Файл: Лекционные вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1.      Социально-биологическая сущность труда. Физиолого-гигиеническая характеристика физической и умственной  работы.

2.      Особенности трудовой деятельности и производственной среды в условиях НТР. Гигиенические мероприятия по охране здоровья работающих.

3.      Влияние трудовой деятельности и неблагоприятных условий труда на работоспособность и состояние здоровья работающих. Понятие о НОТ.

4.      Профессиональные вредности и профессиональные заболевания. Основные принципы профилактики профессиональной патологии.
ТРУД – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он с помощью орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Труд является необходимым условием существования человека, важнейшей составной частью его образа жизни. Он оказывает непосредственное влияние на психику и деятельность физиологических систем организма, способствует сохранению здоровья или при неблагоприятных условиях, возникновению некоторых форм патологии. Поэтому трудовая деятельность является предметом исследований научных и практических организаций здравоохранения.

Выделяют социальную и биологическую сущность труда.

Социальная сущность труда –  деятельность направлена на создание материальных и духовных потребностей людей и общества в целом.

Биологическая сущность труда – затраты энергетических, морфологических и физиологических биологических ресурсов.

 

В трудовой деятельности человеку приходится выполнять различные виды работы. В основе как физического, так и умственного труда лежит целевая установка, на основе которой в ЦНС создается определенная программа действий, реализующаяся, по П.К. Анохину,  в системно-организационном поведенческом акте.

Еще до начала работы наблюдается явление предупредительной инервации или преднастройки (возрастание активности ряда физиологических систем).

Изменения в организме человека  зависят от характера и содержания труда: а) энергетические, б) информационные характеристики трудовой деятельности.


Обобщая все многообразие современных профессий можно выделить 2 основных вида труда: физический труд, умственный труд. (деление достаточно условное).

 

 

Физический труд: может быть

1.     статический – при котором напряжение мышц происходит без изменения их длины, без перемещения в пространстве. Энергия организма превращается в тепловую;

2.  динамический - изменяется длина мышц, осуществлятся перемещение в пространстве самого работника или груза, ипри этом образующаяся энергия перехолит в тепловую и механическую.

Динамическая физическая работа может быть положительной и

отрицательной:

а) положительная (подъем груза);

б) отрицательная (опускание).


 

При выполнении интенсивных движений в работающей мышце происходит увеличение интенсивности обменных процессов, выделение энергии за счет расщепления АТФ, повышение потребления кислорода. Изменения в мышце зависят от интенсивности нагрузки, особенностей организма в целом и тренированности мышцы в частности.

Для обеспечения должной интенсивности обменных процессов при мышечной работе необходимо усиление кровоснабжения мышц. Это достигается за счет увеличения артериального давления крови и частоты пульса. С увеличением интенсивности работы возрастает газообмен. Это выражается в увеличении частоты и глубины дыхания, объема легочной вентиляции. Увеличение количества эритроцитов в крови обусловлено сокращением селезенки.

Так, при выполнении физической работы энергообмен увеличивается в 15-20 раз, потребление кислорода – до 30 раз, ЧСС – в 2 раза, ЧД – в 2 раза, объем легочной вентиляции – до 20 раз.

 

Для количественной характеристики физического введено понятие

тяжесть труда – количественный показатель, оцениваемый по энерготратам на выполнение рабочих операций

 

По классификации ВОЗ выделяют 4 категории физического труда( в ккал/за рабочее время (1 ккал = 4,184 кдж)

 

категории тяжести труда

женщины

мужчины

1.

легкий

800

1100

2.

средний

1100

1400

3.

тяжелый

1400

1900

4.

очень тяжелый

1800

2400


 

В нашей стране принята классификация тяжести труда по ГОСТ 12.1.005.88

1.     Легкая физ. работа.

1а – энерготраты до 120 ккал в 1час, работа выполняемая сидя с незначительным физическим напряжением (точное приборо- и машиностроение, на часовом, на швейном производстве, сфера управления).

1б – от 121 до 150 ккал/1 час, работа сидя или стоя с небольшим физическим напряжением (полиграфические производства, предприятия связи, контролеры и мастера в различных областях …).

 

2. Физ. работа средней тяжести

2а – от 151 до 200 ккал/час, работа стоя, сидя, с перемещением и переноской тяжести до 1 кг. (ряд профессий в  прядильно-ткацком и машиностроительном производстве)

2б – от 201 до 250 ккал/час, работа с перемещением тяжести до 10 кг, с ходьбой (отдельные профессии в литейных, кузнечных цехах).

 

3.Тяжелый физический труд: более 250 ккал /час (немеханизированные работы, переноска тяжестей более 10 кг).
Умственный труд характеризуется преимущественной нагрузкой на ЦНС и органы чувств и  уменьшением нагрузки на мышечную систему.

 

Все виды умственного труда делят на 5 основных групп:

1.                Операторский труд (большая ответственность, высокое нервно-эмоциональное напряжение;

2.                Управленческий труд (чрезмерный рост объема информации, дефицит времени для ее переработки, повышение социальной и личной ответственности за принятое решение, нерегулярность нагрузки, конфликты).

