Файл: Задание к теме Философия как явление культуры Вариант 2 Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 2

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание к теме 1. Философия как явление культуры
Вариант 2

  1. Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познаниябытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении веков относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?», «В чём смысл жизни?» и другие.


Мифология - особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в изменяющейся действительности; основной метод общинно-родового мышления; древнейший способ конципирования окружающей действительности и человеческой сущности. Включает в себя народные сказания (мифыэпос и т. д.). Мифология изучается в рамках научных дисциплин, например — сравнительной мифологии. Мифология отличается от фольклора: миф — совокупность представлений о мире, принимаемая носителем мифологического сознания за действительное и не подвергающееся сомнению знание, в отличие от фольклора, который не обязан восприниматься как нечто правдивое и жизнеподобное. Фольклор есть художественно-эстетическое отображение мира и, являясь своего рода порождением мифологии, он сохраняет те или иные её черты, но не становится ей равным.
Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности
. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. На этой основе выполняется синтез новых знаний или обобщения, которые описывают наблюдаемые природные или общественные явления и указывают на причинно-следственные связи, что позволяет осуществить прогнозирование. Те гипотезы, которые описывают совокупность наблюдаемых фактов и не опровергаются экспериментами, признаются законами природы или общества


  1. Предметное поле философии располагается внутри глобального взаимоотношения между Миром и Человеком, в рамках которого существуют особенности, в большей мере тяготеющие к рациональному познанию мира, вектор которых направлен на построение философии как науки. Однако в рамках этого же взаимоотношения существует пласт проблем, которые носят в большей степени мировоззренческий характер. И в том и в другом случае мировоззрение и теоретичность неразрывны. Теория философии не может абстрагироваться от мировоззренческой проблематики, что и определяет ее личностный характер и влияет на богатство формулируемых концепций. В свою очередь, философское мировоззрение — это наиболее развитая форма теоретического мировоззрения, когда ценностно эмоциональные особенности взаимодействия человека с миром приобретают характер рационального осмысления. Мировоззрение (уже по этимологии самого слова) — это систематизированная совокупность взглядов человека на мир и на самого себя, как деятельную часть этого мира. Понятно, что такого рода совокупности могут быть весьма разнообразны, поэтому выделение типов и форм мировоззрения может осуществляться по самым различным основаниям.










Общие черты

философии и науки

Отличия философии и науки

1.

выражение знания в теоретической форме

наука предоставляет методы, передает резуль­таты; философия дает методологию процесса познания, мировоззренчески объясняет резуль­таты познания

2.

общие цели: описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности

Философия предполагает свободный выбор предмета исследо­вания. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире

3.

кумуля­тивный характер (суммирование и концентрация прошлых результатов)

философия в отличие от науки не имеет целью обязательный ответ на поставленный вопрос. Философия - это еще и всегда вопрошание, для нее значимой может быть сама постановка проблемы или попытка обратить на нее внимание общественного сознания, культуры 

4.

постепенный пере­ход от предметной к проблемной ориентации

философия - знание о должном (описывает и объясняет то, что должно быть - ка­ким должно быть наилучшее устройство общества и т.д.). Задача науки - описывать и объяс­нять то, что есть (или было, будет)

5.

одновременное возникновение

Философия пытается выработать всеобщие понятия - кате­гории. Наука вырабатывает понятия (математические, физические, химические...)