Файл: Практикум Сборник заданий и деловых игр.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева»
Филиал КузГТУ в г. Новокузнецке
Кафедра Экономики и управления
ПРАКТИКУМ
«Сборник заданий и деловых игр» по дисциплине «Менеджмент»
Новокузнецк, 2016

Рецензенты:
Котовщикова Ирина Анатольевна – президент Кемеровского регионального общественного благотворительного фонда помощи детям-инвалидам «ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ», депутат Совета народных депутатов г. Новокузнецка.
Борисова Татьяна Николаевна – кандидат экономических наук, заведующая кафедрой корпоративной экономики и управления персоналом
ФГБОУ
ВО
«Сибирский государственный индустриальный университет».
Лейниш Татьяна Леонидовна. Практикум «Сборник заданий и
деловых игр» по дисциплине «Менеджмент» [Электронный ресурс] для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» всех форм обучения /
Т. Л. Лейниш.
Утвержден на заседании кафедры Экономики и управления
Протокол № 2 от 11.10.2016 г.
Рекомендован для использования в учебном процессе направления подготовки 38.03.01 «Экономика».

Содержание
Введение
3
Раздел 1. Тематические задания
4
Понятие менеджмента. Функции и принципы менеджмента.
Организационная деятельность менеджера.
4
Коммуникации в менеджменте: мотивация, стили управления.
10
Методы менеджмента. Управленческое решение.
20
Контроль в системе менеджмента. Методы контроля.
26
Деловое общение. Деловая этика
31
Раздел 2. Деловые игры
46
Постройка моста»
46
«Создание фирмы»
47
«Завтрак с героем»
47
«Мне необходима помощь!..»
48
«Инвалидное кресло»
49
«Организация обучения персонала»
51
«Сокращение кадров»
54
«Роль руководителя в ситуации конфликта»
57
«Формирование целей и функций системы управления персоналом организации»
59
«Зона комфорта»
62
«Преимущества и недостатки приобретения квалифицированных работников через обучение и наем»
64
Отборочное интервью при устройстве на работу»
65
Список использованной литературы.
Список рекомендуемой литературы
67

Введение
Д
ля эффективного выполнения управленческих обязанностей современный менеджер должен обладать необходимыми знаниями, навыками, способностями, деловыми и личностными качествами, поведенческими моделями.
Процессы глобализации оказывают воздействие и обуславливают изменение многих социально-экономических аспектов, в том числе систем менеджмента, что вызывает появление новых форм и методов хозяйствования.
Освоение организациями инновационных подходов к менеджменту ставят новые задачи в вопросе личной эффективности руководителей и сотрудников.
Интеграционные процессы, ставка на инновационное развитие, изменение характера коммуникаций, современные глобальные угрозы предъявляют новые требования к знаниям, навыкам, деловым и личностным качествам менеджеров.
Это, в свою очередь, требует кардинального улучшения уровня их профессиональной подготовки.
Менеджмент как учебная дисциплина не может быть качественно изучена студентами без практической работы.
Предлагаемый практикум «Менеджмент: сборник заданий и деловых игр» нацелен на оказание помощи студентам в усвоении знаний в области менеджмента: понятие менеджмента, его функции и принципы; организационная деятельность менеджера; коммуникации в менеджменте: мотивация и стили управления; методы менеджмента; управленческое решение; контроль в системе менеджмента; методы контроля; деловое общение и деловая этика.
Для решения поставленной цели предлагается использование в учебном процессе не только заданий практической направленности, но деловых игр.
Деловая игра как метод обучения на сегодняшний день выступает наиболее эффективным инструментом отработки практических навыков. В определенном смысле деловая игра – это своеобразный тренажер, позволяющий выявить ошибки мышления, способствующий развитию бизнес-навыков и формирующий лидерские качества.
Освоение менеджмента как науки и практического руководства будет содействовать получению квалифицированного образования при подготовке профессионалов, формированию ими собственных взглядов на решение проблем на текущем этапе и в будущем.
При подготовке Практикума «Менеджмент: сборник заданий и деловых игр» использованы работы отечественных авторов в области менеджмента.


