Файл: Алябьев, В. И. Самоходные лесопогрузчики учебник для проф.-тех. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. И. АЛЯБЬЕВ, В. Ф. ИЛЬИН, О. А. СТЕФАНОВ

САМОХОДНЫЕ ЛЕСО­ ПОГРУЗЧИКИ

Одобрено Ученым советом Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебника для профессионально-технических учебных за­ ведений

4

ш

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»

М о с к в а 1974

УДК 634.037(075.8)

Самоходные лесопогрузчики. А л я б ь е в В. И., И л ь и н В. Ф., С т е ф а н о в О. А. «Лесная промышленность», 1974 г., 208.

В книге рассмотрены конструкции самоходных лесопогрузчиков и погрузчиковштабелеров. Описаны устройство двигателей внутреннего сгорания базовых трак­ торов ТДТ-55, ТДТ-75, ТТ-4, Т-100М, гидро- и электрооборудование лесопогруз­ чиков; освещены вопросы их эксплуатации и технического обслуживания; приве­ дены правила техники безопасности и основы организации работы погрузчиков; даны их производственно-технические показатели.

Таблиц 10, иллюстраций 98, библиография — 7 названий.

Официальные рецензенты: председатель секции НТС Государственного ко­ митета Совета Министров СССР по профтехобразованию А. С. Я р м о л и н с к и й , заместитель начальника производственного управления лесозаготовительной про­ мышленности Минлеспрома СССР В. Д. П е р в у х и н.

Гос. публичная но.учко-тг.щкячоская

• 'бл'Ю Т'Зна С С С Р

 

,

- --- ?

 

ЧИТАТЬ

&<*<■>

|

f t / - / 0 3 £ &

a_3I502-0I9_ 5?_ 74 037(01)—74

©Издательство «Лесная промышленность», 1974 г.

ВВЕДЕНИЕ

Одними из трудоемких операций являются погрузочно-разгру­ зочные работы. К средствам механизации этих работ относятся погрузчики и штабелеры с гидромеханическими исполнительными и рабочими органами.

Самоходные погрузчики и штабелеры на гусеничном и колесном ходу с челюстными, клещевыми, грейферными гидромеханическими грузозахватными органами получили очень широкое распростране­ ние в СССР и за рубежом во всех отраслях промышленности, в том числе и на лесозаготовках.

Погрузчики и штабелеры вытесняют стреловые краны и канат­ ные установки на многих погрузочно-разгрузочных операциях. Это обусловлено рядом преимуществ погрузчиков: мобильностью, уни­ версальностью и, главное, высокой производительностью труда. По­ грузчики и штабелеры с гидромеханическими грузозахв.атам.и.,почти полностью исключили ручной труд на погрузочно-разгрузочных и штабелевочных работах.

Прочно заняли свое место на лесосеках челюстные погрузчики П-2, П-19, ПЛ-1 и их более поздние модификации. В лесозагото­ вительных предприятиях их сейчас имёется более 7 тыс. Общий объем погрузки этими машинами превышает 150 млн. м3 леса в год. Успешно работают штабелеры КМ-2Л, ПЛ-5 и ТА-1.

Положительный опыт эксплуатации этих погрузчиков, их широ­ кие технологические возможности побуждают, с одной сто­ роны, увеличивать выпуск уже созданных конструкций погрузчи­ ков и штабелеров, а с другой — работать над созданием новых машин.

Достижение максимальной эффективности погрузчиков, как и других машин, возможно лишь на современной научной основе. Здесь можно отметить два основных момента:

выбор наиболее рациональных общих схем организации работ (например, разработки лесосек с определением направлений тре­ левки, прокладки лесовозных усов и устройства погрузочных пунк­ тов);

организацию оптимального взаимодействия погрузчиков с ма­ шинами на смежных операциях.

В настоящее время наиболее распространенными являются челюстные погрузчики хлыстов на лесосеках. При рассмотрении путей повышения эффективности челюстных погрузчиков их нельзя отделять от всего комплекса лесосечно-транспортных работ. Необ­ ходимо так использовать технологические качества погрузчиков, чтобы они позволили повысить эффективность функционирования трелевочных тракторов и лесовозных автомобилей.

С внедрением челюстных погрузчиков появилась возможность отделения фазы трелевки от погрузки. За счет этого сократилось

1*

3


расстояние трелевки, и в результате этого увеличилась на 26—27% выработка в смену на трелевочный трактор.

Высокая производительность погрузчиков сказалась на умень­ шении простоев автомашин под погрузкой, что увеличило выра­ ботку на автомашину в среднем на 20%. Анализ работы отдельных леспромхозов объединения Красноярсклеспром показывает, что при организации лесосечных работ с погрузкой челюстными погрузчи­ ками трудозатраты по основным работам снизились на 16%, а по подготовительным работам на 43,5% по сравнению с затратами при других методах погрузки; комплексная выработка на 1 чел,- день по основным лесосечным работам возросла на 19,2%, расход заработной платы снизился на 6,4%.

