Файл: Общая психология 1 способности являются характеристикой индивида.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая психология 1

  1. способности являются характеристикой индивида

  2. способности наследуются

  3. способности формируются в течение жизни и влияют на успешность выполнения деятельности

  4. способности непосредственно проявляются в знаниях, умениях, навыках



Отечественная психология. Представители: И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев и др. Предмет изучения. Психические процессы ... - это свойство высокоорганизованной материи. Практика. Павлов - разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности). Бехтерев - огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям.






ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: предмет исследования – психика.

Понятие о психике

Первое определение души (psyche - греч.), сформулированное, скорее, как во­прос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется.

Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа. Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое - к миру су­ществования. Душа - это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким обра­зом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, - морфэ, фор­ма, в немецком переводе - die Gestalt. Сегодня можно было бы подобрать такой экви­валент этому понятию: матрица или программа.

Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, несмотря на различия терминологиче­ского аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие. Единичное бы­тие есть сочетание формы и материи. В плане бытия форма - это сущность предмета. В плане познания форма - понятие о предмете. Материя, из которой формируется че­ловек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа - это форма тела. Полное определение звучит так: душа (психика) - это способ организации живого тела.


В самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена со­став атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, "знает", куда, в какое место по­ставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы знаем, что это нечто - психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. От­куда же она берется? Извне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному.

Например, для Л. С. Выготского это мир культуры. "Всякая психическая функция, - пишет он, - возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая. То есть вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции возникают вследствие интериоризации. Форма соединяется с материей.

Итак, мы вслед за Аристотелем определяем психику как способ организации живого тела.

Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и со­циального в человеке. Отправным пунктом здесь может быть положение С. Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Что это значит?

Возьмем какой-нибудь предмет, самый простой, например карандаш. По мнению С. Л. Рубин­штейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Например, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, написан­ное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы скажем, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако он недостаточной длины. Если сейчас перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях.



Таким образом, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в разных качествах.

Итак, мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее, как ЦНС, осу­ществляющая высшую нервную деятельность, а взятая с точки зрения социальной де­терминации, шире, взаимодействия человека с миром - как психика. Психика - это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодей­ствия человека с миром как в онто, - так и в филогенезе.

Таким образом, психика имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.

Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информаци­ей. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное рас­положение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно - матери­альна. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация по­пала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация - главное в компьютере. Без программ - это просто набор деталей. В этой аналогии диска и мозга человека, диск - носитель информации, мозг - носитель пси­хики. Информация не сводится к диску, а психика - к мозгу. Диск и мозг - это суб­страт, информация и психика - форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика - нет.

Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и собст­венную структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонталь­ной организацией. К вертикальной организации относятся: сознание, личное бессозна­тельное, коллективное бессознательное. К горизонтальной - психические процессы, свойства и состояния.

 

Развитие психики

Психика человека является одним из фундаментальных научных понятий психоло­гии. Психика развивается и в своем развитии психика человека проходит онтогенез и фи­логенез. Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis - рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма, а филогенез (phyle — род, вид, племя, genos — происхождение) — историческое формирование. Таким образом психика в онтогенезе повто­ряет достижения ее развития в филогенезе.

Всякий животный организм, в том числе человеческий
, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раз­дражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Поэтому психика является внутренним, в виде психических процессов, сложным и многообразным отражением объективного мира.

С точки зрения Б. Ф. Ломова, основным признаком психики является:

Ø системность,

Ø целостность,

Ø нерасчлененность.

Таким образом, с учетом концепции «психической функциональной системы деятельности», предложенной В. Д. Шадриковым, психика представляет собой многоуровне­вую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение раз­ного уровня сложности.

Известно, что характеристики психических процессов и явлений не выводятся только из законо­мерностей мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории пси­хофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое состав­ляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы есть физиологические, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому как, например, печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возни­кают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное каче­ство мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.


Здесь мы должны обратить внимание на еще одну особенность психики человека — психика не дается человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у ребенка ничего не появляется ни в поведении, ни в психике (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, способность к труду и пр.), че­ловеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Психика человека включает, по меньшей мере, три составляющих:

1) внешний мир, природа, ее отражение;

2) полноценная деятельность мозга;

3) взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой куль­туры, человеческих способностей.

главная функция психики — регуляция индивидуального по­ведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.

Вклад отечественных психологов

Основоположником отечественной научной психологии считается Иван Михайлович Сеченов(1829 – 1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получили физиологическую трактовку. Схема их протекания такая же, как и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью.

Экспериментальное направление в психологии развивал Владимир Михайлович Бехтерев(1857 – 1927). Он основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) – первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексию.

Одним из основателей экспериментальной психологии в России принято также считать Николая Николаевича Ланге (1858 – 1921). Он работал над проблемами познавательных психических процессов и их физиологическими основами.

Вклад в исследование памяти и индивидуальных различий людей внес Александр Петрович Нечаев (1870 – 1948).

Владимир Александрович Вагнер (1849 – 1934) является основателем сравнительной психологии в России.