Раздел 1. Тематические задания.
Понятие менеджмента. Функции и принципы менеджмента.
Организационная деятельность менеджера.
Задание 1. Используя приведенные ниже характеристики, определите черты менеджмента, свойственные ему как науке и как искусству.
1. Концепция управления
2. Человек как субъект управления
3. Научные знания
4. Ситуационный подход к управлению
5. Принципы управления
6. Творческий характер управления
7. Взаимоотношения между людьми
8. Моделирование и количественные измерения.
Задание 2. Планирование, организация, мотивация, контроль и координация являются основными функциями менеджмента. Приведите примеры реализации каждой из функций в зависимости от специфики управленческой деятельности. Перерисуйте и заполните таблицу 1.
Таблица 1
Примеры реализации основных функций менеджмента
Сфера деятельности
Основные функции менеджмента
Планирован ие
Организация
Мотивация
Контроль
Координаци я
Магазин
(пример)
Определени е объемов поставок товаров; рабочих смен продавцов; времени поставки товаров
Распределени е обязанностей между консультанта ми; отчетность кассиров перед старшим кассиром
Премии за лучшее обслуживание покупателей; профессионал ьный рост: стажер- продавец - ст. продавец
Контроль рабочего времени и качества работы продавцов, количества товаров на складе, объемов продаж
Совместная работа консультант ов и кассиров; решение спорных ситуаций; оперативная связь с поставщико м
Автозавод
Университет
Ресторан

Администрац ия района
Другая
организация
(на выбор)
Задание 3.
Перечислите какими чертами характера должен обладать современный менеджер. Как вы это прокомментируете: «Успех и неудачи предприятия – это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо и нерентабельно, его хозяин меняет не рабочих, а менеджера».
Задание 4.
Охарактеризуйте различие и сходство основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Составьте таблицу и приведите примеры.
Задание 5
. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
В российской научной литературе встречается мнение о том, что
имеется пять базовых направлений в работе менеджера, какой бы областью
он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для
поддержания жизнеспособности и развития организации.
1. Менеджер формулирует цели, определяет конкретные задачи и пути
их решения для достижения целей.
2. Менеджер организует деятельность коллектива как системы для
достижения целей. Он анализирует виды деятельности, решения,
необходимые для достижения целей. Затем выявляет проблемы, ставит
задачи, группирует проблемы и задачи и поручает конкретным
сотрудникам их выполнение.
3. Менеджер осуществляет мотивацию работающих и устанавливает
коммуникации внутри организации. Он составляет команду из людей,
ответственных за определенные работы, путем кадровых решений (об
оплате труда, назначениях, повышениях и др.), а также решений,
повышающих качество труда и жизни сотрудников. При этом он постоянно
взаимодействует с подчиненными, начальниками, коллегами.
4. Менеджер создает систему контроля. Он определяет показатели и
единицы измерения, ориентированные на работу всей организации и
каждого конкретного сотрудника. Он анализирует и оценивает достигнутые
результаты, сообщая о них своему руководству, подчиненным и коллегам.


