Файл: Григорян, Н. А. Бурение наклонных скважин уменьшенных и малых диаметров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компоновка низа бурильной колонны для бурения наклонно

прямолинейного участка следующая:

214-мм долото,

переводник

со штыревым расширителем,

двухсекционный турбобур ТСб-б5^ '

с кольцевым стабилизатором,

146-мм

УБТ длиной 8

м и 127-мм

бурильные трубы.

 

 

 

В процессе бурения наклонных скважин в Тюменской области применяют также отклонитель ОТ-У'/г" и ОТС-65/8" (с 214 и 190-мм долотами), а также 178-мм или 146-мм кривой переводник с углом смещения осей резьб 1°30'—2° 30' в сочетании с укороченными турбобурами 7'/2" или 65/s", УБТ диаметром 178 или 146 мм дли­ ной 12 м, 146-мм ЛБТ длиной 125 м и 127-мм ТБПВ. Прямоли­ нейно-наклонный участок ствола бурят 214-мм долотом секцион­ ными турбобурами ТСББ-У'/г", ТСШ-У'Д,", 3TCIU-7V2" и А7-Н1, со стабилизатором—кольцом СТК диаметром 207 мм, устанавли­ ваемым между ниппелем и корпусом турбобура, УБТ диаметром 178 мм, длиной 24 м. Отклонитель ориентируют с помощью забой­ ного инклинометра или прибора Шаньгина—Кулагина.

При бурении наклонных скважин на указанном месторождении применяют известковые промывочные растворы. Для разжижения раствора добавляют 0,03—0,05% гексаметафосфата натрия. В про­ цессе вскрытия сеноманских отложений, характеризующихся про­ явлениями минерализованных вод, раствор обрабатывают 0,1— 0,2% КМЦ при дальнейшей стабилизации УЩР. Добавка 5—8% нефти улучшает состояние ствола и снижает липкость раствора, но длительное время сохранить ствол стабильным не удается. Еще более повышает качество растворов введение смазочных добавок (окисленного петролатума, растворенного в соляровом масле или дизельном топливе). Эта добавка улучшает условия спуско-подъ­ емных операций, увеличивает проходку на долото.

Все эти мероприятия позволяют производить проходку наклон­ ных скважин уменьшенных диаметров с высокими скоростями. На­ пример, скв. 773 Усть-Балыкского месторождения, расположенная на кусте с пятью скважинами, с отклонением 1050 м при забое 2440 м была пробурена за 16 суток, т. е. с коммерческой скоростью

4560 м/ст-мес. [16].

В Башкирской АССР, в Пермской и Куйбышевской областях, на западе УССР, в Краснодарском и Ставропольском краях про­ бурены десятки многозабойных и горизонтальных скважин доло­ тами уменьшенных диаметров. Техника и технология этого вида вскрытия пласта освещена в работе А. М. Григоряна [21].

Опыт строительства куста из 32 скважин на отдельном морском основании

Рост числа скважин, проводимых с одного морского основания или эстакадных площадок позволяет форсировать разработку мор­ ского месторождения в результате сокращения времени на строи­ тельство отдельных морских оснований и нефтепромысловых ком­

220


муникации, а также резко снижает затраты на строительство гид­ ротехнических сооружений. Бурение скважин кустами облегчает организацию буровых работ на море. Помимо экономии металла, средств и времени, повышается стойкость морского основания про­ тив штормов. Она достигается благодаря тому, что направление каждой морской скважины, опущенное на глубину 50-т-100 м и за ­ цементированное, при помощи специальных подкосов связывается с надводной конструкцией блока морского основаиия.

Большой опыт по буре­ нию скважин кустами на море накоплен на бога­ тейшей нефтяной площади Нефтяные Камни. Еще в 1955 году, по предложе­ нию группы инженеров, здесь был построен куст № 408, с которого про­ бурены 24 скважины.

В деле проходки боль­ шого количества скважин с отдельных морских ос­ нований и проэстакадных площадок, а также их ра­ ционального использова­ ния значительных успехов достигли на площадях Артем-море и банка Дар­ вина. Количество скважин на кусте здесь доходит до 16—24, а с отдельного

морского основания № 190,

А — дополнительная

площадка

на консольных

балках для привода

к лебедке;

Б — блок под

расположенного

на пло­

 

насосы

 

щади банка

Дарвина,

 

 

 

с участием автора пробурены 32 скважины. Забоями пробуренных скважин охвачена площадь примерно в 450 000 м2.

