ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛЕКЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Социально-биологическая сущность труда. Физиолого-гигиеническая характеристика физической и умственной работы.
2. Особенности трудовой деятельности и производственной среды в условиях НТР. Гигиенические мероприятия по охране здоровья работающих.
3. Влияние трудовой деятельности и неблагоприятных условий труда на работоспособность и состояние здоровья работающих. Понятие о НОТ.
4. Профессиональные вредности и профессиональные заболевания. Основные принципы профилактики профессиональной патологии.
ТРУД – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он с помощью орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Труд является необходимым условием существования человека, важнейшей составной частью его образа жизни. Он оказывает непосредственное влияние на психику и деятельность физиологических систем организма, способствует сохранению здоровья или при неблагоприятных условиях, возникновению некоторых форм патологии. Поэтому трудовая деятельность является предметом исследований научных и практических организаций здравоохранения.
Выделяют социальную и биологическую сущность труда.
Социальная сущность труда – деятельность направлена на создание материальных и духовных потребностей людей и общества в целом.
Биологическая сущность труда – затраты энергетических, морфологических и физиологических биологических ресурсов.
В трудовой деятельности человеку приходится выполнять различные виды работы. В основе как физического, так и умственного труда лежит целевая установка, на основе которой в ЦНС создается определенная программа действий, реализующаяся, по П.К. Анохину, в системно-организационном поведенческом акте.
Еще до начала работы наблюдается явление предупредительной инервации или преднастройки (возрастание активности ряда физиологических систем).
Изменения в организме человека зависят от характера и содержания труда: а) энергетические, б) информационные характеристики трудовой деятельности.
Обобщая все многообразие современных профессий можно выделить 2 основных вида труда: физический труд, умственный труд. (деление достаточно условное).
Физический труд: может быть
1. статический – при котором напряжение мышц происходит без изменения их длины, без перемещения в пространстве. Энергия организма превращается в тепловую;
2. динамический - изменяется длина мышц, осуществлятся перемещение в пространстве самого работника или груза, ипри этом образующаяся энергия перехолит в тепловую и механическую.
Динамическая физическая работа может быть положительной и
отрицательной:
а) положительная (подъем груза);
б) отрицательная (опускание).
При выполнении интенсивных движений в работающей мышце происходит увеличение интенсивности обменных процессов, выделение энергии за счет расщепления АТФ, повышение потребления кислорода. Изменения в мышце зависят от интенсивности нагрузки, особенностей организма в целом и тренированности мышцы в частности.
Для обеспечения должной интенсивности обменных процессов при мышечной работе необходимо усиление кровоснабжения мышц. Это достигается за счет увеличения артериального давления крови и частоты пульса. С увеличением интенсивности работы возрастает газообмен. Это выражается в увеличении частоты и глубины дыхания, объема легочной вентиляции. Увеличение количества эритроцитов в крови обусловлено сокращением селезенки.
Так, при выполнении физической работы энергообмен увеличивается в 15-20 раз, потребление кислорода – до 30 раз, ЧСС – в 2 раза, ЧД – в 2 раза, объем легочной вентиляции – до 20 раз.
Для количественной характеристики физического введено понятие
тяжесть труда – количественный показатель, оцениваемый по энерготратам на выполнение рабочих операций
По классификации ВОЗ выделяют 4 категории физического труда( в ккал/за рабочее время (1 ккал = 4,184 кдж)
| категории тяжести труда | женщины | мужчины |
1. | легкий | 800 | 1100 |
2. | средний | 1100 | 1400 |
3. | тяжелый | 1400 | 1900 |
4. | очень тяжелый | 1800 | 2400 |
В нашей стране принята классификация тяжести труда по ГОСТ 12.1.005.88
1. Легкая физ. работа.
1а – энерготраты до 120 ккал в 1час, работа выполняемая сидя с незначительным физическим напряжением (точное приборо- и машиностроение, на часовом, на швейном производстве, сфера управления).
1б – от 121 до 150 ккал/1 час, работа сидя или стоя с небольшим физическим напряжением (полиграфические производства, предприятия связи, контролеры и мастера в различных областях …).
2. Физ. работа средней тяжести
2а – от 151 до 200 ккал/час, работа стоя, сидя, с перемещением и переноской тяжести до 1 кг. (ряд профессий в прядильно-ткацком и машиностроительном производстве)
2б – от 201 до 250 ккал/час, работа с перемещением тяжести до 10 кг, с ходьбой (отдельные профессии в литейных, кузнечных цехах).
3.Тяжелый физический труд: более 250 ккал /час (немеханизированные работы, переноска тяжестей более 10 кг).
Умственный труд характеризуется преимущественной нагрузкой на ЦНС и органы чувств и уменьшением нагрузки на мышечную систему.
