Файл: Самостоятельная работа по теме Цель занятия закрепление знаний об основных закономерностях развития детского организма, формирование умения применять их..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.2.

Цель занятия: закрепление знаний об основных закономерностях развития детского организма, формирование умения применять их. 

Задание 1.

Заполните таблицу «Особенности развития систем органов  у ребенка раннего и дошкольного возраста»: дошкольного и школьного возраста»:

Название системы органов

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Первое детство

(с 4 до 7 лет)

Второе детство

(с 8 до 12 лет)

Подростковый возраст

(с 12 до 16 лет)

1. Костная система

Кости новорожденного отличаются мягкостью, упругостью, эластичностью и меньшей ломкостью

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6-7 лет.

Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани.

Ученые отмечают у подростков так называемый рывок роста, который происходит в начале подросткового периода. Это означает, что ребенок быстро растет и набирает массу тела. У девочек рывок роста обычно начинается в 10,5 лет, достигает максимума к 12 годам и вновь замедляется в 13–13,5 лет.

Мышечная система

нарастание количества миофибрилл в первые годы жизни

К 5 годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса

У детей 8–10 лет мышечная система еще развита слабо. Процентное отношение мышечной массы к массе тела составляет 27,2 %, в 14–15 лет этот показатель равен 32,6 %, у юношей 18 лет он составляет 44,2 %.

Ученые отмечают у подростков так называемый рывок роста, который происходит в начале подросткового периода.

Сердечно-сосудистая система

В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85-105 уд./мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) пульс становиотся более устойчивым и достигает 78-99 уд./мин. Причем у девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.

Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса составляет 150-180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку следует снизить.


Относительно большая масса сердца, относительно более широкие отверстия сердца и просветы сосудов являются факторами, облегчающими циркуляцию крови у детей. Для детей раннего возраста характерны малый систолический объем крови и высокая частота сердцебиений, а минутный объем крови на единицу массы тела относительно велик.

Масса сердца и размеры камер сердца прирастают быстрее, чем диаметр кровеносных сосудов. Если объем сердца к 14 годам увеличивается почти в 12 раз по сравнению с новорожденными, то диаметр аорты – только в 3 раза.

Особенностью работы сердечно-сосудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции.

Дыхательная система

Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается.у детей грудного возраста – 40-35 дыханий

С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется.

к 7 годам – 24-22

У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.



Задание 2.

Заполните таблицу «Типы телосложения детей»:

Тип телосложения

Характеристика

Дигестивный

Дигестивный тип отличается уплощенной спиной, конической грудной клеткой, тупым эпигастральным углом, выпуклым животом, Х-образными ногами и повышенным уровнем развития костяка, мышечной и жировой ткани.

Мышечный

Мышечный тип характеризуется равномерно развитым туловищем. Грудная клетка - средней длины, подгрудинный угол - средней величины, плечи высокие и широкие, живот имеет форму груши, обращенной основанием кверху. Сильно развиты мышцы, особенно на конечностях.



Астеноидный

Преимущественно развиты нижние конечности, тонкая суживающаяся книзу грудная клетка, острый подгрудинный угол, живот слабо развит. Дигестивный (пищеварительный) тип характеризуется сильно развитым животом, который, выпячиваясь, образует складки над лобковой поверхностью. Подгрудинный угол тупой.



Торакальный

Торакальный (грудной) тип характеризуется сильным развитием грудной клетки (преимущественно в длину) с одновременным развитием тех частей тела, которые принимают участие в дыхании. Грудная клетка длинная, подгрудинный угол острый, живот относительно небольшой, по форме напоминающий грушу, обращенную основанием книзу, жизненная емкость легких большая. Мышечный тип характеризуется равномерно развитым туловищем.

Задание 3. Составьте план занятия с детьми дошкольного возраста по теме: «Я открываю мир. Как устроен человек». Определите цели и задачи.

Цели:

Расширить и систематизировать знания детей о внешнем строении своего организма. Активизировать словарь детей «Части тела и лица».

Задачи:

  1. Изучение названий частей тела и органов чувств

  2. Ознакомление детей, с тем, как устроено тело человека

  3. Расширение словарного запаса


Программа:

  • Нарисовать семью (дедушку, бабушку, маму, папу, себя) и спросить отличия между ними. Например: длина волос, рост, вес и т.д.

  • Предложить собрать из геометрических фигур человека. Рассмотреть, закрепить названия, цвета

  • Раздать карточки с предметами, и задать вопросы: какими частями тела данные предметы используются. Например: расческа, вилка, мяч

  • Игра: закрыть глаза, задать вопрос, что видишь перед собой, открыть глаза, опять задать тот же вопрос. Закрыть уши, сказать фразу, задать вопрос, что слышишь? Не закрывать уши, сказать фразу, опять задать тот же вопрос и т.д.