ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
аматолы. Путь в подземную страну не одинаков для разных категорий людей; он усеян препятствиями: «злодеи» падают с проволоки, которая служит мостом в реку. На берегах реки они живут какое-то время, смешиваясь с представителями самых разных племен; буйволы также отправляются в Амнодр; аматолы там много ходят, и когда они сотрут ноги до колен, то возвращаются на землю2. Обдорские остяки3 освобождают дом от всего, что там находится, за исключением орудий труда умершего; его одевают, кладут в выдолбленную лодку, шаман спрашивает умершего о причине смерти, потом лодку тащат к месту родового погребения; ставят ее на мерзлую землю так, чтобы покойник лежал ногами на север, а вокруг раскладывают все, что понадобится ему в ином мире. Тут же устраивают прощальную трапезу, участие в которой почитается долгом, и уходят. Женщины—родственницы покойного изготовляют куклу, изображающую умершего, ее одевают, моют, кормят каждый день в течение двух с половиной лет, если умер мужчина, и в течение двух лет, если умерла женщина4. По
1 Ср. Hertz R Contribution à l'étude d'une représentation collective de la mort — Année sociologique. T. X (1907), c. 50-66. Подробные описания загробного мира, путешествий в этот мир и т.д. см.: Kruijt A.-C. Het Animisme in den Indischen Archipel. La Haye, 1906, с. 323—385 (работа, основанная, впрочем, на теориях и точках зрения Тэйлора, Вилькена и Летурно).
2 Rivers H. The Toda. L, 1906, с. 336-404; описание обрядов ср.: Thurston E. Ethnographical Notes in Southern India. Madras, 1906, c. 145-146, 172-184.
3 Я оставляю им название, которое дает информатор, хотя обдорские остяки представляют собой смешение настоящих остяков с самоедами; ср.: GennepA.., van. Origine et fortune du nom de peuple «Ostiak». — Këleti Szemle. Budapest, 1902, c. 13-22.
4 Гондатти H.Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. M., 1888, с. 43. Этот автор указывает срок траура в шесть месяцеа По его сведениям, вдова кладет куклу рядом с собой. У иртышских остяков, согласно Патканову
138
истечении этого срока куклу относят на могилу. Траур по мужчине длится пять месяцев, по женщине — четыре месяца. Мертвые отправляются длинным и извилистым путем на север, где находится страна мертвых; там темно и холодно1; длительность пути, по-видимому, соответствует продолжительности хранения куклы.
Таким образом, в похоронных обрядах выделяются предварительные, промежуточные и окончательные стадии, когда умерший достигает своего последнею пристанища. Северные остяки помещают страну мертвых за устьем Оби, в Северном Ледовитом океане2
. Она освещается лишь лунным светом Недалеко от этого места расходятся три дороги, которые ведут к трем входам: один предназначен для убиенных, утопленников, самоубийц и т.д., другой — для иных грешников и третий — для тех, кто жил обычной жизнью. Для иртышских остяков иной мир — это небо; это восхитительная страна, куда поднимаются по лестницам, высотой от 100 до 300 метров каждая, или карабкаются по цепи, по которой, как гласят эпические легенды3, боги, сакральные медведи, может быть, тотемы4 и мертвые иногда спускаются на землю. Я полагаю, что должна быть связь между продолжительностью хранения кукол и продолжительностью путешествия в иной мир.
Похоронные обряды колов в Индии5 являются примером сочетания известных профилактических обрядов и обрядов перехода. Вот их последовательность: 1) тотчас после смерти труп кладут на землю, «чтобы душе было легче найти путь к местопребыванию мертвых», расположенному под землей; 2) труп обмывают и окрашивают в желтый цвет, чтобы прогнать демонов, которые могли бы задержать душу на пути в иной мир; 3) с той же целью собравшиеся родственники и соседи исторгают жалобные вопли; 4) труп кладут на подставку ногами вперед, чтобы душа не нашла дорогу в хижину; с той же целью похоронная процессия движется к месту захоронения обходными путями; 5) в погребальной процессии не
__________________________________________________________
(Патканов С.К Иртышские остяки. СПб., 1897, с 146), кукла в настоящее время заменяется подушкой и нательным бельем покойного.