На рис. 67 представлена схема морского основания № 190, где устья пробуренных скважин пронумерованы в порядке их про­ ходки (порядковые номера). Приведенная на рис. 67 схема отличается от обычной схемы расположения скважин на стандартных морских основаниях. Как правило, буренде со стандартных мор­ ских оснований осуществляется только с подвышенных блоков, тогда как на морском основании № 190 для бурения дополнитель­ ных скважин были использованы и другие элементы морского ос­ нования. По предложению группы инженеров конторы бурения НГДУ Артем нефть в качестве подвышенных блоков для бурения дополнительных скважин стали использовать сначала причальный,

221


а затем мостовой и насосный блоки морских оснований. Для этого указанные блоки предварительно подвергаются соответствующему усилению.

Бурение скважин кустами осуществляется при помощи обычной буровой установки путем последовательной проходки двух сква­ жин с каждого подвышенного блока морского основания. Положе­ ние стандартной буровой установки, кроме вышки и ротора, оста­ ется неизменным. Для проходки скважин таким способом вышку наклоняют в сторону лебедки, устанавливая подкладки под перед­ ние ноги на высоту 146 мм. В результате талевая система отходит от центра нижнего основания вышки на 0,6-г-0,75 м. На таком рас­ стоянии от центра нижнего основания вышки устанавливают и ро­ тор с приводом от лебедки.

Законченная скважина остается в консервации до тех пор, пока не будет пробурена вторая. При этом устье ее находится под полом буровой. Для бурения второй скважины изменяют положе­ ние вышки — теперь ее наклоняют в сторону мостков путем пере­ становки тех же самых подкладок под задние ноги. Вследствие этого ось вышки смещается от центра нижнего основания на 0,6 0,75 м в сторону мостков. На указанную величину перемещают ротор и выкид желобной системы. Все остальное оборудование и привышечные сооружения остаются на месте без изменения. Обе скважины сдают промыслу для освоения и эксплуатации, а вышку перетаскивают на новое рабочее место для проходки аналогичным образом следующих двух скважин.

На рис. 67 показана очередность проходки скважин с морского

основания

№ 190.

Сначала с двух подвышечных блоков

морского

основания

(МОС-3) пробурили

четыре скважины (скв. 1—4),

а затем,

после

соответствующего

усиления

причальных

блоков,

с них были пробурены еще четыре

(скв. 5—8). После этого основа­

ние расширили

с

таким расчетом, чтобы

аналогичным

образом

пробурить еще восемь скважин. Учитывая, что буровые насосы, силовые агрегаты к насосам (САН), прием насосов, запасные ем­ кости для раствора и топлива остаются без изменения, на насос­ ном блоке основного морского основания при первом расширении морского основания для дополнительных восьми скважин (скв. 9— 16) насосные блоки не устанавливали.

Для проходки следующих восьми скважин (скв. 17—24) мор­ ское ооиование № 190 было еще раз расширено. Ввиду того что производственная площадь основного морского основания и пло­ щадь, полученная в результате первого расширения, к тому вре­ мени были заняты различным промысловым хозяйством для освое­ ния и эксплуатации законченных строительством 16 скважин, второе расширение производили с установкой насосных блоков, которые впоследствии использовали для бурения дополнительных восьми скважин (скв. 25—32). С этой целью к указанным блокам на консольных балках пристраивали дополнительную площадку, размером 5x16 м, для силового агрегата к лебедке (САД).

222


В табл. 30 указаны площадь и стоимость основания с учетом пристройки, а также удельная площадь и удельный расход морского основания с пристройками, приходящимися на одну скважину.

 

 

Площадь, м2

Основание

пристройки

всего основа­

 

 

 

 

 

ния

МОС-3

836

897,6

I расширена

1733,6

п

 

1146,4

2880

III

80

2960

IV

80

3040

Стоимость, руб.

 

:i!1

пристройки

всего основання

107 120

182 850

289 970

141 260

431 230

6 220

437 450

6 220

443 670

скважинЧислопос­ расширенияле

площадьУдельная скважинуоднуна

Таблица 30

Удельный

 

 

 

 

расход на од­

 

 

ну скважину,

 

 

руб.

