладение

  • Формировались феодальные отношения в «восточном» варианте

  • Пересоздавалась гос.структура и её нрав. основы.

  • Появление конфуцианства.

Япония

  • К 4-6 в.н.э. стала склад. государственность (хотя заселение Яп. островов началось нес. тысячелетий назад).

  • Во главе японского общества в то время стоял вождь-правитель, опиравшийся на родовую знать, которая занимала важнейшие административные посты.

  • Основную массу населения составляло крестьянство, платившее в казну ренту-налог. Кроме того, существовали категории рабов и неполноправных, состоявшие прежде всего из иноземцев, в том числе китайцев и корейцев.

  • Начиная с VI в. Япония, только вступившая в эпоху создания цивилизованного общества, стала развиваться невероятно высокими темпами, преодолевая ту гигантскую пропасть, которая отделяла ее от великой цивилизации Китая.

8. Развитие государственности на Руси в IX – первой половине X вв.: внутренняя и внешняя политика киевских князей. Принятие христианства на Руси.

862г. – призвание Рюрика на княжение

879г. – смерть Рюрика

882г. – родственник Рюрика, князь Олег, захватил Киев, убив Аскольда и Дира.

первые киевские князья Северная и южная Русь были объединены. Столицей единого государства стал Киев – Мать городов русских. Правление Олега продолжалось до 912г. Ему наследовал Игорь Старый (912-945).


Внутренняя политика первых Киевских князей сводилась к объезду подвластных земель с целью сбора натуральной дани – Полюдья, во время которого, князь разбирал жалобы и вершил суд. При полюдье встречалось злоупотребление, приводившее к столкновению князя с местным населением.

Самым крупным конфликтом стало Древлянское восстание 945года, во время которого погиб князь Игорь. Княгиня Ольга, хотя и отомстила за смерть мужа, но была вынуждена установить твёрдые размеры и места сбора дани – уроки и погосты.

Внешняя политика первых князей выражалась в организации дальних походов, с целью обогащения князя и дружины.

860г. – поход Аскольда и Дира на Константинополь.

907г. – поход Олега на Константинополь. Он хотел покорить великую Византию, получить признание Киевской Руси и обрести богатства. Без боя Олег победил. Испугавшись сильного войска, греки предложили мир и дань. Русский народ прозвал князя Олега «Вещим» за славу и богатства, привезённые им.

911г. Новый договор с Византией. В нём свод правил поведения и наказаний в случае преступлений. Было предусмотрено, что русские и греки могут выкупать своих пленных и рабов за 20 золотых. Русских послов, а было их двенадцать, проводили с честью и подарками.

932г. - неудачный поход на Каспийское море.

941г. – неудачный поход Игоря на Константинополь. Царьград не соблюдал соглашения с Русью. Князь Игорь с 10ю тысячью кораблями вынужден был отступить. Византийцы использовали «греческий огонь» - зажигательная смесь в бочках и горшках. На дружинников – руссов он произвёл неизгладимое впечатление. «Будто молнию небесную имеют у себя греки, и, пуская её, пожгли нас. Оттого и не одолели их» – рассказывали они.

944г. - новый поход на Константинополь. Греческие послы встретили русских в устье Дуная, испугавшись огромного войска: «Идут руссы – не счесть…их, покрыли всё море корабли». Итог: договор и выплата дани.

Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия.

Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам:

  • Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год.

  • Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов.

  • Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно.

  • Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники.