Файл: Анализ произведений по фольклору Выполнила студентка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» (АГГПУ им. В.М. Шукшина)
Институт гуманитарного образования
Кафедра русского языка и литературы
Анализ произведений по фольклору
Выполнила студентка:
Группы Я-ZРЯЛ221
Эбель Алина Денисовна
Преподаватель:
Бабичева Ю. Г.
Оценка ____________________________
«_____» _____________________ 2022 г.
Бийск – 2022
Анализ волшебной сказки «Крошечка- Хаврошечка»
1.Зачин: Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
Завязка: Крошечку-Хаврошечку взяла на воспитание не очень добрая семья. Было у семьи 3 дочери.
Кульминация: Крошечка- Хаврошечка жалуется своей коровушке- матушке о том, что ей плохо живется. Коровушка стала помогать девочке выполнять всю работу. Мачеха разоблачила девочку и коровушку. Приказала зарубить корову.
Развязка: Косточки, оставшиеся от коровы, девочка посадила в саду и выросла из них хорошая яблоня. Мимо сада проезжал барин и попросил яблочко. Сестры попытались достать яблоко, но у них не удалось, а Хаврошечка взяла яблочко и угостила барина. Барин на ней женился.
В сюжете сказки ярко представлены художественные мотивы:
1.Крошечку-Хаврошечку берет на воспитание семья, у которой было 3 дочери.
2.Крошечку-Хаврошечку нагружают большим объемом работы.
3.Коровушка-матушка начинает помогать девочке
4.Разоблачение девочке и коровушки, дочерьми мачехи
5.Принято решение зарезать корову
6. Девушка садит косточки, оставшиеся от коровушки, в саду и вырастает из них яблоня
7. Мимо сада проезжает барин и просит яблочко.
8.У сестер не получается достать яблоко, а Крошечка-Хаврошечка угощает барина яблоком.
9.Барин женится на девушке.
2. Зачином сказки являются следующие мотивы: Крошечку- Хаврошечку берет на воспитание семья, у которой 3 дочери. Зачин подготавливает сюжет к завязке.
Кульминацией является помощь коровушки в исполнении поручений, разоблачение девушки мачехой.
3.Пространство не условно, так как особо не рассказывается, где именно происходят действия. Что касается время, то стоит отметить, что точного года или даты мы не знаем.
4.В сказке художественное время так же условно, нам помогает это понять такие слова как «бывало». Условное время помогает легче усвоить текст.
5.Главный герой: Крошечка-Хаврошечка
Антигерой: мачеха
Герой помощник: Коровушка
Второстепенные герои: дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, старик, барин
Крошечка- Хаврошечка: трудолюбивая, добрая, отзывчивая, терпеливая
Мачеха: злая, эгоистичная, черствая
Коровушка: рябая корова, волшебный помощник, верный друг, самоотверженная, бескорыстная
3 дочери: злые, завистливые
6.В данной сказке использованы такие средства выразительности как:
Эпитеты: добрые, пригожие, красная.
Олицетворение: «Коровушка ей говорит: -красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь, все будет сработано»
Повторения: Цифра три часто встречается. Девочка выполняет 3 работы: ткет, прядет, прибирает; три дочери; три раза следят за Хаврошечкой
Анализ былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
1.В былине «Илья Муромец и Соловей разбойник» понятно даже из названия, что рассказывает она, о событиях далекого прошлого. Повествует о героическом прошлом великого народного защитника- богатыре Илье Муромце.
2.Илья Муромец показан добрым, сильным молодцем. В былин его называют: «мужик-то деревенщина», что говорит о его простоте. Так же отмечено его бесстрашие, поехал в Киев через Соловья Разбойника и не испугался. В былине была показана небольшая злоба на коня:
-Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!
Али ты идти не хошь, али нести не можь?
Что ты на корни, собака, спотыкаешься?
Не слыхал ли посвиста соловьего,
Не слыхал ли покрика звериного,
Не видал ли ты ударов богатырских?
3.Зачин:выезд Ильи Муромца из Мурома в Киев.
Развитие действия: победа над силушкой великой под Черниговом и выбор пути. Встреча на проезжей дорожке с Соловьем Разбойником и взятие его в плен.
Кульминация: приезд в Киев и диалог с Князем Владимиром.
Развязка: казнь Соловья Разбойника.
