Файл: Григорян, Н. А. Бурение наклонных скважин уменьшенных и малых диаметров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
Компоновка низа бурильной колонны для бурения наклонно
прямолинейного участка следующая: |
214-мм долото, |
переводник |
|
со штыревым расширителем, |
двухсекционный турбобур ТСб-б5^ ' |
||
с кольцевым стабилизатором, |
146-мм |
УБТ длиной 8 |
м и 127-мм |
бурильные трубы. |
|
|
|
В процессе бурения наклонных скважин в Тюменской области применяют также отклонитель ОТ-У'/г" и ОТС-65/8" (с 214 и 190-мм долотами), а также 178-мм или 146-мм кривой переводник с углом смещения осей резьб 1°30'—2° 30' в сочетании с укороченными турбобурами 7'/2" или 65/s", УБТ диаметром 178 или 146 мм дли ной 12 м, 146-мм ЛБТ длиной 125 м и 127-мм ТБПВ. Прямоли нейно-наклонный участок ствола бурят 214-мм долотом секцион ными турбобурами ТСББ-У'/г", ТСШ-У'Д,", 3TCIU-7V2" и А7-Н1, со стабилизатором—кольцом СТК диаметром 207 мм, устанавли ваемым между ниппелем и корпусом турбобура, УБТ диаметром 178 мм, длиной 24 м. Отклонитель ориентируют с помощью забой ного инклинометра или прибора Шаньгина—Кулагина.
При бурении наклонных скважин на указанном месторождении применяют известковые промывочные растворы. Для разжижения раствора добавляют 0,03—0,05% гексаметафосфата натрия. В про цессе вскрытия сеноманских отложений, характеризующихся про явлениями минерализованных вод, раствор обрабатывают 0,1— 0,2% КМЦ при дальнейшей стабилизации УЩР. Добавка 5—8% нефти улучшает состояние ствола и снижает липкость раствора, но длительное время сохранить ствол стабильным не удается. Еще более повышает качество растворов введение смазочных добавок (окисленного петролатума, растворенного в соляровом масле или дизельном топливе). Эта добавка улучшает условия спуско-подъ емных операций, увеличивает проходку на долото.
Все эти мероприятия позволяют производить проходку наклон ных скважин уменьшенных диаметров с высокими скоростями. На пример, скв. 773 Усть-Балыкского месторождения, расположенная на кусте с пятью скважинами, с отклонением 1050 м при забое 2440 м была пробурена за 16 суток, т. е. с коммерческой скоростью
4560 м/ст-мес. [16].
В Башкирской АССР, в Пермской и Куйбышевской областях, на западе УССР, в Краснодарском и Ставропольском краях про бурены десятки многозабойных и горизонтальных скважин доло тами уменьшенных диаметров. Техника и технология этого вида вскрытия пласта освещена в работе А. М. Григоряна [21].
Опыт строительства куста из 32 скважин на отдельном морском основании
Рост числа скважин, проводимых с одного морского основания или эстакадных площадок позволяет форсировать разработку мор ского месторождения в результате сокращения времени на строи тельство отдельных морских оснований и нефтепромысловых ком
220
муникации, а также резко снижает затраты на строительство гид ротехнических сооружений. Бурение скважин кустами облегчает организацию буровых работ на море. Помимо экономии металла, средств и времени, повышается стойкость морского основания про тив штормов. Она достигается благодаря тому, что направление каждой морской скважины, опущенное на глубину 50-т-100 м и за цементированное, при помощи специальных подкосов связывается с надводной конструкцией блока морского основаиия.
Большой опыт по буре нию скважин кустами на море накоплен на бога тейшей нефтяной площади Нефтяные Камни. Еще в 1955 году, по предложе нию группы инженеров, здесь был построен куст № 408, с которого про бурены 24 скважины.
В деле проходки боль шого количества скважин с отдельных морских ос нований и проэстакадных площадок, а также их ра ционального использова ния значительных успехов достигли на площадях Артем-море и банка Дар вина. Количество скважин на кусте здесь доходит до 16—24, а с отдельного
морского основания № 190, |
А — дополнительная |
площадка |
на консольных |
|
балках для привода |
к лебедке; |
Б — блок под |
||
расположенного |
на пло |
|
насосы |
|
щади банка |
Дарвина, |
|
|
|
с участием автора пробурены 32 скважины. Забоями пробуренных скважин охвачена площадь примерно в 450 000 м2.
На рис. 67 представлена схема морского основания № 190, где устья пробуренных скважин пронумерованы в порядке их про ходки (порядковые номера). Приведенная на рис. 67 схема отличается от обычной схемы расположения скважин на стандартных морских основаниях. Как правило, буренде со стандартных мор ских оснований осуществляется только с подвышенных блоков, тогда как на морском основании № 190 для бурения дополнитель ных скважин были использованы и другие элементы морского ос нования. По предложению группы инженеров конторы бурения НГДУ Артем нефть в качестве подвышенных блоков для бурения дополнительных скважин стали использовать сначала причальный,
221
а затем мостовой и насосный блоки морских оснований. Для этого указанные блоки предварительно подвергаются соответствующему усилению.
