Файл: Высшее профессиональное образование в. В. Голубев основы педиатрии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Водоснабжение дошкольных учреждений обеспечивается через городские (в городах) и поселковые (в сельской местности) центральные водопроводы. Там, где нет центрального водопровода, детские ясли и сады снабжаются водой от ближайших предприятий или учреждений, имеющих водопровод. Только в крайних случаях для детских учреждений строят местный водопровод или берут воду из колодцев.
Воду из местных водоисточников подвергают тщательному химическому и бактериологическому анализу. Вода не должна содержать: органических веществ, свидетельствующих о загрязнении источника воды животными отбросами (кал, моча, сточные воды), вместе с которыми в воду проникают болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Оценивая качество воды, определяют также содержание в ней известковых и магнезиальных солей, обусловливающих жесткость воды (жесткая вода не представляет опасности для организма, однако в ней плохо развариваются некоторые продукты (мясо, овощи), плохо мылится мыло, она оставляет большую накипь на стенках котлов и кухонной посуды).
??????? Санитарное содержание дошкольных учреждений
Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1—2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. Мусор немедленно убирают в мусоросборники. В летнее время не менее двух раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок. Вывоз мусора с участка ДОУ должен производиться ежедневно за 1—2 ч до прихода детей или после их ухода, при закрытых окнах основного здания.
При входе в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре — маты, а в вестибюле — дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.
Уборка помещений проводится ежедневно 2 раза влажным способом при открытых окнах или фрамугах с применением моющих средств.
Полы следует мыть не менее 2 раз в день, при этом один раз с обязательным отодвиганием мебели; мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для детской одежды протирают ежедневно и раз в неделю моют.
Генеральную уборку всех помещений проводят один раз в месяц: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, протирание стен моющими и дезинфицирующими средствами. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборку проводят после каждого занятия. Окна снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).
Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открытыми и систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. Очистку шахт вытяжной вентиляции проводят два раза в год.
Столовая и чайная посуда выделяется дня каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) — из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с дефектами.
Пищевые отходы в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают.
Посуду и столовые приборы моют в двух-трех гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения, с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °С, ополаскиваются горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °С (вторая ванна) и просушивают. Допускается установка посудомоечной машины
Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.
Столы моют горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью, которую затем простирывают, просушивают и хранят в специальной промаркированной посуде с крышкой.
В ясельных группах бутылочки после молочных смесей промывают теплой проточной водой с помощью ерша и моющих средств, затем стерилизуют в автоклаве или кипятят в воде в течение 15 мин и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде. Соски после употребления промывают, замачивают в 2 %-ном растворе питьевой соды в течение 15— 20 мин, потом промывают водой, кипятят З мин в воде и хранят в промаркированной емкости с закрытой крышкой.
Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 мин в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.
В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: (полы, подоконники, Радиаторы), еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т. п., ежемесячно проводят генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
В буфетных, моечных столовой и кухонной посуды, а также возле всех ванн, которые используют для обработки инвентаря, вывешивают инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций моющих и дезинфицирующих средств, используемых в данный момент, правил приготовления рабочих растворов.
Полы в туалетных, унитазы моют два раза в день горячей водой и моющими средствами. В ясельных и младших дошкольных группах полы следует мыть после каждого пользования горшками.
Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом ежедневно. Горшки моют после каждого пользования при помощи квачей и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день квачами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств («Лиолит», «Доместос», «Белор», «Амфолан Д», гипохлорид натрия, ПФК).
Весь уборочный инвентарь после пользования промывают горячей водой с моющими средствами. дезинфицирующие растворы хранят в темной посуде в местах, недоступных детям. Уборочный инвентарь (тряпки, ведра, щетки) маркируют и хранят в специальном шкафу в туалетных.
Оборудование участка (столы, скамьи, физкультурные снаряды и др.) ежедневно протирают. Песок в песочных ящиках меняют не реже одного раза в месяц, на ночь ящики закрывают крышками. Перед игрой песок слегка увлажняют, перелопачивают, загрязненный песок заменяют чистым.
РАЗДЕЛ IY. ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
РЕЖИМА ДНЯ
……………………… ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Правильный режим — это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
К числу составляющих режима относится точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, прогулок, занятий и самостоятельной деятельности детей, условия проведения и содержания каждого из указанных процессов. Количественные и качественные показатели должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, укреплению его здоровья, улучшению физического и психического здоровья.
