Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, можно вывести правило, что адвокатская этика - это предписываемое корпоративными правилами должное поведение члена адвокатского сообщества в тех случаях, когда правовые нормы не устанавливают для него конкретных правил поведения.
Формирование системы этических норм не должно помешать адвокатам профессионально исполнять свой долг и профессиональные обязанности. Этические нормы призваны оказывать адвокату помощь в его деятельности, определяя не столько то, что нужно делать, а то, как это сделать более качественно и с большим успехом, т.к. поведение, нарушающее нормы этики, отражается на репутации и самого адвоката, и всего адвокатского сообщества, ведет к утрате доверия, уменьшению количества обращений за защитой и в целом к нарушению прав граждан.
Значение адвокатской этики, вырабатываемых ею принципов и правил весьма велико.
Нормы и принципы адвокатской этики способствуют конкретизации имеющихся правовых норм, заполнению пробелов в правовом регулировании. Законодатель часто употребляет термины «справедливость», «добросовестность», «достоинство» и другие, не раскрывая их содержания. И здесь на помощь приходит адвокатская этика, дающая толкование таких понятий. Она играет огромную роль как усилитель регулятивного потенциала правовых норм.
Законодательство в правовом государстве должно закреплять только такие регламентирующие общественные отношения правила, которые полностью соответствуют нормам морали, сложившимся в обществе, не противоречат им. Нормы этические приобретают мощнейший потенциал как усилитель действия правовых норм: требования последних выполняются не только под угрозой применения мер государственного принуждения, но и в силу «авторитета» моральных норм аналогичного содержания.
Нельзя не отметить и положительное воздействие моральной ответственности, которая наступает при нарушении не только правовых норм (в данном случае она действует в дополнение к правовой ответственности), но и нравственных, этических норм. В последнем случае нормы адвокатской этики способны предотвратить те действия, которые невозможно исключить путем законодательного регулирования.
Можно сделать вывод: особо хотелось бы обратить внимание на воспитательную роль адвокатской этики. Совершенно справедливым представляется замечание, что «нравственное воспитание молодых специалистов… имеет не меньшее значение, чем вооружение их определенной суммой специальных знаний. Именно профессиональная этика в наибольшей степени способна помочь решению этой проблемы».
1.2 Кодекс профессиональной этики адвоката Российской Федерации: понятие и юридическое значение
Характеризуя сущность любого «кодекса профессиональной этики» необходимо отметить, что он представляет собой кодифицированный нормативный акт, принятый представителями определенной профессии, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие профессиональное поведение. Следует подчеркнуть, что этический кодекс - это не совокупность благих пожеланий представителей профессионального сообщества друг к другу, которые можно и не исполнять.
В большинстве случаев кодексы содержат такие формально-определенные нравственные правила, за нарушение которых наступают неблагоприятные юридические последствия.
По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но не правовыми актами, поскольку принимаются органами профессиональных сообществ, а не государственными законотворческими органами.
Это, разумеется, нисколько не принижает их социального значения.
Кодекс профессиональной этики адвоката - свод правил, регулирующих поведение адвокатов при осуществлении адвокатской деятельности на основе нравственных критериев и традиций адвокатуры, а также определяющий основания и порядок привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности.
Кодекс профессиональной этики адвоката по своей юридической природе является локальным нормативным актом общеобязательным для всех адвокатов.
Кодекс профессиональной этики адвоката был принят 31 января 2003 г. Всероссийским съездом адвокатов - высшим органом Федеральной палаты адвокатов в соответствии со подп. 2 п. 2 ст. 36 Закона «Об адвокатской деятельности».
В настоящее время вышеназванный Кодекс действует в редакции от 5 апреля 2007 г.
Предписания, обязывающие каждого адвоката соблюдать Кодекс профессиональной этики, заложены в Законе об адвокатуре, в частности в п. 4 ч. 1 ст. 7, в п. 2 ч. 2 ст. 17 Закона, в тексте присяги адвоката (ст. 13), что делает Кодекс, по существу, неотъемлемой частью Закона.