Бурение скважин кустами осуществляется при помощи обычной буровой установки путем последовательной проходки двух сква жин с каждого подвышенного блока морского основания. Положе ние стандартной буровой установки, кроме вышки и ротора, оста ется неизменным. Для проходки скважин таким способом вышку наклоняют в сторону лебедки, устанавливая подкладки под перед ние ноги на высоту 146 мм. В результате талевая система отходит от центра нижнего основания вышки на 0,6-г-0,75 м. На таком рас стоянии от центра нижнего основания вышки устанавливают и ро тор с приводом от лебедки.
Законченная скважина остается в консервации до тех пор, пока не будет пробурена вторая. При этом устье ее находится под полом буровой. Для бурения второй скважины изменяют положе ние вышки — теперь ее наклоняют в сторону мостков путем пере становки тех же самых подкладок под задние ноги. Вследствие этого ось вышки смещается от центра нижнего основания на 0,6 0,75 м в сторону мостков. На указанную величину перемещают ротор и выкид желобной системы. Все остальное оборудование и привышечные сооружения остаются на месте без изменения. Обе скважины сдают промыслу для освоения и эксплуатации, а вышку перетаскивают на новое рабочее место для проходки аналогичным образом следующих двух скважин.
На рис. 67 показана очередность проходки скважин с морского
основания |
№ 190. |
Сначала с двух подвышечных блоков |
морского |
|||
основания |
(МОС-3) пробурили |
четыре скважины (скв. 1—4), |
||||
а затем, |
после |
соответствующего |
усиления |
причальных |
блоков, |
|
с них были пробурены еще четыре |
(скв. 5—8). После этого основа |
|||||
ние расширили |
с |
таким расчетом, чтобы |
аналогичным |
образом |
пробурить еще восемь скважин. Учитывая, что буровые насосы, силовые агрегаты к насосам (САН), прием насосов, запасные ем кости для раствора и топлива остаются без изменения, на насос ном блоке основного морского основания при первом расширении морского основания для дополнительных восьми скважин (скв. 9— 16) насосные блоки не устанавливали.
Для проходки следующих восьми скважин (скв. 17—24) мор ское ооиование № 190 было еще раз расширено. Ввиду того что производственная площадь основного морского основания и пло щадь, полученная в результате первого расширения, к тому вре мени были заняты различным промысловым хозяйством для освое ния и эксплуатации законченных строительством 16 скважин, второе расширение производили с установкой насосных блоков, которые впоследствии использовали для бурения дополнительных восьми скважин (скв. 25—32). С этой целью к указанным блокам на консольных балках пристраивали дополнительную площадку, размером 5x16 м, для силового агрегата к лебедке (САД).
222
В табл. 30 указаны площадь и стоимость основания с учетом пристройки, а также удельная площадь и удельный расход морского основания с пристройками, приходящимися на одну скважину.
|
|
Площадь, м2 |
Основание |
пристройки |
всего основа |
|
||
|
|
|
|
|
ния |
МОС-3 |
836 |
897,6 |
|
I расширена |
1733,6 |
||
п |
|
1146,4 |
2880 |
III |
„ |
80 |
2960 |
IV |
80 |
3040 |
Стоимость, руб.
|
:i!1 |
пристройки |
всего основання |
107 120 |
182 850 |
289 970 |
|
141 260 |
431 230 |
6 220 |
437 450 |
6 220 |
443 670 |
скважинЧислопос расширенияле |
площадьУдельная скважинуоднуна |
Таблица 30 |
|
Удельный |
|||
|
|
||
|
|
расход на од |
|
|
|
ну скважину, |
|
|
|
руб. |
8 |
112,2 |
22856,25 |
16 |
108,35 |
18123,12 |
24 |
120,0 |
17967,91 |
28 |
105,7 |
15623,21 |
32 |
95,0 |
13864,48 |
Так как производственная площадь стандартного морского ос нования (МОС-3) без причального блока для проходки предусмот ренных проектом четырех скважин составляет 640 м2 [45], значит на одну скважину приходится 160 м2 производственной площади. Если сопоставить эти данные с данными табл. 30, то видно, что с внедрением рационализаторских предложений постепенно умень шились удельная площадь и удельный расход морского сооруже ния, приходящиеся на одну пробуренную скважину. Например, использование причальных блоков для проходки дополнительных четырех скважин позволило снизить удельную производственную площадь, приходящуюся на одну скважину (по сравнению с обыч ным бурением четырех скважин с одного морского основания МОС-3) в 1,42 раза. В результате проходки 32 скважин по описан ной выше системе удельная производственная площадь, приходя щаяся на одну пробуренную скважину, сократилась в 1,68 раза (по сравнению с обычным бурением четырех скважин с морского основания МОС-3). В табл. 31 приведены основные параметры и показатели бурения 32 скважин, пробуренных с морского основа ния № 190.
