Файл: 55. Методы психологии исследование, обследование и преобразование. Их различия и взаимодополняемость. Соотношение диагностики и коррекции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
55. Методы психологии: исследование, обследование и преобразование. Их различия и взаимодополняемость. Соотношение диагностики и коррекции.
Методы психологии - это совокупность приемов и способов, пользуясь которыми исследователи могут получить сведения и расширить знания, необходимые для создания научных теорий в психологии и формировании практических рекомендаций.
Методы психологии – способы изучения реальных фактов окружающей действительности. Каждому методу прилагается только соответствующий вид приёмов, что отвечают целям и задачам исследования.
Методы психологии – способы изучения психики и её деятельности.
Исследование — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. Изучение психических процессов.
В науке существуют общие требования к объективности научного психологического исследования. Принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методологическими средствами.
1) Психика и сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Однако соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой не всегда адекватно. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это соотношение - по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу.
2) Отечественная психология утверждает единство психического и физического, поэтому психологическое исследование часто включает физиологический анализ психологических процессов. Например, вряд ли возможно изучение эмоциональных процессов без анализа входящих в их состав физиологических компонентов. Психологическое исследование не может изучать психические явления в отрыве от их психофизиологических механизмов.
3) Материальные основы психики не сводятся к ее органическим основам, образ мыслей людей определяется образом их жизни, сознание людей — общественной практикой. Поэтому методика психологического исследования должна опираться на анализ деятельности человека.
4) Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследования. Суть заключается не в том, чтобы фиксировать различные уровни развития, а в том, чтобы изучить движущие силы этого процесса.
В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов:
1. Организационные методы включают:
-
сравнительно-генетический метод (сопоставление различных видовых групп по психологическим показателям);
-
метод поперечных срезов (сравнение выбранных одних и тех же психологических показателей в отличных группах испытуемых); -
лонгитюдный метод — метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); -
комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами). Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.
2. Эмпирические методы. Они включают в себя:
-
наблюдение и самонаблюдение; -
экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); -
психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); -
анализ продуктов деятельности; -
биографические методы.
3. Методы коррекции:
-
аутотренинг (Шульц) - аутогенная тренировка получила распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме, а также средство управления состоянием человека в экстремальных условиях деятельности. В настоящее время аутогенные тренировки прочно вошли в систему подготовки спортсменов, все шире применяются в производственных коллективах в виде психогигиенических эмоционально-разгрузочных процедур.; -
групповой тренинг; -
способы психотерапевтического воздействия; -
обучение.
4. Методы обработки данных, включающие в себя:
-
количественный метод (статистический); -
качественный метод (дифференциация материала по группам, анализ).
Психологическое обследование — комплекс организационно-технических, диагностических, консультационных мероприятий, направленный на изучение психологических свойств и качеств личности (Н. И. Конюхов, 1992)
Психологическое обследование проводится специалистами
– клиническими психологами либо врачами, получившими специализированную подготовку по медицинской психологии. Главной задачей является выявление нарушений психических процессов – памяти, восприятия, внимания, мышления, оценка особенностей интеллекта и личностных свойств в целом (А. А. Дроздов, М. В. Дроздова, 2005). Обследование – это часть диагностики.
Преобразование – это процесс, посредством которого некий объект трансформируется, изменяется качественным образом;
- в психологии восприятия – последовательность операций, вследствие которых физическая энергия (например, звуковые волны, свет) преобразуется в паттерны нервных импульсов, вызывающих сенсорный опыт. Часто называется сенсорным преобразованием;
- в когнитивной психологии – перекодирование информации, например, представление сенсорного опыта в речевой форме, письменной речи в устную и наоборот.
Онтогенез – процесс развития индивидуального организма, включающий в себя последовательные морфологические, биохимические, физиологические и психические изменения человека от момента его зарождения до конца жизни.
Применительно к психологической проблематике онтогенетическое развитие человека рассматривается прежде всего как процесс формирования психических структур, подчиненный некоторым общим закономерностям.
Психическое развитие человека обязательно связано с овладением общественно-историческим опытом, выработанным и накопленным в истории человечества. Этим оно существенно отличается от психического развития животных, заключающегося в передаче наследственного, биологически закрепленного опыта.
Именно поэтому в качестве основного процесса индивидуального развития человека наряду с онтогенезом рассматривается социализация. Принято считать, что понятие «социализация» пришло в науку благодаря работе Ф. Г. Гиддингса «Теория социализации», опубликованной в 1887 г. В этой работе Гиддингс определил социализацию как развитие социальной природы и характера индивида, «подготовку человеческого материала к социальной жизни».
Социализация – исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Важным моментом в определении социализации является указание на двусторонний характер этого процесса, подчеркивающее, что человек — это не только объект, но и активный субъект социализации.
Социализация включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны, активное воспроизводство этой системы человеком в его деятельности.
Процесс социализации продолжается непрерывно на протяжении всей жизни человека, не ограничиваясь периодом детства. Он включает в себя этапы дотрудовой, трудовой и послетрудовой социализации, на каждом из которых воздействие общества на личность происходит посредством взаимодействия человека с различными институтами социализации — конкретными группами людей, которые транслируют человеку социальный опыт.
Социализация способствует адаптации человека в общности людей, к которой он принадлежит, поскольку обеспечивает нормативное функционирование индивида. Благодаря этому процессу у человека формируется способность к функционально-смысловой интерпретации социальной действительности в контексте того «поля культуры», которое он разделяет.
Различия и взаимодополняемость.
Целью психологического исследования является получение нового знания относительно поставленной проблемы, новых результатов. Цель обследования — получение конкретной психологической информации об объекте обследования на основе уже имеющихся, получивших признание в научном мире концепций. Цель преобразования – трансформация, качественные изменения.
Второе отличие относится к методам, используемым в ходе психодиагностического обследования и психологического исследования. В рамках психологического исследования возможна разработка новых методов и экспериментальных процедур, в психодиагностическом обследовании используются только апробированные методы, обладающие валидностью и надежностью. В преобразовании, преимущественно преобладают естественные изменения, варианты приспособления.
Третий аспект, отличающий данные виды деятельности психолога, — это характер результатов. Результатом психологического исследования является новое знание о состояниях, свойствах, характеристиках психики человека или группы, и психодиагностическое обследование направлено на получение индивидуально-психологической характеристики конкретной личности или группы.
Преобразование - Качественные изменения на органическом, физическом и психическом уровне.
Взаимодополняемость
Исследование может включать в себя обследование (получение информации о испытуемом на основе методики) и преобразование (допустим, формирующий эксперимент, в рамках которого происходят изменения на психическом и личностном уровне).
Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.
Соотношение диагностики и коррекции.
Психологическая диагностика — это измерение индивидуально-психологических свойств личности или других объектов, поддающихся анализу. Ее целью является установление диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития (Овсянникова С.К.).
Термин "коррекция" буквально означает "исправление".
Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на коррекцию когнитивных искажений или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия (Осипова А.А.).
Результаты диагностического исследования являются основополагающими для планирования и проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
ДОП ИНФА Методы психокоррекции (Одни из направлений методов)
Психокоррекция творческим самовыражением: арт-терапия, игротерапия, музыкотерапия, психогимнастика.
По мнению классиков гуманистического подхода (А. Маслоу, К. Роджерса), творчество предоставляет неисчерпаемые возможности для самовыражения, самореализации, самоутверждения и самопознания