Файл: Методические указания для студентов разделы тетради для практических работ по психологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
1. Методические указания для студентов ……………………………….3 - 4
2. Разделы тетради для практических работ по психологии ……………5
3. Мой психологический портрет …………………………………………6
4. Тема «Методы психологического исследования» ……………………7 - 8
5. Тема «Психика. Сознание и самосознание» …………………………. 8 – 10
6. Тема «Деятельность как способ существования» ……………………10 – 11
7. Тема «Человек как индивид. Темперамент как характеристика
индивидных свойств человека» …………………………………………12 – 15
8. Тема «Человек как личность. Характер» ……………………………..15 – 21
9. Тема «Способности и задатки» ………………………………………. 21 – 23
10. Тема «Эмоции» ………………………………………………………. 26 – 27
11. Тема «Воля» ………………………………………………………….. 27 – 28
12. Тема «Внимание» ……………………………………………………. 29 – 31
13. Тема «Ощущение и восприятие» …………………………………… 31 – 32
14. Тема «Память» ………………………………………………………. 33 – 35
15. Тема «Мышление» …………………………………………………… 35 – 37
16. Тема «Воображение» ………………………………………………… 37 – 38
17. Тест – опросник «Психологическая компетентность учителя» ……39
18. Оценочный лист ……………………………………………………….40
19. Заключение …………………………………………………………….41 – 42
20. Используемая и дополнительная литература ………………………..43
Методические указания для студентов
Практические работы по общей психологии проводятся на основе изученного теоретического материала по следующим разделам: введение в психологию, человек как индивид и личность, психические процессы.
Практические работы по психологии, организуемые с помощью данного учебного пособия, представляют собой аудиторную или внеаудиторную самостоятельную работу, включающую выполнение диагностических измерений и выполнение заданий репродуктивного, поискового и творческого характера. Задания к практическим работам по общей психологии составлены на основе рабочей программы по психологии.
Основная цель практических работ: способствовать развитию интереса к психологии, формированию психологического мышления, практических и исследовательских умений и навыков, а главное, формированию психолого-педагогической компетентности.
Результатом данной работы должно быть:
- более глубокое знание самого себя и других людей;
- умение пользоваться психологической информацией;
- овладение приёмами саморегуляции, межличностного взаимодействия;
- умение разрабатывать психологические рекомендации;
- отношение к другому человеку как к самостоятельной, равноценной, уникальной личности.
Тетрадь для практических работ по общей психологии включает следующие разделы: «познай себя», практические задания, «будущему учителю», рефлексию.
Работа по каждому из разделов ставит определённые учебные задачи:
1. «Познай себя» - Мой психологический портрет
Учебная задача: познание самого себя с помощью диагностических методик и составление своего психологического портрета.
2. Практические задания
Учебная задача: применение теоретических положений на практике и формирование психологического мышления, практических умений и навыков.
3. «Будущему учителю»
Учебная задача: умение использовать психологические знания в педагогической деятельности.
4. Рефлексия
Учебная задача: анализ собственного отношения, чувств, мыслей, поведения, действий, опыта.
Технология работы по тетради следующая:
1. В конце изучения темы по общей психологии на занятии (или дома) вам предлагается выполнить диагностический(е) тест(ы), результат которого(ых) заносится в таблицу «Мой психологический портрет» и обсуждается на занятии.
2. Затем на занятии или дома, получив соответствующие инструкции, выполняете практические задачи или задания.
Практикумы включают учебные задания различного типа: задания на актуализацию психологических явлений; задания на распознавание психологических явлений; задания на прогнозирование наступления возможных явлений, поведения, реакций человека; задания на актуализацию личной субъективной картины психических явлений; задания на проектирование возможных способов действия в данной ситуации
, способов достижения заданных целей; задания на разработку психологических рекомендаций по способам обращения с человеком.
Результаты работы фиксируются в тетради (практической или лекционной) и обсуждаются на занятии.
3. Одновременно с практическими заданиями или после их выполнения вам предлагается связать психологические знания по теме с деятельностью педагога.
Результаты работы фиксируются в тетради (практической или лекционной) и обсуждаются на занятии.
4. В заключение работы по данной теме (иногда в начале изучения темы) проводится рефлексия по заданным формулировкам или же в свободной форме.
Все предлагаемые задания носят тренировочный характер и подготавливают к проверочным и контрольным работам по темам.
Все задания делятся на 2 группы: обязательные и дополнительные (повышенного уровня, которые носят творческий характер; выполняются по желанию). При выполнении дополнительных заданий можно воспользоваться дополнительной литературой, которая указана в конце данного учебного пособия. Дополнительные задания обозначаются значком – «Д»
Для оценивания вашей деятельности используется рейтинговая система оценки.
Выставляются баллы:
10б. – выполнены все задания («О» и «Д») по теме, точно и правильно сформулирован ответ, глубоко раскрыта сущность явления.
9б. - выполнены все задания по теме («О» и «Д»), но допущены ошибки.
8б. - 7б. – выполнены обязательные задания по теме и часть дополнительных, точно и правильно дан ответ, или же допущены незначительные ошибки.
6б. - выполнены обязательные задания по теме, точно и правильно дан ответ.