При составлении режима учитывается продолжительность составных элементов занятий с детьми с учетом их особенностей (занятия трудом, физической культурой и др.), методика обучения (активный и пассивный методы, наглядность и т. д.), плотность занятий, возможность обеспечить двигательную активность ребенка.
Строгое соблюдение режима дня, построенного с учетом суточного ритма физиологических функций, проведение его элементов всегда в одно и то же время способствуют возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекаю быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Обеспечение правильного режима в дошкольном учреждении достигается за счет распределения детей по группам. Каждая группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности детей данного возраста (табл. 8).
Таблица …….
Распределение основных режимных моментов
Элементы режима | Время начала основных элементов режима дня в группе | |||
Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Сбор детей | 7.00-8.20 | 7.00-8.25 | 7.00-8.30 | 7.00-8.30 |
Завтрак | 8.20 | 8.25 | 8.30 | 8.30 |
Игры | 8.55 | - | - | - |
Занятие I | 9.25 | 9.00 | 9.00 | 9.00 |
Занятие II | - | 9.30 | 9.40 | 9.45 |
Занятие III | - | - | 10.20 | 10.30 |
Игры, прогулка | 9.35 | 9.50 | 10.50 | 11.05 |
Игры | 11.35 | 11.50 | 12.25 | 12.35 |
Обед | 12.00 | 12.15 | 12.40 | 12.45 |
Дневной сон | 12.40 | 12.50 | 13.10 | 13.15 |
Игры | 15.00 | 15.00 | 15.00 | 15.00 |
Полдник | 15.25 | 15.25 | 15.25 | 15.25 |
Игры | 15.50 | 15.50 | 15.40 | 15.40 |
Занятие | 16.15 | - | - | - |
Прогулка | 16.30 | 16.30 | 16.30 | 16.30 |
Игры | 17.50 | 17.50 | 18.00 | 18.00 |
Ужин | 18.15 | 18.15 | 18.20 | 18.20 |
Уход домой | 18.45 | 18.45 | 18.45 | 18.45 |
В ДОУ с круглосуточным пребыванием подъем детей проводится в 6 ч 30 мин (7 ч ЗО мин). До завтрака дети умываются, выполняют закаливающие процедуры, занимаются гимнастикой и одеваются. В учреждениях с дневным пребыванием дополнительно проводят обязательный профилактический осмотр детей.
В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению. У детей старше полутора лет время бодрствования увеличивается до 5—6 ч, они спят днем раз, после обеда.
Детей в возрасте до 1,5 года в зимнее время на прогулки не выводят, потребность детей в свежем воздухе обеспечивается за счет дневного сна на открытых верандах либо в спальнях с широко открытыми фрамугами или форточками. Дети старше 1,5 года гуляют в определенные часы: первый раз после игр в занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй — после полдника (2—3 ч). Общая продолжительность прогулок 4—5 ч; у детей старше 3 лет свободное время после завтрака, на прогулках после полдника заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание дежурство по столовой работу в уголке природы, выполнение трудовых поручений.
В круглосуточных дошкольных учреждениях вечерние игры и прогулки детей продолжаются до 19 ч. Затем дети ужинают и в 20—20 ч. 45 мин. (в зависимости от возраста) после вечернего туалета ложатся спать.
Детей, перенесших тяжелые заболевания, а также страдающих хроническими заболеваниями следует раньше укладывать спать и позже других поднимать, удлинять прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий; в некоторых случаях таким детям следует назначать дополнительное питание. В теплое время года рекомендуется увеличивать пребывание детей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятельности на участке. В этот период ночной сон детей несколько укорачивается, а дневной соответственно удлиняется продолжительность и характер занятий изменяются.
Переход из домашних условий в условия ДОУ для многих детей довольно труден, так как изменяются привычная обстановка распорядок дня. Длительное совместное пребывание довольно большого количества детей увеличивает возможность их инфицирования (дети, посещающие ДОУ болеют чаще тех, кто воспитывается в семье) и приводит к более острому, чем в семейных условиях утомлению.
Особенно часто дети болеют в начальный период своего пребывания в дошкольном учреждении, т. е. в период адаптации (привыкания) к новым условиям жизни, так как при этом происходит ломка установившегося у ребенка в домашних условиях стереотипа. В тех случаях, когда детей постепенно готовят к жизни в коллективе, они приспосабливаются к нему значительно быстрее и легче.