Файл: Методические указания для студентов разделы тетради для практических работ по психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Оценочный лист



Тема занятия

Балл

Оценка

Рефлексия


Примечание

1

Методы психологического исследования











2

Психика. Сознание и самосознание











3

Деятельность как способ существования











4

Человек как индивид Темперамент










5

Человек как личность Характер











6

Способности и задатки












7

Эмоции











8

Воля















9

Внимание












10

Ощущение и восприятие












11

Память












12

Мышление












13

Воображение













Рефлексия – означает выражение своего отношения, мыслей, чувств – для этого можно использовать следующие слова и словосочетания:
легко, всё понятно, были затруднения, не понятно, было трудно, было интересно, неинтересно, понравилось, удивило, огорчило и другие

Заключение

Профессиональная компетентность одно из системообразующих качеств современного специалиста. Компетентность учителя приобретает всё большую актуальность в связи с тем, что постоянно трансформируется социальный опыт, реконструируется сфера образования, возрастает уровень требований социума к специалисту. Но довольно часто бывает так, что выпускник оказывается слабо подготовленным к практической работе, плохо владеет профессиональным мастерством, и соответственно уровень компетентности низкий.
Модель психологической компетентности педагога

Интеллектуальный компонент (когнитивный)

- обеспечивает ориентировку специалиста в многообразии психических явлений

Психологические знания

– это система хранящихся в памяти субъекта образов и понятий о людях (личностных чертах, состояниях, мотивах поведения, отношениях, закономерностях функционирования и механизмах развития психики человека)

Психологическое мышление

- основной инструмент понимания других людей (в том числе и самого себя), прогнозирования их поведения в различных жизненных ситуациях и проектирования оптимальных способов обращения с ними

Практический компонент (поведенческий)

- представлен системой соответствующих умений и навыков, обеспечивающих возможность использовать теоретических знаний и психологического мышления для работы с людьми в условиях реальной педагогической деятельности

Владение приёмами и формам межличностного воздействия (убеждение, просьба, моральная поддержка и др.)


Владение приёмами саморегуляции


Владение приёмам

Умение выражать себя и свои мысли

Умение слушать и понимать других


Готовить психологические рекомендации для работы с людьми

Разрабатывать психологические характеристики и пользоваться имеющейся в них информацией

Проводить и анализировать социальные мероприятия (уроки, собрания, беседы и т.п.)

Аффективный компонент (ценностно-смысловой)

- личностное отношение специалиста к другим людям (ученикам, коллегам, подчинённым, родителям и др.) – устойчивое, осознаваемое, положительное отношение к другому человеку как к самостоятельной, равноценной, уникальной личности


Качества личности психологического компетентного педагога


Гуманизм



Эмпатия


Толерантность

Коммуникабельность


Рефлексия


Самообладание


Саморазвитие


Социальная мобильность


Задание: после того, как мы закончили изучение общей психологии, попробуй проанализировать, какие компоненты психологической компетентности педагога сформированы у тебя на достаточном уровне, на среднем уровне, а какие на критическом уровне

Профессиональная компетентность будущего специалиста проявиться в том, насколько он будет способен осуществлять различные виды профессиональной деятельности.

Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, самоорганизации, личностного роста. Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное «Я».

Роль преподавателя в этом случае заключается не в передаче ЗУН, а в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, студент опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения.

Профессия педагога – это профессия с людьми и для людей. Решение разнообразных профессиональных задач чаще всего опосредованно каким-то психологическим содержанием. Поэтому в системе профессиональной подготовки специалиста важное место принадлежит такой учебной дисциплине, как психология.

Все задания, предусмотренные данным учебным пособием, призваны способствовать формированию психологической компетентности будущего педагога

Используемая литература
1. Галеева Н.Л. Сам себе учитель. Курс практических занятий по формированию успешности ученика. – М.: 5 за знания, 2008. – 96 с.

2. Контрольные задания по психологии. Учебное пособие./ Под ред. Л.А. Першиной. - М., 2009. – 36 с.

3. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 320 с.

4. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 447 с.


5. Сизанов А.Н. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. – М: АСТ., 2010. – 576 с.

6. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2007. – 224 с.
Дополнительная литература
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.

2. Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. – Минск: Университетское, 1999. – 121 с.

3. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995. – 480 с.

4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 400 с.

5. Прутченков А.С. Наедине с собой. Психологические тесты и упражнения. – М.: РПА, 1996. – 174 с.

6. Психологические аспекты деятельности классного руководителя: пособие для зам. директоров школ по воспитанию, кл. руководителей и воспитателей / сост. В.И. Петрушин. – М.: Педагогический поиск, 1996. – 80 с.

7. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Владос, 1998. – 176 с.

8. Селевко Г.К., Маркова Н.Н., Левина О.Г. Научи себя учиться. – М.: Народное образование, 2001. – 191 с.

9. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – СПт: Речь, 2002. – 148 с.

10. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 176 с.

11. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н/Д., 2003. – 345 с.