Файл: Общая психология 1 способности являются характеристикой индивида.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общая психология 1
-
способности являются характеристикой индивида -
способности наследуются -
способности формируются в течение жизни и влияют на успешность выполнения деятельности -
способности непосредственно проявляются в знаниях, умениях, навыках
Отечественная психология. Представители: И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев и др. Предмет изучения. Психические процессы ... - это свойство высокоорганизованной материи. Практика. Павлов - разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности). Бехтерев - огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: предмет исследования – психика.
Понятие о психике
Первое определение души (psyche - греч.), сформулированное, скорее, как вопрос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется.
Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа. Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое - к миру существования. Душа - это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким образом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, - морфэ, форма, в немецком переводе - die Gestalt. Сегодня можно было бы подобрать такой эквивалент этому понятию: матрица или программа.
Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, несмотря на различия терминологического аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие. Единичное бытие есть сочетание формы и материи. В плане бытия форма - это сущность предмета. В плане познания форма - понятие о предмете. Материя, из которой формируется человек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа - это форма тела. Полное определение звучит так: душа (психика) - это способ организации живого тела.
В самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена состав атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, "знает", куда, в какое место поставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы знаем, что это нечто - психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. Откуда же она берется? Извне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному.
Например, для Л. С. Выготского это мир культуры. "Всякая психическая функция, - пишет он, - возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая. То есть вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции возникают вследствие интериоризации. Форма соединяется с материей.
Итак, мы вслед за Аристотелем определяем психику как способ организации живого тела.
Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и социального в человеке. Отправным пунктом здесь может быть положение С. Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Что это значит?
Возьмем какой-нибудь предмет, самый простой, например карандаш. По мнению С. Л. Рубинштейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Например, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, написанное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы скажем, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако он недостаточной длины. Если сейчас перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях.
Таким образом, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в разных качествах.
Итак, мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее, как ЦНС, осуществляющая высшую нервную деятельность, а взятая с точки зрения социальной детерминации, шире, взаимодействия человека с миром - как психика. Психика - это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто, - так и в филогенезе.
Таким образом, психика имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.
Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информацией. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное расположение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно - материальна. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация - главное в компьютере. Без программ - это просто набор деталей. В этой аналогии диска и мозга человека, диск - носитель информации, мозг - носитель психики. Информация не сводится к диску, а психика - к мозгу. Диск и мозг - это субстрат, информация и психика - форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика - нет.
Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и собственную структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонтальной организацией. К вертикальной организации относятся: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное. К горизонтальной - психические процессы, свойства и состояния.
Развитие психики
Психика человека является одним из фундаментальных научных понятий психологии. Психика развивается и в своем развитии психика человека проходит онтогенез и филогенез. Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis - рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма, а филогенез (phyle — род, вид, племя, genos — происхождение) — историческое формирование. Таким образом психика в онтогенезе повторяет достижения ее развития в филогенезе.
Всякий животный организм, в том числе человеческий
, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Поэтому психика является внутренним, в виде психических процессов, сложным и многообразным отражением объективного мира.
С точки зрения Б. Ф. Ломова, основным признаком психики является:
Ø системность,
Ø целостность,
Ø нерасчлененность.
Таким образом, с учетом концепции «психической функциональной системы деятельности», предложенной В. Д. Шадриковым, психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности.
Известно, что характеристики психических процессов и явлений не выводятся только из закономерностей мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам.
Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы есть физиологические, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому как, например, печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.
Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.
Здесь мы должны обратить внимание на еще одну особенность психики человека — психика не дается человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у ребенка ничего не появляется ни в поведении, ни в психике (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, способность к труду и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Психика человека включает, по меньшей мере, три составляющих:
1) внешний мир, природа, ее отражение;
2) полноценная деятельность мозга;
3) взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
главная функция психики — регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.
Вклад отечественных психологов
Основоположником отечественной научной психологии считается Иван Михайлович Сеченов(1829 – 1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получили физиологическую трактовку. Схема их протекания такая же, как и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью.
Экспериментальное направление в психологии развивал Владимир Михайлович Бехтерев(1857 – 1927). Он основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) – первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексию.
Одним из основателей экспериментальной психологии в России принято также считать Николая Николаевича Ланге (1858 – 1921). Он работал над проблемами познавательных психических процессов и их физиологическими основами.
Вклад в исследование памяти и индивидуальных различий людей внес Александр Петрович Нечаев (1870 – 1948).
Владимир Александрович Вагнер (1849 – 1934) является основателем сравнительной психологии в России.