Все виды умственного труда делят на 5 основных групп:
1. Операторский труд (большая ответственность, высокое нервно-эмоциональное напряжение;
2. Управленческий труд (чрезмерный рост объема информации, дефицит времени для ее переработки, повышение социальной и личной ответственности за принятое решение, нерегулярность нагрузки, конфликты).
3. Творческий труд (научные работники, писатели, конструкторы и т.д. – создание новых алгоритмов на основе многолетней подготовки и высокой квалификации)
4. Труд медицинских работников (больные, дефицит информации, высокая ответственность за принятые решения)
5. Труд студентов, учащихся (напряжение памяти, внимания, стрессовые ситуации).
Основные этом виде трудовой деятельности наблюдаются изменения в ЦНС – гемодинамики головного мозга (масса крови направленная на кровоснабжение мозга небольшая, а циркуляция увеличивается в несколько раз). Это обусловлено увеличением потребности в кислороде. Потребление кислорода в покое в мозге в 5 раз выше, чем в мышцах, при умственной нагрузке увеличивается на 40-50%. Резко увеличивается энергетичесий обмен в нервных клетках, возрастают биопотенциалы мозга.
Изменения процессов возбуждения и торможения носят фазовый характер:
1 этап – возбуждение;
2 этап – снижение, торможение;
При умственной работе изменяются вегетативные функции, эти изменения
носят менее выраженный характер, чем при физической работе.
Для количественной характеристики умственного труда введено понятие напряженность труда, по количеству и качеству сигналов, поступающих в анализаторы, корковые центры и качественные реакции на них.
По действующей классификации умстенный труд по напряженности делится на 4 категории:
1 категория – ненапряженный,
2 – мало- (или умеренно-) напряженный,
3 – напряженный,
4 – очень напряженный.
Показатели уровня напряженности труда: латентный период зрительной, слуховой реакции, концентрация внимания, статическая выносливость и др.
Существует интегральный показатель – утомительность труда.
Утомительность труда характеризует как умственный, так и физический труд, оцениваемый по снижению работоспособности.
Различают 4 категории труда по степени утомительности (по % снижения работоспособности):
1. Малоутомительный,
2. средней утомительности,
3. Большой утомительности,
4. очень большой утомительности.
Довольно часто умственная работа сопровождается воздействием стресса и прочих факторов, формирующих нервно-эмоциональное напряжение: монотонности, однообразия деятельности, сложности заданий и ответственности за их выполнение, гиподинамии и гипокинезии в сочетании с вынужденной рабочей позой, наличием жесткого алгоритма действий и пр.
При нервно-эмоциональном напряжении можно наблюдать тахикардию, повышение артериального давления крови, изменения электрической активности сердца, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела (при выраженных и длительных воздействиях), гипергликемию, гиперхолистеринемию и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.
Воздействие психофизиологических факторов, характерных для трудового процесса при выполнении умственного труда, особенно в сочетании с нервно-эмоциональным напряжением, является фактором риска развития различных заболеваний, в том числе атеросклероза, сахарного диабета, заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем.
Человек не может поддерживать высокий темп работы на протяжении всего сменного времени. И при умственном, и при физическом труде функциональная активность систем организма, задействованных в работе, не может быть одинаковой. В этой связи необходимо отметить, что эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит не только от характера и особенностей нагрузки, но и от
работоспособности.
Работоспособность – потенциальная возможность выполнить на протяжении заданного времени и с достаточной эффективностью определенное количество работы.
Работоспособность оценивается по изменениям показателей функционального состояния организма. В процессе выполнения трудовой деятельности функциональная активность и функциональные возможности организма закономерно изменяются на протяжении рабочей смены.
Изменения работоспособности в течение рабочего дня имеют несколько фаз или сменяющих друг друга состояний человека.
1. Фаза врабатывания или нарастающей работоспособности. В ЦНС – фаза инерционного торможения. В этот период повышается лабильность физиологических систем, ускоряется и увеличивается объем физиологических процессов. Уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным. Это выражается в улучшении психофизиологических показателей и результатов труда. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека, этот период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде – до 2 - 2,5 ч.
2. Фаза высокой устойчивой работоспособности. Для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций. Продолжительность фазы устойчивой работоспособности может быть 2 – 2,5 ч и более в зависимости от степени нервно-эмоционального напряжения, физической тяжести и ряда других особенностей организации и условий труда.
3. Фаза снижения работоспособности. Падение работоспособности сопровождается уменьшением функциональных возможностей основных работающих систем человека. Наблюдаемое к обеденному перерыву падение работоспособности проявляется в ухудшении состояния сердечно-сосудистой системы, увеличении времени протекания рефлексов, снижении внимания, появлении лишних движений, ошибочных реакций, замедлении скорости решения задач.
Снижение работоспособности, так или иначе, связано с состоянием утомления.
Утомление – временное уменьшение функциональных возможностей организма, вызванное интенсивной или длительной работой и выражающееся в снижении работоспособности. Утомление может проявляться снижением количества и качества выполняемой работы, а также ухудшением регуляции функций организма.