Файл: "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". 7й класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". 7-й класс

  • Кашина Лариса Вениаминовнаучитель физики

Разделы: Физика

Класс: 7

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:

    • ввести основные понятия механического движения: относительность движения, траектория, пройденный путь, равномерное и неравномерное движение;

    • ввести понятие скорости как физической величины, формулу и единицы ее измерения.

  • Воспитательные:

    • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики;

  • Развивающие:

    • развивать навыки самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования;

    • формировать умения систематизировать, классифицировать и обобщать полученные знания;

    • развивать коммуникативные способности учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Домашнее задание: §§13-14, упр. 3 (устно).

III. Объяснение нового материала

1. Начинаем урок с объявления новой темы урока и попробуем ответить на вопрос: «Что нам позволяет судить о том, движется тело или покоится?». После ответов учащихся цитируем отрывок стихотворения А.С.Пушкина «Движение» (см. рис. 1).
В отрывке прозвучал очень важный момент, необходимый для рассуждения о том движется тело или покоится. А именно, относительно каких тел происходит или не происходит движение. Как можно определить движется тело или покоится?



Рис. 1 (Презентация, слайд 2)

2. Относительность движения.

Для того чтобы выделить такой характерный признак механического движения как относительность, рассмотрим и проанализируем простой опыт с движущейся по столу тележкой. Рассмотрим относительно каких тем она движется, а относительно каких покоится.(см. рис. 2, 3).



Рис. 2 (Слайды 4-10).


Рис. 3 (Слайд 11).

IV. С целью закрепления материала решаем следующие задачи:

Задача 1. Укажите относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в покое и относительно каких – в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии, груз в прицепе автомобиля.

Задача 2. Относительно каких тел покоится и относительно каких тел движется человек, стоящий на тротуаре?



Рис. 4 (Слайд 12).

Задача 3. Перечислите, относительно каких тел водитель движущегося трамвая находится в состоянии покоя.

Ученики обычно отвечают, что человек находится в покое относительно тротуара, дерева, светофора, дома и движется относительно едущего по дороге автомобиля. В этой ситуации следует обратить внимание учеников, что человек, как и Земля, движется со скоростью 30 км/с относительно Солнца.

3. Траектория движения.

Далее вводим понятие траектории и в зависимости от ее формы выделяем два вида движения: прямолинейное и криволинейное. Внимание учеников прежде всего обращаем на движение таких тел, траектории которых бывают хорошо видимы (см. рис. 5). Здесь же вводим понятие о пройденном пути как о физической величине, измеряемой длиной траектории, по которой тело движется в течение некоторого промежутка времени. В связи с этим повторяем известные из курса математики основные единицы измерения длины.



Рис. 5 (Слайд 15).

Задача 4. Установите соответствие между примером механического движения и видом траектории.

ПРИМЕР                                                                ВИД ТРАЕКТОРИИ

А) падение метеора                                             1) окружность


Б) движение стрелки секундомера                    2) кривая
В) падение капли дождя в безветренную         3) прямая
погоду.

Задача 5. Выразите пройденный путь в метрах:

                  65 км
                  0,54 км
                  4 км 300 м
                  2300 см
                  4 м 10 см

(Слайд 16).

4. Прямолинейное равномерное движение

Рассмотрим далее какие виды движения существуют ? Определим какое движение называют равномерным. Движение при котором тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути. Рассмотрим пример прямолинейного равномерного движения (см. рис. 6).












Рис. 6 (Слайды 17-23)

5. Прямолинейное неравномерное движение

Более распространенный вид движения – прямолинейное неравномерное движение. Это движение при котором тело за равные промежутки времени проходит разные пути. Рассмотрим на примере движения велосипедиста (см. рис .7).



Рис. 7 (Слайды 24-30).

Задача 6. Какие из перечисленных тел движутся прямолинейно: луна, лифт, автомобиль на повороте
, лыжник на трамплине, стрела, выпущенная из лука вертикально вверх, человек на эскалаторе.

V. Подведение итогов урока