Как указывается в преамбуле вышеназванного Кодекса, данный нормативный акт принимался на основе Закона «Об адвокатской деятельности» в целях поддержания профессиональной чести, развития традиций российской (присяжной) адвокатуры при одновременном осознании нравственной ответственности перед обществом, так как существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры.
Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила его поведения при осуществлении адвокатской деятельности на основе нравственных критериев и традиций адвокатуры.
Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Никакие положения этого Кодекса не должны толковаться как предписывающее или допускающее совершение деяний, противоречащих требованиям законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Его действие распространяется, в первую очередь, на адвокатов. Адвокаты (руководители адвокатских образований) обязаны ознакомить помощников, стажеров и иных сотрудников этих адвокатских образований с Кодексом, обеспечить соблюдение ими норм этого документа в части, соответствующей их трудовым обязанностям.
Кодекс профессиональной этики адвоката состоит из двух разделов, объединяющих двадцать семь статей.
Первый раздел содержит принципы и нормы профессионального поведения адвоката. Данный раздел состоит из 18 статей, представляющих собой свод тех правил, которые надлежит соблюдать адвокату.
Второй раздел указывает на процедурные основы дисциплинарного производства в случае привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. В этом разделе объединено 9 статей, регулирующих порядок привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности.
Анализ статей первого раздела Кодекса позволяет выделить следующие аспекты деятельности адвоката с точки зрения норм этики и морали:
необходимость обязательного исполнения положений Кодекса (ст. 1, 2, 3 Кодекса);
указание на нравственные категории, неотъемлемые при реализации адвокатом своих полномочий. К таким категориям можно отнести честь и достоинство адвоката (ст. 4 Кодекса), соблюдение обычаев и традиций адвокатуры, общих принципов нравственности в обществе (ст. 4 Кодекса), понятие доверия и злоупотребления доверием (ст. 5 Кодекса), соблюдение профессиональной тайны (ст. 6 Кодекса);
указание на фактические принципы работы адвоката со своим доверителем (ст. 7, 8 Кодекса), а также на те действия, которые адвокат осуществлять не вправе и от которых он должен воздержаться (ст. 9, 15 Кодекса), необходимость уважения к суду, коллегам и сторонам по делу (ст. 12 Кодекса);
этическое регулирование деятельности адвоката в рамках его взаимодействия с лицом, в отношении которого ведется уголовное преследование (ст. 13 Кодекса);
назначение адвокату вознаграждения за оказанные услуги (ст. 16 Кодекса);
открытость сведений об адвокате (ст. 17 Кодекса);
понятие мер дисциплинарного воздействия и правил их применения в отношении адвоката, нарушившего положения Кодекса (ст. 18 Кодекса).
Анализ статей второго раздела позволяет выделить следующие положения:
поводы для возбуждения дисциплинарного производства (ст. 20 Кодекса);
возбуждение дисциплинарного производства (ст. 21 Кодекса);
порядок рассмотрения жалоб, представлений, сообщений о ненадлежащем поведении адвоката (ст. 19, 22, 23, 24, 25, 26 Кодекса).
В заключительной статье Кодекса указывается на порядок вступления его в силу, а также порядок вступления в силу изменений и дополнений, принимаемых к рассмотренному выше Кодексу.
Положения, которые составляют кодекс профессиональной этики адвоката, способствуют установлению доверительных взаимоотношений посредством сохранения адвокатской тайны. Кроме того, указанные положения позволяют защитить самого защитника от возможных соблазнов и искушений, которые могут быть связаны именно с близким общением с клиентом, а также высоким уровнем свободы, независимости и некоторой степенью закрытости деятельности. Кодекс профессиональной этики адвоката способствует регулированию отношений адвоката с судом, органами госвласти, государственными и прочими организациями, СМИ, коллегами. Кроме того, положения отражают строгость, скрупулезность, прозрачность и высоту норм, правил и принципов, систему их соблюдения.