Большой производственно-экономический эффект получен от внедрения штабелеров КМ-2Л и ПЛ-5 Абаканского механического завода. Их применение на приречных складах для штабелевки и сброски сортиментов в воду вместо лебедок и стреловых кранов позволило увеличить производительность труда на этих операциях в 2—3 раза.

На приречных складах с относительно дробной сортировкой круглых лесоматериалов применяют штабелеры (агрегаты) ТА-1, разработанные Коми государственным проектным и научно-иссле­ довательским институтом лесной промышленности (Коми ГипроНИИлеспромом). С учетом опыта внедрения штабелеров ТА-1 этим институтом создано несколько модификаций новых машин для штабелевки и сброски в воду сортиментов — ЛТ-32, ЛТ-33, ЛТ-34,

ЛТ-35.

Для погрузочно-штабелевочных работ с небольшим объемом круглых лесоматериалов (сортиментов), а также для механизации погрузочных работ вспомогательного характера Центральный науч­ но-исследовательский и проектно-конструкторский институт меха­ низации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ) создал погрузчик-штабелер манипуляторного типа КЛ-4 на тракторе ТДТ-55.

Таким образом, в лесозаготовительной промышленности уже сейчас используется большое количество погрузчиков и штабелеров, и число этих машин с каждым годом возрастает.

Для правильной эксплуатации погрузчиков необходим квалифи­ цированный персонал, способный технически грамотно управлять ими и обслуживать их. В качестве учебника при подготовке такого персонала в профессионально-технических училищах и предла­ гается настоящая книга. Она может быть использована также при подготовке операторов погрузчиков на производстве, а также ин­ женерно-техническим персоналом, связанным с эксплуатацией лесопогрузчиков.

Введение, § 1 гл. I, § 23 гл. IV, § 26, 30 гл. V, гл. VI и VII, при­

ложения написаны

В. И. Алябьевым, § 7 гл.

I, гл. II,. III, § 24, 25

гл. IV, § 29ni.V — В. Ф. Ильиным, § 2 — 6

гл. I, § 27, 28 гл. V—

О. А. Стефановым.

 

 

4


Г ЛАВА I. КОНСТРУКЦИИ САМОХОДНЫХ ЛЕСОПОГРУЗЧИКОВ

§ 1. Разновидности конструкций погрузчиков

Погрузчиками в настоящее время называют самоходные погру­ зочно-разгрузочные или штабелевочные машины с шарнирно-сочле­ ненными исполнительными органами и механическими грузозахватами. Обычно исполнительные и рабочие органы погрузчиков имеют гидромеханический привод. Погрузчики и штабелеры, как правило, перемещают грузы только в своих грузозахватных орга­ нах. Но иногда они имеют кассеты или прицепы для перевозки гру­ зов на небольшие расстояния.

Трудно провести резкую грань между погрузчиками и транс­

портными машинами,

оборудованными

навесными устройствами

с гидромеханическими

грузозахватами.

Однако автомобили и тя­

гачи, хотя и имеют такие устройства, к погрузчикам и штабелерам относить не следует, так как основное назначение автомобилей и тягачей — перевозка грузов (леса).

К настоящему времени известно очень много самоходных по­ грузчиков и штабелеров, различающихся по назначению и кон­ структивному исполнению. Наиболее удобно погрузчики и штабе­ леры подразделять (классифицировать) по следующим признакам: по типу ходовой части базовой машины; характеру движения рабо­ чих органов и по конструкции грузозахватов.

1. По типу ходовой части погрузчики делятся на г у с е н и ч н ы е и к о л е с ные . На лесозаготовках распространены в основном гусеничные погрузчики П-2А, П-19А, ПЛ-1 А, ПЛ-5, ТА-1, в каче­ стве базовой машины которых использованы гусеничные тракторы Т-100, ТДТ-75, ТДТ-55. Начат выпуск погрузчиков ПЛ-2 на базе трактора ТТ-4 и погрузчиков ПЛ-3 на базе трактора Т-130.

К колесным погрузчикам относятся применяемые в небольшом количестве в лесозаготовительной промышленности автопогрузчики, которые в данной книге не рассматриваются. Для работы с хлы­ стами и круглыми лесоматериалами создан опытный образец по­ грузчика на тракторе К-700.

2. По характеру движения рабочих органов погрузчики и шта­

белеры можно разделить на несколько типов:

 

 

в е р т и к а л ь н о - ф р о н т а л ь н ы е

и в е р т и к а л ь н о - б о ­

к о в ы е — рабочий орган установлен

впереди или сбоку

машины,

а следовательно, и груз может перемещаться

только

вверх и

вниз с возможностью небольшого наклона (на

10—15°);

к этому

5


типу относятся отечественные автопогрузчики 4045, 4045Л, 4046,

4065, 4070 и другие;

и

р а д и а л ь н о - б о к о ­

р а д и а л ь н о - ф р о н т а л ь н ы е

в ы е — у таких погрузчиков или штабелеров рабочий орган пово­ рачивается в одной вертикальной плоскости на угол, не превышаю­ щий 90°; к этому типу машин близки штабелеры ТА-1;

пе р е к и д н ые , у которых рабочий орган поворачивается в ра­ бочей плоскости на угол до 180°, т. е. груз переносится через базо­ вую машину погрузчика («через себя»); к таким погрузчикам отно­ сятся П-2, П-19, ПЛ-1 и их модификации;

по в о р о т н ы е — у этого вида погрузчиков или штабелеров ра­

бочий орган может поворачиваться в вертикальной и горизонталь­ ной плоскостях; поворотные погрузчики, которые имеют стрелу, включающую, кроме грузозахватов, два или более шарнирно-соч­ лененных элементов, называются манипуляторными; погрузчиками такого типа являются КМ-2Л, ПЛ-5, КЛ-4.