Проходку всех скважин осуществляли по упрощенной конст рукции. Направление соответствующего диаметра, зависящего от диаметра долота для бурения под эксплуатационную колонну, спускалось на глубину 55—80 м. После цементировки и укрепле ния его с морским основанием продолжали бурение под эксплуа тационную колонну. Из 32 скважин одна (скв. 190) была верти кальной, а все остальные — наклонные. Однако при проходке вертикальной скв. 190 в результате естественного искривления забой ее имел отклонение 39 м от вертикали. Все наклонные скважины
223
№ скважины
190
289
288
284
233
281
265
293
258
306
337
351
336
333
384
378
331
405
366
408
406
407
404
437
524
Диаметрдоло мм,та |
Глубинам |
|
|
Глубина скважиным |
Отклонение,м |
Азимут, градус |
Максимальный наклонаугол , ,градусмин |
Проходкана ,долотом |
Таблица 31 |
|
S ts |
Механическая скорость, м/ч |
Коммерческая скорость, мес-ст/м |
||||||||
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ffi |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
-a |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СО |
s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к S |
|
|
|
|
|
|
|
|
295 |
1180 |
351 |
62 |
39 |
270 |
7.30 |
101,3 |
13,8 |
1296,6 |
|
295 |
1639 |
168 |
1148 |
431 |
275 |
27.00 |
77,7 |
12,3 |
862,6 |
|
351 |
80 |
|||||||||
295 |
1420 |
168 |
1627 |
247 |
209 |
23.00 |
90,3 |
17,5 |
1560,4 |
|
351 |
57 |
|||||||||
295 |
1149 |
168 |
1412 |
186 |
136 |
25.00 |
74,0 |
,13.9 |
1050,0 |
|
351 |
55 |
|||||||||
295 |
980 |
168 |
1118 |
125 |
123 |
17.00 |
98,1 |
16,0 |
1750,0 |
|
351 |
63 |
|||||||||
269 |
1300 |
146 |
377 |
296 |
189 |
19.30 |
62,2 |
12,8 |
880,4 |
|
351 |
55 |
|||||||||
243 |
1340 |
168 |
1299 |
220 |
235 |
16.30 |
67,3 |
16,5 |
1786,6 |
|
351 |
60 |
|||||||||
269 |
1308 |
146 |
1333 |
236 |
289 |
17.00 |
57,0 |
14,6 |
872,7 |
|
299 |
54 |
|||||||||
214 |
1438 |
146 |
1306 |
289 |
297 |
26.00 |
42,6 |
12,8 |
952,3 |
|
299 |
74 |
|||||||||
214 |
1557 |
146 |
1376 |
449 |
257 |
24.00 |
48,8 |
15,6 |
1541,6 |
|
245 |
72 |
|||||||||
214 |
1245 |
146 |
1550 |
240 |
282 |
16.00 |
53,0 |
14,8 |
1754,0 |
|
245 |
70 |
|||||||||
214 |
1238 |
146 |
1240 |
77 |
279 |
23.00 |
68,5 |
22,1 |
1629,0 |
|
245 |
74 |
|||||||||
214 |
1284 |
146 |
1238 |
394 |
310 |
28.45 |
55,1 |
19,5 |
2293,0 |
|
245 |
70 |
|||||||||
214 |
1020 |
146 |
1284 |
228 |
141 |
21.15 |
63,0 |
29,1 |
1478,0 |
|
245 |
77 |
|||||||||
214 |
802 |
146 |
1018 |
237 |
90 |
28.00 |
81,0 |
30,7 |
2228,0 |
|
245 |
72 |
|||||||||
214 |
946 |
146 |
797 |
331 |
139 |
45.00 |
77,4 |
37,8 |
1433,0 |
|
245 |
72 |
|||||||||
214 |
1018 |
146 |
943 |
218 |
164 |
26.30 |
68,3 |
29,0 |
2367,4 |
|
245 |
61 |
|||||||||
|
1200 |
146 |
1016 |
|
|
|
60,5 |
|
|
|
214 |
245 |
70 |
112 |
210 |
20.45 |
23,5 |
2353,0 |
|||
|
842 |
146 |
1200 |
|
|
|
76,8 |
|
|
|
214 |
245 |
74 |
86 |
6 |
15.00 |
30,0 |
2631,0 |
|||
214 |
1250 |
146 |
840 |
343 |
318 |
26.30 |
53,8 |
23,6 |
2907,0 |
|
245 |
65 |
|||||||||
214 |
1360 |
146 |
1248 |
295 |
238 |
26.00 |
48,0 |
21,6 |
2720,0 |
|
299 |
64 |
|||||||||
214 |
1370 |
146 |
1358 |
507 |
298 |
36.30 |
46,4 |
22,8 |
1650,6 |
|
245 |
70 |
|||||||||
214 |
1510 |
146 |
1369 |
425 |
235 |
24.45 |
53,3 |
21,6 |
1372,7 |
|
245 |
70 |
|||||||||
|
|
146 |
1509 |
|
|
|
|
42,5 |
|
|
214 |
936 |
245 |
68 |
102 |
88 |
18.15 |
79,0 |
3227,6 |
||
214 |
1382 |
146 |
934 |
263 |
188 |
24.45 |
54,5 |
17,5 |
1588,5 |
|
245 |
74 |
|||||||||
|
|
146 |
1382 |
|
|
|
|
|
|
224