Принципы, составляющие кодекс профессиональной этики адвоката, являются направлениями в процессе решения тех или других проблем или вопросов, выбора определенной тактики своего поведения либо поведения клиента. Указанные ориентиры необходимы в связи с тем, что нельзя заранее предугадать возможные жизненные ситуации. Однако в это же время в каждом случае защитник должен перед клиентом, собой, коллегами, обществом убедительно обосновывать свои намерения, поведение, точку зрения.
Кодекс профессиональной этики адвоката имеет огромное значение. Некоторые положения его закрепляются и в Федеральном законе. Нормативными актами регламентируется сложная структура отношений защитника и клиента.
В заключении обратим внимание на необычный правовой статус Кодекса профессиональной этики адвоката. Его нормы обязательны для соблюдения, как всеми членами адвокатского сообщества, так и гражданами (в случае их обращения с жалобой на действия адвоката), хотя он и не является законодательным актом, поскольку принявший его орган не обладает законотворческой функцией. Возникает вопрос: что же тогда представляет собой Кодекс профессиональной этики? Анализируя природу его возникновения можно сделать вывод, что по всем признакам это корпоративный нормативный акт, который хоть и не является законом в полной мере (по порядку своего принятия), однако содержит правовые нормы установленные для отдельной группы лиц (адвокатского сообщества), которая обязалась соблюдать его наравне с остальными законами, следовательно, он обязателен и для иных граждан, чьи интересы соприкасаются с вопросами, которые он регламентирует.
Таким образом, речь идет не просто о своде этических правил, а именно о нормативном акте, который устанавливает формально определенные, обязательные для всех адвокатов нормы поведения, за нарушение которых в Кодексе профессиональной этики предусмотрена ответственность и порядок привлечения к ней.
Считаю, что одним из самых главных недостатков действующего Кодекса профессиональной этики адвоката можно отнести то, что он не обеспечивает в полной мере выявление и избавление российской адвокатуры, во-первых, от тех, чей профессиональный уровень является неудовлетворительным, и, во-вторых, от тех, кто только «на бумаге» принадлежит к адвокатскому сообществу, но на самом деле не разделяет традиционные адвокатские ценности.
В настоящее время существуют два диаметрально противоположных мнения по вопросу стоит ли разработать и принять совершенно новый кодекс, так как не стоит модернизировать то, что когда-то было крайне прогрессивным, а сейчас устарело. Или же вносить изменения и дополнения в действующий Кодекс. Дело в том, что критика действующей редакции Кодекса не означает критику авторов Кодекса, неуважение к их труду, недооценку их вклада в становление новой российской адвокатуры. Некоторые недостатки Кодекса носят вполне объективный характер, и они не могли быть предотвращены при его принятии в 2003 г., так как многих проблем, которые актуальны для сегодняшнего дня, на тот момент не существовало вообще.
В качестве примера могу привести уровень развития информационных технологий, Интернета. С одной стороны, адвокаты стали более независимы, им стало легче получить ту или иную необходимую для оказания квалифицированной юридической помощи информацию, но с другой стороны Интернет ослабил его связь со своим адвокатским образованием, а иногда и с тем адвокатским сообществом, членом которого он является.
В настоящее время остро стоит проблема одновременного существования адвокатуры и частнопрактикующих юристов, их борьбы за клиента, и здесь возникают серьезные этические проблемы. И действующий в настоящее время Кодекс профессиональной этики адвокатов, к сожалению, не содержит статей, которые бы помогли адвокату понять, как правильно действовать в той или иной ситуации.
Я придерживаюсь мнения, что существует необходимость разрабатывать новый Кодекс профессиональной этики адвоката, а не вносить изменения в действующий, что, безусловно, не означает отрицание ценностей действующего Кодекса. Означает это лишь то, что адвокатскому сообществу необходимо сделать следующий шаг. Разработка нового Кодекса позволит выявить и устранить имеющие место ошибки, недоработки.