Файл: Методические указания для студентов разделы тетради для практических работ по психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Содержание

1. Методические указания для студентов ……………………………….3 - 4

2. Разделы тетради для практических работ по психологии ……………5

3. Мой психологический портрет …………………………………………6

4. Тема «Методы психологического исследования» ……………………7 - 8

5. Тема «Психика. Сознание и самосознание» …………………………. 8 – 10

6. Тема «Деятельность как способ существования» ……………………10 – 11

7. Тема «Человек как индивид. Темперамент как характеристика

индивидных свойств человека» …………………………………………12 – 15

8. Тема «Человек как личность. Характер» ……………………………..15 – 21

9. Тема «Способности и задатки» ………………………………………. 21 – 23

10. Тема «Эмоции» ………………………………………………………. 26 – 27

11. Тема «Воля» ………………………………………………………….. 27 – 28

12. Тема «Внимание» ……………………………………………………. 29 – 31

13. Тема «Ощущение и восприятие» …………………………………… 31 – 32

14. Тема «Память» ………………………………………………………. 33 – 35

15. Тема «Мышление» …………………………………………………… 35 – 37

16. Тема «Воображение» ………………………………………………… 37 – 38

17. Тест – опросник «Психологическая компетентность учителя» ……39

18. Оценочный лист ……………………………………………………….40

19. Заключение …………………………………………………………….41 – 42

20. Используемая и дополнительная литература ………………………..43

Методические указания для студентов
Практические работы по общей психологии проводятся на основе изученного теоретического материала по следующим разделам: введение в психологию, человек как индивид и личность, психические процессы.

Практические работы по психологии, организуемые с помощью данного учебного пособия, представляют собой аудиторную или внеаудиторную самостоятельную работу, включающую выполнение диагностических измерений и выполнение заданий репродуктивного, поискового и творческого характера. Задания к практическим работам по общей психологии составлены на основе рабочей программы по психологии.

Основная цель практических работ: способствовать развитию интереса к психологии, формированию психологического мышления, практических и исследовательских умений и навыков, а главное, формированию психолого-педагогической компетентности.


Результатом данной работы должно быть:

- более глубокое знание самого себя и других людей;

- умение пользоваться психологической информацией;

- овладение приёмами саморегуляции, межличностного взаимодействия;

- умение разрабатывать психологические рекомендации;

- отношение к другому человеку как к самостоятельной, равноценной, уникальной личности.

Тетрадь для практических работ по общей психологии включает следующие разделы: «познай себя», практические задания, «будущему учителю», рефлексию.

Работа по каждому из разделов ставит определённые учебные задачи:

1. «Познай себя» - Мой психологический портрет

Учебная задача: познание самого себя с помощью диагностических методик и составление своего психологического портрета.

2. Практические задания

Учебная задача: применение теоретических положений на практике и формирование психологического мышления, практических умений и навыков.

3. «Будущему учителю»

Учебная задача: умение использовать психологические знания в педагогической деятельности.

4. Рефлексия

Учебная задача: анализ собственного отношения, чувств, мыслей, поведения, действий, опыта.

Технология работы по тетради следующая:

1. В конце изучения темы по общей психологии на занятии (или дома) вам предлагается выполнить диагностический(е) тест(ы), результат которого(ых) заносится в таблицу «Мой психологический портрет» и обсуждается на занятии.

2. Затем на занятии или дома, получив соответствующие инструкции, выполняете практические задачи или задания.

Практикумы включают учебные задания различного типа: задания на актуализацию психологических явлений; задания на распознавание психологических явлений; задания на прогнозирование наступления возможных явлений, поведения, реакций человека; задания на актуализацию личной субъективной картины психических явлений; задания на проектирование возможных способов действия в данной ситуации

, способов достижения заданных целей; задания на разработку психологических рекомендаций по способам обращения с человеком.

Результаты работы фиксируются в тетради (практической или лекционной) и обсуждаются на занятии.

3. Одновременно с практическими заданиями или после их выполнения вам предлагается связать психологические знания по теме с деятельностью педагога.

Результаты работы фиксируются в тетради (практической или лекционной) и обсуждаются на занятии.

4. В заключение работы по данной теме (иногда в начале изучения темы) проводится рефлексия по заданным формулировкам или же в свободной форме.

Все предлагаемые задания носят тренировочный характер и подготавливают к проверочным и контрольным работам по темам.

Все задания делятся на 2 группы: обязательные и дополнительные (повышенного уровня, которые носят творческий характер; выполняются по желанию). При выполнении дополнительных заданий можно воспользоваться дополнительной литературой, которая указана в конце данного учебного пособия. Дополнительные задания обозначаются значком – «Д»
Для оценивания вашей деятельности используется рейтинговая система оценки.

Выставляются баллы:

10б. – выполнены все задания («О» и «Д») по теме, точно и правильно сформулирован ответ, глубоко раскрыта сущность явления.

9б. - выполнены все задания по теме («О» и «Д»), но допущены ошибки.

8б. - 7б. – выполнены обязательные задания по теме и часть дополнительных, точно и правильно дан ответ, или же допущены незначительные ошибки.

6б. - выполнены обязательные задания по теме, точно и правильно дан ответ.