1 Бартенев В. В. Погребальные обычаи обдорских остяков — Живая старина. Т. V (1905), с. 487-492; Гондатти Н.Л. Следы язычества, с. 44.
2 Я не понимаю, почему Гондатти и вслед за ним Патканов (с. 146), говоря об этом мире, называет его «подземным», тогда как он подводный; впрочем, в представлениях вогулов и остяков по этому поводу имели место христианские вкрапления (дьявол, ад, наказание). Это не подлежит сомнению.
3 Патканов С.К. Иртышские остяки, с. 146.
4 Ср. мое резюме в RHR (1899, T. XL) записок Н-Харузина (KharouzineN. Le serment par l'ours et le culte de l'ours chez les Ostiak et les Vogoul).
5 Cp. Hahn F. Einführung in das Gebiet der Kolsmission, с. 82—88.
139
должно быть ни детей, ни девушек; женщины голосят, мужчины хранят молчание; 6) каждый мужчина несет кусок сухого дерева, чтобы потом бросить его в костер; 7) туда, где будет костер, кладут рис, инструменты (в зависимости от пола умершего), в рот покойнику вкладывают рисовые хлебцы и серебряные монеты для его путешествия, так как душа — «тень тела»; 8) после ухода женщин разводят костер
1, в нем сжигают умершего вместе с носилками, чтобы помешать ему возвратиться; 9) мужчины собирают обгоревшие кости, кладут их в горшок, который относят в дом умершего и подвешивают к столбу; 10) по дороге рассыпают зерна риса, перед дверью кладут пишу, для того чтобы умерший, если он вернется, несмотря на принятые меры предосторожности, мог бы поесть и никому не причинил вреда; 11) всю утварь, ставшую «нечистой», уносят подальше, опасаясь, что умерший может в нее спрятаться; 12) устраивают сакральную трапезу, после которой дом считается очищенным; 13) по истечении определенного времени наступает церемония «обручения», или «соединения умершего с жителями нижнего мира»; поют свадебные песни, танцуют, и женщина, которая несет горшок с костями, пританцовывает; 14) процессия, имитирующая свадебную, с музыкой и т.д. отправляется к деревне, откуда были родом умерший и его предки; 15) горшок помещают в небольшое углубление, над которым водружают камень (вертикально); 16) по возвращении все участники церемонии должны искупаться.
Те, кто был искалечен, погиб от руки кровожадного человека или по воле несчастного случая, становятся злыми духами и не могут отправиться в страну мертвых. Эта страна — место пребывания предков. Туда отправляются только те, кто состоял в браке2; время от времени они возвращаются на землю и, когда им захочется, перевоплощаются в новорожденных, особенно это свойственно дедушкам и прадедушкам3.
1 Если идет сильный дождь, труп закапывают, следуя определенным обрядам, чтобы после сезона дождей выкопать его и сжечь; в этом случае церемония проходит в три этапа.
2 Ср. выше, с. 123.
3 Я привел эти свидетельства, так как они подтверждают сказанное мной на с. 53 относительно обычая класть новорожденных на землю, как это делают колы (см. Hahn F. Gebeit det Kolmission, с. 72), и умерших. В этом обряде Дитерих (Dieterich A. Die Mutter Erde, с. 25-29) объединил параллели, трактуемые им как «возвращение в лоно Матери-земли»; мы видим, что здесь эта теория неприемлема. Добавлю, что колы погребают детей, но не сжигают их, «потому что у них нет души» (колы обретают душу лишь в день свадьбы), и дети не имеют права идти в страну предков. Ведь цель кремации как раз в том, чтобы открыть доступ в страну мертвых. Следовательно, рушится также другая теория Дитериха (там же, с. 21—25).
140
Здесь не место давать сравнительное описание загробных миров1. Согласно распространенному представлению, загробный мир подобен нашему, но более приятный, общество там организовано так же, как и здесь. Так что каждый умерший оказывается включенным в род, возрастной класс, имеет профессию и т.д., как это было на земле. Следовательно,
логично предположить, что дети, еще не включенные в сообщество живущих, не могут попасть и в иной мир. Таким образом, дети, умершие до католического крещения, вечно остаются в промежуточном мире — чистилище. Полуцивилизованные народы погребают ребенка, не имеющего имени или не прошедшего обряда обрезания, без обычных церемоний, или просто выбрасывают его, или сжигают. Особенно это принято у тех народов, по представлениям которых у ребенка еще нет души.
