Файл: Философия нового времени (.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Восприятие). Когда и эта программа оказалась неосуществимой, логический эмпиризм выдвинул трактовку опыта как совокупности протокольных предложений, использующих «вечный язык», с помощью которого в пространстве и времени описываются непосредственно данные события, относящиеся к физическим вещам (причем к этому опыту логический эмпиризм пытался сложным путем свести все знание).
Задание второе. В философии Нового времени сформировались два типа философствования: эмпиризм и рационализм. Заполните следующую таблицу их сравнительного анализа. Тип философствования Родоначальники и последователи Основные характеристики Ограниченности Роль в философии и науке Эмпиризм Рационализм.

Тип философствования

Родоначальники и последователи

Основные характеристики

Ограниченности

Роль в философии и науке

Эмпиризм

Ф. Бэкон

Дж. Локк

Д. Юм

Внешний мир первичен по отношению к сознанию

Познание есть отражение внешнего мира в сознании человека

Основа познания -  чувственный (эмпирический) опыт, важен и теоретический опыт

Возможности познания ограничены

Недооценивает значение абстрактных, чувственно непостигаемых  понятий, идей и ценностей

Разработка индуктивного метода познания

Утверждение важности практического исследования для установления истины в научной деятельности

Рационализм

Р. Декарт

Б. Спиноза

Г. Лейбниц


Сознание первично по отношению материальному миру

Мир и Бог познаваемы с помощью разума

В основе познания лежит интеллектуальная интуиция и врожденные идеи

Возможности разума безграничны

Недооценивает этику, мир чувств, сводит духовную жизнь человека к работе ума,

игнорирует проблемы смысла жизни и т.п.

Разработка дедуктивного метода познания

Концепция механистичности человеческой природы и мироздания


Задание третье. Логические задачи, упражнения, комментарии. У Р. Декарта мы обнаруживаем два подхода к пониманию философии и ее основных задач. В одном он срав­нивает ее с деревом, «… корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике". "Подобно тому, пишет мыслитель, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только по конец". Второй подход, при котором мы отвечаем на вопрос: не как существует философия, а то, что она есть: философия есть не что иное, как познание истины по первопричинам. 1.Как данные подходы соотносятся с пониманием философии в античности и средневековье? 2. Каковы отличительные особенности декартовской трактовки фило­софии? 3. Как связаны философия и науки?

1. Как данные подходы соотносятся с пониманием философии в античности и Средневековье?

Декарт считал философию основой и источником всех наук, всего человеческого знания, главным образом потому, что философия предлагала единый, как он думал, универсальный метод познания, построенный по математическому принципу, и определяла общие основные бытия и познания бытия. Похожие воззрения существовали в античности: Аристотель называл философию «царицей наук», т.к. предметом философии были  наиболее общие закономерности и свойства мира. Аристотель также рассматривал философию как основу остальных наук, но не предлагал определять ценность философии по результатам научных исследований.

Что касается средневековых воззрений, то там философия соотносилась не с наукой, а с богословием, а сами научные занятия, мягко говоря, не поощрялись, т.к. приоритет веры над разумом считался безусловным.  Равноправие веры и разума как способов познания признается только с принятием церковью учения Фомы Аквинского (14 в.), тогда же происходит отделение философии и науки от  теологии, наука получает «официальное» право на существование, т.к. более не считается противоречащей церкви и религиозной вере.

2. Каковы отличительные особенности декартовской трактовки философии?



Декарт освобождает философию от мировоззренческих предпосылок, от метафизических вопросов о сущности бытия. Философия – это прежде всего учение о познании, его инструментах и возможностях. Метафизика, по его мнению, должна опираться не на исходные предположения, а на нечто истинное, доказуемое и не вызывающее сомнений. Такой истиной для Декарта становится факт мышления, разумная деятельность.

3. Как связаны философия и наука?

Философия, по Декарту, обеспечивает науку базовыми положениями и методологией, а наука в свою очередь практическим путем подтверждает их истинность. Получается, что высокие достижения, скажем, в медицине доказывают правоту философских воззрений и методов (кстати, чьих? Какого именно философского направления?), а если бы от медицины не было никакого толку, то и философия никуда бы не годилась, и нужно было бы создавать новую концепцию и новые методы познания. Т.е. практические знания, подтвержденные опытом, имеют для него большую ценность, т.к. они реально ощутимы. Теория проверяется практикой! Построения философии – умозрительны, и как бы они ни были  логически выверены, потрогать их нельзя. Декарт – не эмпирик, он отдает предпочтение теоретическим предположениям и обобщениям, и все же идея практической пользы знания у него доминирует.

4.Каковым видит Декарт предназначение философии? 

Задача философии – обоснование истинности достижений человеческого разума, которые реализуются через научные открытия и практические изобретения, совершенствование методов  познания, для того чтобы в полной мере способствовать познавательной и преобразующей деятельности человека.