Из произведения мы узнаем как Илья отправился в Киев и разгромил врагов под Черниговым. Его позвали в воеводы, но он отказался и отправился прямой дорогой к князю Владимиру. Он встретил Соловья-разбойника на дубе и сбил его стрелой. Дочери Соловья хотели отбить отца, но он приказал им отпустить. В Киеве Илья Муромец показал Соловья-разбойника, но
князь Владимир не поверил, что это он. Тогда разбойник громко засвистел и перепугал всех вокруг, много людей погибло. За это Илья Муромец снес ему голову.
4. Эпитеты:"удаленький дородный добрый молодец", "стольный Киев-град","славному городу","ко силушке великоей","славный богатырь"," добром коне ","сыром дубу"," лазоревы цветочки ","волчья сыть","по чисту полю","мужичища-деревенщину "," палату белокаменну"," буйну голову".
Олицетворения:"силушки черным-черно"," дорожка заколодела,замуравела","березы покляпыя","травушки-муравы уплетаются","лесушки приклоняются","с холмы на холмы перамахивать".
Метафоры:"конем топтать ","побил силу","дорожку прямоезжую","пехотою не прохаживал","покрика звериного","травяной мешок"," лук разрывчатый"," гнездышка соловьиного",ествушкой сахарною","питьецом медвяныим".
Сравнения:"А й черным-черно, как черна ворона","похватали как рогатины звериные","как кричит злодей-разбойник по-звериному".
Параллелизм: «Птица черный ворон не пролетывает, серый зверь да не прорискиват.
5. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского)
Анализ народной лирической песни
Лирическая песня «не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» затронула мою душу. Она исполняется от лица скорбящей невесты, которую отверг и покинул «сердечный друг». В песне героиня раскрывает свои чувства. Этому помогает композиция произведения - монолог.
Песнь начинается обращением лирической героини к «ветрам буйным». Она говорит о них, как о живых существах («не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные, не тревожьте мои мысли скучные…»). Героиня изливает им всю душу, рассказывает о своем большом горе, словно просит посочувствовать и помочь чем-то. Она обращается к ветрам, как к матери или к очень близкому другу.
Природа словно отражает душевное состояние девушки. В героине как будто все кипит, надвигаются темные страшные тучи. Она страдает и не знает, кому поведать об этом. И находит необходимого ей собеседника в природе. А ветры как будто переживают за героиню, они «бушуют», волнуются. В природе чувствуется сострадание, и словно скоро пойдет дождь – она заплачет. В произведении картина окружающего мира помогает прочувствовать состояние души лирической героини. Используется прием психологического параллелизма.
В песне героиня спрашивает:
Чем я своего голубчика прогневала?
Или тем, что я верна была?
Или тем, что я люблю тебя?
Не лукава была, не насмешлива?
Она обращается к условному собеседнику – ветру. Но ни он, ни читатель, ни кто-либо другой на эти вопросы не сможет никогда ответить. В какую-то минуту даже кажется, что героиня сама не ждет ответа, потому что знает его:
Знаю: батюшка, знаю, жизнь моя,
Что можешь найти лучше меня, -
А верней меня не сыскать тебе.
А это обозначает, что вопросы героини в песне риторические.
Прочитав песнь, я узнала, что девушку выдают замуж не по любви. Но невеста обязана быть верной своему суженному и принадлежать ему полностью, даже сердцем. Чтобы сохранить свою семью, девушка не должна гневить супруга. Невесте нельзя противоречить мужу, лукавить ему. Я думаю, что в песне рисуется нравственный идеал русской невесты.
В песне героиня страдает, потому что ее покидает возлюбленный. Девушке тревожно, страшно, грустно и горько из-за этого. Настроение, выраженное в песне, создается с помощью всевозможных поэтических приемов. В произведении используется инверсия («Покидает любить меня сердечный друг»), психологический параллелизм:
Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные,
Не тревожьте мои мысли скучные;
Уж и так мне жить тошнехонько…;
Многочисленные эпитеты («ветры буйные», «мысли скучные», «сердечный друг»), повторы («или тем, что я верна была? или тем, что я люблю тебя»), риторические вопросы (Чем я своего голубчика прогневала? Не лукава была, не насмешлива?).
Мне жалко героиню этой песни. Я сочувствую ее горю, и переживаю за девушку. Читая эту песнь, я словно оказалась на месте героини, и мне стало грустно. Произведение поразило меня своей чувствительностью и выразительностью.