5б. - 4б. – выполнены обязательные задания по теме, не совсем точно и правильно дан ответ, неглубоко раскрыта сущность явления.
3б. – выполнены обязательные задания не все, но без ошибок.
2б. - 1б. – выполнены обязательные задания не все, допущены ошибки
Условные обозначения:
«Д» - дополнительное задание
«Кто воздвигнет тебя к небесам?
- Только сам
Кто низвергнет тебя с высоты?
- Только ты
Где куются ключи к твоей горькой судьбе?
- Лишь в тебе
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
- Лишь собой!»
Разделы тетради для практических работ по психологии:
I. ۞ «Познай себя» - Мой психологический портрет
II. ☼ Практические задания
III. ☺ Будущему учителю
IV. ♥ Рефлексия
Золотая россыпь мудрости:
-
«Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей»
Н.Г. Чернышевский
-
«Только неглубокие люди знают себя до самых глубин»
О.Уайль
-
«Самое сложное для человеческого существа познать и изменить себя»
А.Адлер
-
«Человек должен знать своё «я» и знать, что ведёт его к величию или низости, к стыду или чести, к богатству или бедности»
Восточная мудрость
-
«Если тебе нужна рука помощи, ищи её на конце собственной руки»
Восточная мудрость
-
«Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, кем он является потенциально»
Э.Фромм
-
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека
-
«Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, - значит ты воспитатель»
Ш. Летурно
-
«Дари себя детям! Знай, к чему стремишься. Постоянно ищи в ребёнке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке!»
Ш.А. Амонашвили
۞ «Познай себя»
Мой психологический портрет
Параметр | Результаты исследования | Мои результаты |
Профессиональная направленность | человек – человек, ч – худож. образ, ч – знаковая система, ч – природа, ч - техника | |
Самооценка | завышенная, адекватная, заниженная | |
Мотивация учения | положительная, нейтральная, отрицательная | |
Сила НС | сильная, средняя, слабая | |
Темперамент | холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик | |
Направленность личности | на себя, на дело, на общение | |
Акцентуация характера | застревающий тип, педантичный, возбудимый тип, гипертимный, тревожный, демонстративный, дистимический, экзальтированный, эмотивный, циклотимный тип | |
ФА мозга | правополушарный тип, левополушарный, гармоничный | |
Способности | математические, музыкальные, художественные, артистические, коммуникативные, филологические, технические, спортивные, организаторские | |
Склонность к стрессу | повышенная, средняя, низкая | |
Сила воли | высокая, средняя, низкая | |
Внимание | высокий уровень развития, средний, низкий | |
Тип восприятия | аудиал, визуал, кинестетик | |
Память | высокий уровень развития, средний, низкий | |
Мышление | высокий уровень, средний, низкий | |
Воображение | высокий уровень, средний, низкий | |
Тема «Методы психологического исследования»
I. ۞ «Познай себя»
Тест «Профессиональная направленность»
Цель: изучение профессиональных склонностей
Инструкция: из пары видов деятельности выбери один вид «а» или «б». Если не нравиться ни то, ни другое, выбирайте по принципу «меньшего зла». Отмечай ответ в нижеприведённой таблице – «ключе»
Мне нравится | |
1а. Интересоваться состоянием и развитием растительного мира | 1б. Обслуживать машины, приборы, технику (следить, регулировать) |
2а. Оказывать помощь людям в области информации (реклама) | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительной техники |
3а. Декламировать, играть на сцене | 3б. Изучать особенности поведения животных |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металлы и т.п.) | 4б. Работать в сфере риэлтерских услуг |
5а. Редактировать тексты, программы | 5б. Обсуждать художественные книги, к/ф, театральные постановки и т.п. |
6а. Интересоваться строением живых клеток, микроорганизмов | 6б. Изучать, делать выводы о причинах поступков людей внутреннего мира человека |
7а. Работать над дизайном помещений, устанавливать декорации | 7б. Управлять какими-либо машинами и механизмами |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, конкурсов) |
9а. Ремонтировать технику, в том числе ПК | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, схемах |
10а. Делать заборы воды, почвы, следить за экологией | 10б. Выполнять вычисления, расчёты |
11а. Выращивать растения, следить за этапами созревания | 11б. Конструировать, проектировать, улучшая качество работы оборудования, компьютерной и оргтехники |
12а. Разбирать конфликты, убеждать, разъяснять суть проблемы | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, компьютерных программах (проверять, разрабатывать) |
13а. Заниматься наладкой приборов, аппаратуры | 13б. Наблюдать, изучать жизнь (живых микроорганизмов) и повадки животных |
14а. Заниматься оформительской деятельностью, украшать интерьеры помещений | 14б. Оказывать людям консультативную помощь по различным вопросам |
15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях | 15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые |
16а. Интересоваться явлениями природы и причинами возникновения | 16б. Изучать мимику, жесты людей, разбираться в причинах поведенческих реакций |
17а. Заниматься лепкой, рисованием, реставрацией | 17б. Конструировать, улучшать работу техники |
18а. Организовывать культпоходы, экскурсии, турпоходы | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертных программах |
19а. Изготовлять по чертежам, схемам что-либо | 19б. Заниматься черчением, копировать карты, схемы, работать с числовым материалом |
20а. Интересовать ветеринарией | 20б. Работать на ПК |