8

112,2

22856,25

16

108,35

18123,12

24

120,0

17967,91

28

105,7

15623,21

32

95,0

13864,48

Так как производственная площадь стандартного морского ос­ нования (МОС-3) без причального блока для проходки предусмот­ ренных проектом четырех скважин составляет 640 м2 [45], значит на одну скважину приходится 160 м2 производственной площади. Если сопоставить эти данные с данными табл. 30, то видно, что с внедрением рационализаторских предложений постепенно умень­ шились удельная площадь и удельный расход морского сооруже­ ния, приходящиеся на одну пробуренную скважину. Например, использование причальных блоков для проходки дополнительных четырех скважин позволило снизить удельную производственную площадь, приходящуюся на одну скважину (по сравнению с обыч­ ным бурением четырех скважин с одного морского основания МОС-3) в 1,42 раза. В результате проходки 32 скважин по описан­ ной выше системе удельная производственная площадь, приходя­ щаяся на одну пробуренную скважину, сократилась в 1,68 раза (по сравнению с обычным бурением четырех скважин с морского основания МОС-3). В табл. 31 приведены основные параметры и показатели бурения 32 скважин, пробуренных с морского основа­ ния № 190.

Проходку всех скважин осуществляли по упрощенной конст­ рукции. Направление соответствующего диаметра, зависящего от диаметра долота для бурения под эксплуатационную колонну, спускалось на глубину 55—80 м. После цементировки и укрепле­ ния его с морским основанием продолжали бурение под эксплуа­ тационную колонну. Из 32 скважин одна (скв. 190) была верти­ кальной, а все остальные — наклонные. Однако при проходке вертикальной скв. 190 в результате естественного искривления забой ее имел отклонение 39 м от вертикали. Все наклонные скважины

223


№ скважины

190

289

288

284

233

281

265

293

258

306

337

351

336

333

384

378

331

405

366

408

406

407

404

437

524

Диаметрдоло­ мм,та

Глубинам

 

 

Глубина скважиным

Отклонение,м

Азимут, градус

Максимальный наклонаугол , ,градусмин

Проходкана ,долотом

Таблица 31

S ts

Механическая скорость, м/ч

Коммерческая скорость, мес-ст/м

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ffi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

-a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СО

s

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к S

 

 

 

 

 

 

 

295

1180

351

62

39

270

7.30

101,3

13,8

1296,6

295

1639

168

1148

431

275

27.00

77,7

12,3

862,6

351

80

295

1420

168

1627

247

209

23.00

90,3

17,5

1560,4

351

57

295

1149

168

1412

186

136

25.00

74,0

,13.9

1050,0

351

55

295

980

168

1118

125

123

17.00

98,1

16,0

1750,0

351

63

269

1300

146

377

296

189

19.30

62,2

12,8

880,4

351

55

243

1340

168

1299

220

235

16.30

67,3

16,5

1786,6

351

60

269

1308

146

1333

236

289

17.00

57,0

14,6

872,7

299

54

214

1438

146

1306

289

297

26.00

42,6

12,8

952,3

299

74

214

1557

146

1376

449

257

24.00

48,8

15,6

1541,6

245

72

214

1245

146

1550

240

282

16.00

53,0

14,8

1754,0

245

70

214

1238

146

1240

77

279

23.00

68,5

22,1

1629,0

245

74

214

1284

146

1238

394

310

28.45

55,1

19,5

2293,0

245

70

214

1020

146

1284

228

141

21.15

63,0

29,1

1478,0

245

77

214

802

146

1018

237

90

28.00

81,0

30,7

2228,0

245

72

214

946

146

797

331

139

45.00

77,4

37,8

1433,0

245

72

214

1018

146

943

218

164

26.30

68,3

29,0

2367,4

245

61

 

1200

146

1016

 

 

 

60,5

 

 

214

245

70

112

210

20.45

23,5

2353,0

 

842

146

1200

 

 

 

76,8

 

 

214

245

74

86

6

15.00

30,0

2631,0

214

1250

146

840

343

318

26.30

53,8

23,6

2907,0

245

65

214

1360

146

1248

295

238

26.00

48,0

21,6

2720,0

299

64

214

1370

146

1358

507

298

36.30

46,4

22,8

1650,6

245

70

214

1510

146

1369

425

235

24.45

53,3

21,6

1372,7

245

70

 

 

146

1509

 

 

 

 

42,5

 

214

936

245

68

102

88

18.15

79,0

3227,6

214

1382

146

934

263

188

24.45

54,5

17,5

1588,5

245

74

 

 

146

1382

 

 

 

 

 

 

224