5б. - 4б. – выполнены обязательные задания по теме, не совсем точно и правильно дан ответ, неглубоко раскрыта сущность явления.

3б. – выполнены обязательные задания не все, но без ошибок.

2б. - 1б. – выполнены обязательные задания не все, допущены ошибки
Условные обозначения:

«Д» - дополнительное задание

«Кто воздвигнет тебя к небесам?

- Только сам

Кто низвергнет тебя с высоты?

- Только ты

Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

- Лишь в тебе

Чем расплатишься ты за проигранный бой?

- Лишь собой

Разделы тетради для практических работ по психологии:
I. ۞ «Познай себя» - Мой психологический портрет

II. ☼ Практические задания

III. ☺ Будущему учителю


IV. ♥ Рефлексия

Золотая россыпь мудрости:


  • «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей»

Н.Г. Чернышевский

  • «Только неглубокие люди знают себя до самых глубин»

О.Уайль

  • «Самое сложное для человеческого существа познать и изменить себя»

А.Адлер

  • «Человек должен знать своё «я» и знать, что ведёт его к величию или низости, к стыду или чести, к богатству или бедности»

Восточная мудрость

  • «Если тебе нужна рука помощи, ищи её на конце собственной руки»

Восточная мудрость

  • «Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, кем он является потенциально»

Э.Фромм

  • «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

Сенека

    • «Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, - значит ты воспитатель»

Ш. Летурно

    • «Дари себя детям! Знай, к чему стремишься. Постоянно ищи в ребёнке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке!»

Ш.А. Амонашвили

۞ «Познай себя»

Мой психологический портрет

Параметр

Результаты исследования

Мои результаты


Профессиональная направленность

человек – человек, ч – худож. образ,

ч – знаковая система,

ч – природа, ч - техника




Самооценка


завышенная, адекватная, заниженная





Мотивация учения


положительная, нейтральная,

отрицательная





Сила НС


сильная, средняя, слабая





Темперамент


холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик




Направленность личности


на себя, на дело, на общение





Акцентуация

характера

застревающий тип, педантичный, возбудимый тип, гипертимный, тревожный, демонстративный,

дистимический, экзальтированный,

эмотивный, циклотимный тип




ФА мозга

правополушарный тип, левополушарный, гармоничный






Способности

математические, музыкальные,

художественные, артистические,

коммуникативные, филологические, технические, спортивные, организаторские




Склонность к стрессу


повышенная, средняя, низкая





Сила воли


высокая, средняя, низкая





Внимание

высокий уровень развития,

средний, низкий





Тип восприятия


аудиал, визуал, кинестетик





Память


высокий уровень развития,

средний, низкий





Мышление


высокий уровень, средний, низкий





Воображение


высокий уровень, средний, низкий





Тема «Методы психологического исследования»

I. ۞ «Познай себя»

Тест «Профессиональная направленность»

Цель: изучение профессиональных склонностей

Инструкция: из пары видов деятельности выбери один вид «а» или «б». Если не нравиться ни то, ни другое, выбирайте по принципу «меньшего зла». Отмечай ответ в нижеприведённой таблице – «ключе»

Мне нравится

1а. Интересоваться состоянием и развитием растительного мира

1б. Обслуживать машины, приборы, технику (следить, регулировать)

2а. Оказывать помощь людям в области информации (реклама)

2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительной техники

3а. Декламировать, играть на сцене


3б. Изучать особенности поведения животных

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металлы и т.п.)

4б. Работать в сфере риэлтерских услуг

5а. Редактировать тексты, программы


5б. Обсуждать художественные книги, к/ф, театральные постановки и т.п.

6а. Интересоваться строением живых клеток, микроорганизмов

6б. Изучать, делать выводы о причинах поступков людей внутреннего мира человека

7а. Работать над дизайном помещений, устанавливать декорации

7б. Управлять какими-либо машинами и механизмами

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, конкурсов)

9а. Ремонтировать технику, в том числе ПК

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, схемах

10а. Делать заборы воды, почвы, следить за экологией

10б. Выполнять вычисления, расчёты

11а. Выращивать растения, следить за этапами созревания

11б. Конструировать, проектировать, улучшая качество работы оборудования, компьютерной и оргтехники

12а. Разбирать конфликты, убеждать, разъяснять суть проблемы

12б. Разбираться в чертежах, схемах, компьютерных программах (проверять, разрабатывать)

13а. Заниматься наладкой приборов, аппаратуры

13б. Наблюдать, изучать жизнь (живых микроорганизмов) и повадки животных

14а. Заниматься оформительской деятельностью, украшать интерьеры помещений

14б. Оказывать людям консультативную помощь по различным вопросам

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях

15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые

16а. Интересоваться явлениями природы и причинами возникновения

16б. Изучать мимику, жесты людей, разбираться в причинах поведенческих реакций

17а. Заниматься лепкой, рисованием, реставрацией

17б. Конструировать, улучшать работу техники

18а. Организовывать культпоходы, экскурсии, турпоходы

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертных программах

19а. Изготовлять по чертежам, схемам что-либо

19б. Заниматься черчением, копировать карты, схемы, работать с числовым материалом

20а. Интересовать ветеринарией


20б. Работать на ПК