Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ЗАДАНИЕ
Хождение - жанр, повествующий о реально существующем путешествии. Различают паломнические, купеческие, посольские и землепроходческие хождения. Признаки жанра хождения: события-реально исторические; по композиции-цепь путевых очерков, соединённых по хронологическому или топографическому признаку; повествователь - не обязательно образованный, но обладающий обязательными личностными качествами - смелостью, энергичностью, дипломатичностью, веротерпимостью, он не стремится приукрасить, идеализировать события; язык-простой, разговорный древнерусский, использование иностранных слов для номинативной функции, чаще всего используются сравнения.
Как всякий средневековый человек, создатель хождения дорожил традицией, в том числе и литературной. Следуя жанровому канону, он открывал произведение вступлением, главная цель которого – завоевать расположение и доверие читателя, настроить его на восприятие рассказа о вечных ценностях. Во вступлении, а затем по ходу всего повествования, автор не уставал внушать читателю, что его рассказ – не вымысел, а правда: "Обаче аще и не мудро написах, но не ложно: яко же видѣх очима своима, тако и написах". Обычно во вступлении, кроме условно-литературной самохарактеристики ("азъ недостойный... хужши во всѣх мнисѣх") и обращения к читателям с просьбой простить за "худоумье" и "грубость", писатель давал вполне конкретные сведения о себе (имя, сословие, когда, куда и зачем совершил хождение).
Основную часть произведения составляла цепь путевых описаний и зарисовок, которые изредка прерывались лирическими размышлениями автора или его суждениями по поводу увиденного. Принцип расположения материала диктовался либо маршрутом путешествия (для паломнической литературы), либо его хронологией, когда записи, как в дневнике, следовали, соотносясь с определенной датой (для путешествий светского характера).
Заключительная часть хождения, обычно краткая, сводилась или к благодарственной молитве Богу, "сподобившему" паломника осмотреть и описать Святую землю, или к религиозно-нравственному наставлению, обращенному к читателю: кто с "любовию" прочтет написанное и "нс похулит" его создателя, тот равную с ним "мьзду прииметь от Бога".
В основу «Хожения за три моря» легли впечатления от странствий «тверитина» по Среднему Востоку и Индии (1466—1472). Еще в низовьях Волги товары Афанасия были разграблены, однако он решил продолжать путешествие и через Персию и Индийский океан достиг Индии, где прожил около трех лет. В «индейскую землю» Никитин попал за тридцать лет до португальского мореплавателя Васко да Гамы. На обратном пути, пролегавшем через турецкие пределы, Афанасий переплыл Черное море и оказался в Крыму. Умер он, не дойдя до родного города, близ Смоленска. После смерти путешественника (ок. 1472 г.) его «тетради» попали в руки дьяка Василия Мамырева и вошли в состав летописи.
Для справок: «Хождение купца Федота Котова в Персию», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина
3 ЗАДАНИЕ
В путь паломник отправился "понужен мыслию своею и нетрьпѣнием", "похотѣхъ видѣти святый град Иерусалимъ и Землю обѣтованную". Описание путешествия Даниил начинает с Константинополя, ничего не сообщая о маршруте из Руси до Царьграда. "Хождение" Даниила – органический сплав реального и легендарного, канонического и запрещенного официальной церковью. Русский паломник, воскрешая в памяти, а затем излагая на бумаге события Священной истории, не раз обращался к апокрифическим сказаниям. Он обстоятельно поведал о том, что внутри церкви Воскресения за алтарем находится "пуп земли", а рядом камень, на котором был крест, где распяли Христа, а под камнем – голова Адама. Когда Христа распяли, камень треснул и кровь Спасителя "сниде... на главу Адамову и омы вся грѣхы рода человѣча".
Большое внимание в "Хождении" уделено природе Палестины, экзотическому для русского человека миру. В отдельных очерках пейзажные зарисовки занимают от трети до половины объема. Даниила поражает разнообразие южной природы, которая то "добра и многоплодна", то сурова к людям. Хотя вокруг Иерусалима гористая и безводная местность, по словам паломника, па камнях и без дождя "родиться пшеница и ячмень изрядно: едину бо кадь всѣявъ и взяти 90 кадей, а другоици 100". Природному феномену Даниил дает типично средневековое истолкование – Бог благословил эту землю. "Райскими" представляются Даниилу окрестности горы Хеврон, где земля "пшеницею, и вином, и маслом, и всяким овощом обидна есть зѣло, и скотом умножена есть". На фоне богатства растительного и животного мира Палестины контрастно выглядит описание Мертвого моря, безжизненного и убивающего все живое. Действительно, вода в Мертвом море до такой степени насыщена солями, что рыбы и ракообразные в ней не живут, а дно содержит залежи асфальтовых пород,
которые нередко всплывают на поверхность, – все это служит Даниилу реальным комментарием к библейской истории о гибели городов Содома и Гоморры. Религиозно-символический пейзаж в "Хождении" призван напомнить читателю о гневе Всевышнего, неизбежности Страшного Суда и "вечной муке", которая ждет грешников в аду.
Пейзажные зарисовки в произведении могут иметь и вполне реальный характер, например, в тех случаях, когда Даниил рассказывает об условиях путешествия. По его словам, путь от Иерусалима к Иерихону был "тяжек велми и страшенъ", так как лежал через высокие горы и глубокие ущелья. От Иерихона до Иордана караван паломников шел по песчаной равнине, однако путь был тоже "тяжекъ велми": "Ту бо море Седомское близь от пути того: изходит духъ зноенъ смердящь, зноит и попаляеть всю землю ту". Природа может выступать как часть архитектурного пейзажа. Например, Даниил отмечает, что кельи в лавре Святого Саввы лепятся высоко на скалах, "яко звѣзды на небеси утвержены", и что рядом нет ни "рѣки, ни потока, ни кладязя", только монастырский колодец, в котором вода "сладка и студена зѣло", а в окрестных горах, где много пещер, водятся барсы и дикие ослы.