5. Менеджер способствует росту деловой карьеры людей, обеспечивая
условия, способствующие продвижению по «служебной лестнице» членов
организации.
Вопросы:
1) Все
ли
главные
аспекты
многообразной
деятельности
современного менеджера здесь учтены?
2) Какие
направления
в
работе
менеджера
являются
приоритетными?
3) Что, на ваш взгляд, нужно добавить, чтобы общая характеристика
действий менеджера стала более полной?
4) Какие особенности в деятельности менеджера в российских
условиях вы хотели бы отметить? Чем эти особенности обусловлены?
Задание 6. Проанализируйте производственные ситуации и ответьте на вопросы.
1. Это был по-настоящему несчастливый день для мастера Петрова. Два его сотрудника сообщили, что они больны. Рано утром один подвернул на лестнице ногу, и его сразу же увезли в больницу, а через два часа другой повредил руку при заточке инструмента. А ведь через три дня должен быть выполнен большой заказ для фирмы «Шмидт и К».
С большим трудом мастер перераспределил задания среди оставшихся рабочих и ушел на согласование к конструктору. Когда он вернулся из конструкторского бюро, то увидел, что трое из оставшихся рабочих отсутствуют.
Оказалось, что в отсутствие мастера приходил главный инженер предприятия и дал указание трем рабочим немедленно идти вместе с ним на разгрузку вагонов.
Так как мастер Петров не мог больше увидеть главного инженера, то распоряжение начальства нельзя было отменить. Тем самым становилось невозможным выдержать сроки выполнения заказа фирмы «Шмидт и К».
Вопросы:
1. Кто виноват в сложившейся ситуации?
2. Какой принцип управления был нарушен в данной ситуации?
2. При проведении реконструкции производства мастер Иванов получил задание перевести 10 своих подчиненных на другую работу. Мастеру это поручение было крайне неприятно. Он не хотел бы, чтобы его люди были в претензии на него, поэтому размышлял, как лучше всего устраниться от этого дела. Наконец нашел выход: он предложил своему начальнику цеха всех своих подчиненных - 20 человек
— и попросил его выбрать тех десятерых, которые ему покажутся подходящими.
Увы, начальник на эту уловку не попался.

Вопросы:
1. Обоснован ли на ваш взгляд был отказ начальника цеха мастеру Иванову?
2. Как Вы думаете, какие принципы управления разъяснил при отказе на- чальник цеха мастеру Иванову?
3. Какой теоретический принцип хотел применить мастер Иванов, обращаясь к начальнику цеха?
Задание 7. Выделите группы работ, выполнение которых соответствует классификации ролей менеджеров, предложенной Г. Минцбергом:
1. Информационные.
2. Финансовые.
3. Коммуникативные.
4. Производственные.
5. Межличностные.
6. Технологические.
7. Организационные.
8. Принятие решений.
Задание 8. Подумайте и ответьте на вопрос.
Главная задача менеджера - максимизация прибыли, получаемой компанией. Вместе с тем все большее значение приобретают социальная ответственность менеджера перед обществом, его конкретные действия, обеспечивающие решение социальных проблем, стоящих перед страной.
В связи с этим существуют две позиции. Сторонники одной позиции считают, что социальные проблемы должно решать государство, а бизнес - только «делать деньги». Они обосновывают свою позицию тем, что деятельность в социальной области ведет к снижению прибылей компании, ухудшению ее конкурентоспособности, росту издержек, которые в последующем ведут к росту цен (нанося ущерб потребителям) и другим отрицательным последствиям.
Сторонники другой позиции считают, что бизнесмены имеют перед обществом моральные обязательства, и предпринимаемые ими действия, способствующие решению социальных проблем, могут оказать большую пользу предпринимателям, повысить их имидж в обществе и быть неплохой рекламой.
Чью позицию вы разделяете и почему?
Задание 9. Подумайте и ответьте на вопрос.
Из наблюдений президента железнодорожной компании: «Многие менеджеры железнодорожных управлений заняты тем, что проверяют билеты, смазывают оси, прочищают паровые свистки и показывают повару вагона- ресторана, как делается салат. И потом еще удивляются, что их дела кончаются провалом».
А чем же должны заниматься менеджеры?


