Файл: Олигополия и поведение олигополиста на рынке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1.

Олигополия и поведение олигополиста на рынке

1

Определение олигополии


Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолётов, таких как «Boeing» или «Airbus», производителей автомобилей, таких как «Mercedes-Benz», «BMW AG».

2

Виды олигополий

- Однородная – когда на рынке работает несколько предприятий производящих однородную продукцию.

- Однородная продукция – продукция, не отличающаяся разнообразием типов, сортов, размеров, марок

- Неоднородная -несколько предприятий производят не однородную продукцию.

- Неоднородная продукция – продукция, отличающаяся широким разнообразием типов, сортов, размеров, марок

- Олигополия доминирования – на рынке работает крупная фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более и поэтому она доминирует на рынке.

- Дуополия – когда на рынке работает только два производителя или продавца данной продукции.

3

Условия возникновения олигополии

Олигополии часто возникают естественным образом, поскольку компании растут и начинают захватывать все большую долю рынка, постепенно вытесняя или поглощая конкурентов. Со временем число компаний, предлагающих определенные продукты и услуги, начинает сокращаться до нескольких крупных корпораций. Клиенты в свою очередь при выборе продуктов склонны доверять более именитым и солидным брендам.
В сформированной олигополии доминирующие компании чувствуют себя довольно свободно и могут позволить себе полностью контролировать ценообразование. Так, к примеру, многие компании по производству мобильных телефонов значительно завышают цену на свои изделия только потому, что они пользуются популярностью и могут себе это позволить.

4

Взаимная адаптация друг к другу в определенной отрасли

Желая максимизировать свою прибыль, участники олигополии вынуждены учитывать поведение других крупных конкурентов в его отрасли. В итоге экономический результат работы данных фирм во многом определяется характером их взаимоотношений.

5

Влияние на цену

Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм в других рыночных структурах. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнутся другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы.

6

Варианты реакции олигополиста на изменение поведения конкурента

Реакции олигополистов на действия друг друга могут существенно отличаться, поэтому не существует единой модели олигополии, как в случае совершенной конкуренции или монополии. Но основные варианты это: Изменение цен одним олигополистом остается без внимания со стороны других олигополистов. Конкурирующие фирмы сохраняют прежний уровень цен. Это особенно типично в случае движения цены вверх. Или же второе - Изменение цен фирмой-лидером приводит к аналогичным шагам со стороны других фирм. Это типично в случае движения цены вниз. В условиях нескоординированной олигополии складывается, в итоге, ситуация, которая описывается моделью ломанной кривой спрос

7

Модели поведения олигополистических форм на рынке

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некорпоративное поведение и корпоративное. При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласовывая свои действия каким-либо другим способом. При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий

8

Примеры олигополий


Транспортные компании – РЖД, Аэрофлот

Почтовая компания – Почта России, EMS, СДЭК

Банки – Сбер, Альфа, Тинькофф, ВТБ




  1. Рассчитайте постоянные (FC), переменные (VC), предельные (MC), средние общие (ATC), средние постоянные (AFC) и средние переменные издержки (AVC). Расчеты издержек должны быть приведены под таблицей. На основании полученных расчетов заполните таблицу 2.

Таблица 2

Q

ТС

FC

VC

MC

ATC

AFC

AVC

0

30

30

0

-

-

-

-

10

60

30

30

3

6

3

3

20

100

30

70

7

5

1.5

3.5

30

150

30

120

12

5

1

4

40

210

30

180

18

5,25

0.75

4.5

50

280

30

250

25

5,6

0.6

5

VC=0, то переменные расходы будут равны постоянным, т.е. FC=TC, следовательно, получаем FC=30.

VC = TC – FC

VC = 30-30=0

VC=60-30=30

VC=100-30=70

VC=150-30=120

VC=210-30=180

VC=280-30=250

МС=(60-30)/(10-0)=30/10=3

МС=(100-30)/(20-10)=70/=7

МС=(150-30)/(30-20)=120/10=12

МС=(210-30)/(40-30)=180/10=18

МС=(280-30)/(50-40)=250/10=25

АТС=ТС/Q

АТС=60/10=6

АТС=100/20=5

АТС=150/30=5

АТС=210/40=5,25

АТС=280/50=5,6

AFC=FC/Q

AFC=30/10=3

AFC=30/20=1.5

AFC=30/30=1

AFC=30/40=0.75

AFC=30/50=0.6

AVC=VC/Q

AVC=30/10=3

AVC=70/20=3.5

AVC=120/30=4

AVC=180/40=4.5

AVC=250/50=5