По конструкции грузозахвата погрузчики можно разделить на вилочные (груз опирается на вилы и не зажимается); челюстные (груз прижимается движущимися челюстями к неподвижным стой­ кам или вилам); грейферные (груз зажимается двумя движущи­ мися челюстями грейфера).

В лесозаготовительной промышленности применяются все пере­ численные типы погрузчиков и штабелеров, причем объем работ, выполняемых этими машинами, с каждым годом растет (табл.1).

Та б л ица 1

Наличие погрузчиков и объем выполняемых ими работ

влесной промышленности СССР

(данные по Минлеспрому)

 

1970 г.

1971

г.

1972 г.

Наименование

наличие

объем

наличие

объем

наличие

объем

машин

на 31. XII,

работ,

на 31. XII,

работ,

на 31. XII,

работ,

 

шт.

тыс. м3

шт.

тыс. м3

шт.

тыс. м3

Погрузчики П-2

979

30 672

1190

36 486

1407

39 246

Погрузчики П-19

2408

57 603

3316

57 603

4835

118 357

Штабелер ТА-1

636

5 800

729

6 914

771

7 071

Штабелеры КМ-2Л

523

9 337

630

10 807

738

12 580

(ПЛ-5)

К концу текущего пятилетия весь объем погрузки хлыстов на лесовозный транспорт в основном будет выполняться челюстными погрузчиками перекидного типа.

Самоходные погрузчики-штабелеры лесоматериалов получили очень широкое распространение и в зарубежных странах. Доля по­ грузки ими лесоматериалов за последнее время резко возросла во всех зарубежных лесопромышленных странах, особенно в США и Канаде. Особенно широко применяются фронтальные погрузчики. Преимущественной областью их применения являются лесосеки

6


с концентрированными лесозаготовками и лесные склады с боль­ шими объемами складируемой или перерабатываемой древесины, причем на лесосеках применяются главным образом фронтально­ радиальные погрузчики, а на складах — фронтально-вертикальные.

За рубежом выпускаются преимущественно Колесные погруз­ чики, которые являются более мобильными и маневренными. Все зарубежные конструкции имеют грузозахваты вилочно-челюстного типа.

§ 2. Конструктивные и технологические особенности перекидных погрузчиков

Для механизированной погрузки леса на лесовозный транспорт и для выполнения различных лесоперевалочных и штабелевочных работ получили широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом самоходные погрузчики, управляемые одним трактори- стом-оператором. Конструкции лесопогрузчиков создаются обычно на базе гусеничных или колесных тракторов общего назначения, выпускаемых серийно тракторной промышленностью. В этом слу­ чае рабочие органы лесопогрузчика являются навесным оборудова­ нием, установленным на раме базового трактора. В современных лесопогрузчиках управление движением рабочих органов осущест­ вляется гидравлическим приводом. К основным элементам рабо­ чего органа лесопогрузчика относится стрела и захватное устрой­ ство.

Впервые в нашей стране серийный выпуск челюстных трактор­ ных погрузчиков леса был освоен Красноярским машиностроитель­ ным заводом «Краслесмаш». Сначала завод по проекту Государст­ венного проектно-конструкторского института лесного машино­ строения (Гипролесмаша) выпускал челюстные тракторные погруз­ чики под маркой П-10 на базе гусеничного трактора Т-100, серийно выпускаемого Челябинским тракторным заводом, а затем после не­ которой модернизации — под маркой КМЗ-П1.

Погрузчики П-10 и КМЗ-П1 относились к погрузчикам фрон­ тального типа. За рубежом такой тип погрузчиков в настоящее время наиболее распространен. Погрузчики фронтального типа имеют расположенные впереди трактора челюстные захваты для захвата пачки леса. Подъем, перенос и разгрузка пачки леса осу­ ществляется при переднем расположении груза. Примером фрон­ тального погрузчика является известный автопогрузчик с вилочным захватом, выпускаемый серийно Львовским заводом автопогруз­ чиков. На основании изучения эксплуатации фронтальных погруз­ чиков и специфических особенностей работы машины в лесных условиях, с учетом сложившегося технологического процесса на за­ готовке и вывозке леса советскими специалистами создан специ­ альный погрузчик для лесозаготовительной промышленности пере­ кидного типа, который в отличие от погрузчиков фронтального типа осуществляет погрузку леса путем переноса груза через кабину трактора. Благодаря значительным технологическим и эксплуата­

7