Задание 10. Какую организационную подготовку должен провести
менеджер для совместной работы сотрудников, чтобы гарантировать успех?
Практика показывает, что наибольший успех в бизнесе достигается за
счет объединения усилий группы людей или коллективов при решении
проблем. Если такая кооперация обеспечивает эффект мультипликации, то
возникают дополнительные выгоды, которые невозможно получить
поодиночке. Для этого необходимо выполнять определенные требования по
вопросам кооперации:
1. Цель совместной работы должна быть ясна и понятна всем
участникам.
2. Партнерам по возможности должны быть знакомы задачи друг
друга.
3. При работе должны царить хорошее взаимопонимание и
свободный обмен информацией.
4. Никто не должен настаивать на своем варианте решения. Надо
быть готовым пойти на компромисс и изменить свое решение в пользу
другого, обещающего успех для всех.
5. Необходимы правила игры, которых все должны придерживаться.
6. Сильные стороны партнеров важнее для совместного дела, чем их
слабые стороны. Первые необходимо скомбинировать, вторые -
нейтрализовать.
7. Вся информация должна поступать к координатору, чтобы можно
было сразу же передать ее всем тем, кого она непосредственно касается.
8. Мешает кооперации тот, кто хочет добиться для себя выгоды за
счет других участников.
9. Каждый отвечает за свой участок работы, за надежность и
соблюдение сроков.
10. В случае той или иной удачи следует поощрять всех, имеющих
отношение к данной работе.
11. Все должны быть ознакомлены с типовыми условиями совместной
работы (бюджет, предписания, сроки и т. п.).
12. Если решения принимаются не совместно, они должны быть всем
понятны и соответственно обоснованны.
Задание 11. Используя принципы менеджмента КомоскэМацусита, ответьте на вопросы: В чем заключается социальная направленность менеджмента? Каким образом можно разумно совмещать в менеджменте частное и общественное начало?
В 1932 г. была основана японская кампания «Мацусита Электрик
Индастриал Ко, Лтд», являющаяся одним из мировых лидеров в производстве
электротехники и электроники. В России, как и в других странах известны торговые марки этой компании: «Техникс» и «Панасоник».
Основатель компании Комоскэ Мацусита сформулировал следующие основные положения менеджмента:

не хитри, будь честным;

будь хозяином на своем месте;

не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои знания;

относитесь с уважением и вниманием к окружающим;

все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития;

с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь - мы все берем у общества в долг;

не задавай себе вопрос: «На кого я работаю?» - ответ только один - на общество


Коммуникации в менеджменте: мотивация, стили управления.
Задание 1. Проанализируйте ситуацию и заполните таблицу.
«Десять лет спустя»
После окончания педагогического университета прошло 10 лет, и однокурсники собрались на вечер выпускников. Вспоминали студенческие годы, как учились, какие планы строили на будущее и, конечно, обсуждали реализацию этих планов, рассказывали, чего добились в этой жизни, кто кем стал.
Лена: Окончив университет, я устроилась на работу в детский сад обыкновенным воспитателем. Работа в саду меня устраивала, потому что полдня свободно, близко к дому, летом большой отпуск. Но только с коллективом мне не повезло! Сплетни, заговоры друг против друга, никто никому не помогал!
Неуютно мне как-то там было, с каждым днем все меньше и меньше хотелось идти на работу. Да и личный вклад в деятельность детского сада я не особо чувствовала. Поначалу старалась: оформляла группу, разрабатывала интересные занятия, пыталась поделиться своими находками с коллегами. Но это было никому не нужно, никто не замечал моих стараний. Я проработала в этом саду три года, потом вышла замуж, родила и ушла в декретный отпуск. Когда отпуск закончился, я поняла, что не хочу возвращаться в сад, в котором работала.
Поэтому начала поиски другого места работы. Так я нашла детский сад
«Родничок» и очень этому рада, у нас замечательная заведующая, молодой коллектив, и главное, очень дружный. Мы все вместе отмечаем праздники, выезжаем с семьями на пикники. Да и в работе помогаем друг другу. Вот уже несколько лет я с радостью хожу на работу и получаю удовольствие от взаимодействия с детьми и коллегами!
Катя: Мне очень повезло, потому что я после университета смогла устроиться на работу старшим воспитателем в детский сад. Поначалу было очень трудно: сами знаете — знаний много, а практики ноль. Но я не сдавалась, окончила курсы повышения квалификации для старших воспитателей, изучала, как работают мои коллеги в других садах. Ведь я хотела многого добиться! Надо признаться, что мне и здесь очень повезло. У нас в хороший педагогический коллектив, коллеги-методисты из других мне всегда помогали. Со временем я пошла на повышение. Уже через четыре года я стала заведующей детским садом, а в прошлом году перешла на работу в окружное управление образованием.
Сейчас работать стало сложнее, расширился круг моих обязанностей. Поэтому приходится постоянно заниматься самообразованием. Но мне очень интересно работать, и я знаю, что от меня очень многое зависит.