3.                Творческий труд (научные работники, писатели, конструкторы и т.д. – создание новых алгоритмов на основе многолетней подготовки и высокой квалификации)

4.                Труд медицинских работников (больные, дефицит информации, высокая ответственность за принятые решения)

5.                Труд студентов, учащихся (напряжение памяти, внимания, стрессовые ситуации).

 

Основные этом виде трудовой деятельности наблюдаются изменения в ЦНС – гемодинамики головного мозга (масса крови направленная на кровоснабжение мозга небольшая, а циркуляция увеличивается в несколько раз). Это обусловлено увеличением потребности в кислороде. Потребление кислорода в покое в мозге в 5 раз выше, чем в мышцах, при умственной нагрузке увеличивается на 40-50%. Резко увеличивается энергетичесий обмен в нервных клетках, возрастают биопотенциалы мозга.

Изменения процессов возбуждения и торможения носят фазовый характер:

1 этап – возбуждение;

2 этап – снижение, торможение;


 

При умственной работе изменяются вегетативные функции, эти изменения

носят менее выраженный  характер, чем при физической работе.

Для количественной характеристики умственного труда введено понятие напряженность труда, по количеству и качеству сигналов, поступающих в анализаторы, корковые центры и качественные реакции на них.

 

По действующей классификации умстенный труд по напряженности делится на 4 категории:

1 категория – ненапряженный,

2 – мало- (или умеренно-) напряженный,

3  – напряженный,

4  – очень напряженный.

Показатели уровня напряженности труда: латентный период зрительной, слуховой реакции, концентрация внимания, статическая выносливость и др.

 

Существует интегральный показатель – утомительность труда.

Утомительность труда характеризует как умственный, так и физический труд, оцениваемый по снижению работоспособности.

Различают 4 категории труда по степени утомительности (по % снижения работоспособности):

1.     Малоутомительный,

2.     средней утомительности,

3.     Большой утомительности,

4.     очень большой утомительности.

 

Довольно часто умственная работа сопровождается воздействием стресса и прочих факторов, формирующих нервно-эмоциональное напряжение: монотонности, однообразия деятельности, сложности заданий и ответственности за их выполнение, гиподинамии и гипокинезии в сочетании с вынужденной рабочей позой, наличием жесткого алгоритма действий и пр.

При нервно-эмоциональном напряжении можно наблюдать тахикардию, повышение артериального давления крови, изменения электрической активности сердца, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела (при выраженных и длительных воздействиях), гипергликемию, гиперхолистеринемию и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.

Воздействие психофизиологических факторов, характерных для трудового процесса при выполнении умственного труда, особенно в сочетании с нервно-эмоциональным напряжением, является фактором риска развития различных заболеваний, в том числе атеросклероза, сахарного диабета, заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем.
Человек не может поддерживать высокий темп работы на протяжении всего сменного времени. И при умственном, и при физическом труде функциональная активность систем организма, задействованных в работе, не может быть одинаковой. В этой связи необходимо отметить, что эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит не только от характера и особенностей нагрузки, но и от 
работоспособности.

Работоспособность – потенциальная возможность выполнить на протяжении заданного времени и с достаточной эффективностью определенное количество работы.

Работоспособность оценивается по изменениям показателей функционального состояния организма. В процессе выполнения трудовой деятельности функциональная активность и функциональные возможности организма закономерно изменяются на протяжении рабочей смены.

Изменения работоспособности в течение рабочего дня имеют несколько фаз или сменяющих друг друга состояний человека.

1. Фаза врабатывания или нарастающей работоспособности. В ЦНС – фаза инерционного торможения. В этот период повышается лабильность физиологических систем, ускоряется и увеличивается объем физиологических процессов. Уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным. Это выражается в улучшении психофизиологических показателей и результатов труда. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека, этот период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде – до 2 - 2,5 ч.

2. Фаза высокой устойчивой работоспособности. Для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций. Продолжительность фазы устойчивой работоспособности может быть 2 – 2,5 ч и более в зависимости от степени нервно-эмоционального напряжения, физической тяжести и ряда других особенностей организации и условий труда.

3. Фаза снижения работоспособности. Падение работоспособности сопровождается уменьшением функциональных возможностей основных работающих систем человека. Наблюдаемое к обеденному перерыву падение работоспособности проявляется в ухудшении состояния сердечно-сосудистой системы, увеличении времени протекания рефлексов, снижении внимания, появлении лишних движений, ошибочных реакций, замедлении скорости решения задач.

Снижение работоспособности, так или иначе, связано с состоянием утомления.

 

Утомление – временное уменьшение функциональных возможностей организма, вызванное интенсивной или длительной работой и выражающееся в снижении работоспособности. Утомление может проявляться снижением количества и качества выполняемой работы, а также ухудшением регуляции функций организма.