Путешествие в другой мир и вход в него сопровождаются серией обрядов перехода, различающихся деталями в зависимости от расстояния и месторасположения иного мира. Вначале отмечу Острова Мертвых (Египет2, Ассиро-Вавилония3, Гадес из XI песни «Одиссеи»4, греки различных эпох и регионов, кельты5, полинезийцы6, австралийцы7 и другие). Отсюда, по-видимому, берет начало практика снабжать умершего лодкой с веслами или класть в могилу миниатюрную копию лодки. Некоторые народы воображают иной мир как крепость, окруженную стенами, ворота которой заперты на засов (таков шеол у иудеев8, аралу у вавилонян9). В представлениях других народов иной мир — это пространство, разделенное на ячейки (дуат у египтян) или расположенное на высокой горе (у даяков и др.) либо находящееся внутри горы (в ведической Индии и др.). Здесь важно подчеркнуть следующее: так как умершему предстоит совершить путешествие10, живые заботятся о том,
1 Кроме прочего, см.: Tylor E.-B. The Primitive Culture, гл. XIII.
2 О полях и островах иалу (ялу), о суде над умершим и его путешествии см.: Maspéro G. Histoire ancienne des peuples de l'Orient classique. P, 1895. T. I, c. 180 и др. Там же см. библиографию.
3 Maspéro G. Там же, с. 574 и везде.
4 Кроме прочего, см.: Rohde E. Psyché. Fribourg-en-Brisgau, 1898; Dieterich A. Nekyia. Lpz, 1893; Reinach. Victor Bérard et l'Odyssée. — Les Essais. 1904, с. 189-193.
5 Meyer K., Nutt A. The Voyage of Bran (Grimm Library). L, 1895.
6 Zemmrich J. Toteninseln und verwandte geographische Mythen. — Int Archiv für Ethnogr. T.IV.
7 Cp.: Strehlow-LeonhardiJh. Die Aranda und Luritja-Stamme. T. I (1907), c, 15; t II (1908), c. 6. Francfort
8 Cp: Schwally. Das Leben nach dem Tode. Giessen, 1892.
9 Maspéro G. Histoire ancienne, t I, с. 693 и др.
10 О мирах мертвых в представлении сабиев ср: Siouffi N. Études sur la religion des Soubbas, c. 156—158; о путях, которые туда ведут и связывают один мир с дру-
141
чтобы снабдить его всеми необходимыми предметами, как материальными (одеждой, пищей, оружием, инструментами), так и магически-религиозными (амулетами, опознавательными знаками, паролями и т.д.), которые обеспечат ему, так же как живому путешественнику, благополучное продвижение вперед или переправу в иной мир, а затем и прием в нем. Следовательно, эти обряды в некоторых деталях идентичны обрядам, описанным в гл. III настоящей книги. Именно поэтому лопари стремились убить на могиле оленя, чтобы умерший мог совершить на нем трудное путешествие, прежде чем достигнет своего конечного места пребывания. По одним данным, оно продолжалось три недели, по другим — три года
1. Можно было бы привести множество аналогичных фактов. Идея перехода просматривается, между прочим, в обряде «обол Харону»2; во Франции умершего снабжали самой большой серебряной монетой, для того «чтобы его получше приняли в ином мире»3. Подобный обряд есть в современной Греции. У славян деньги предназначены для оплаты затрат на путешествие, а японские буддисты считают, что их надо дать старухе, которая пропускает через реку Сандзё, которая отделяет потусторонний мир; бадага платят деньги, чтобы пройти по нити мертвых. Мусульмане могут пройти по тонкому как лезвие сабли мосту, только если они чисты или «праведны»; в «Авесте» написано, что мост Чинват охраняют собаки, в «Ригведе» четырехглазые псы Ямы охраняют дороги, ведущие к одному из загробных мест пребывания древних индийцев (это нечто вроде пещеры — «огороженное место, укрытое и замкнутое», куда ведет подземный ход4).
гам, см. там же, с. 126—129; о соответствующих похоронных обрядах см. там же, с. 120, примеч. на с. 121, 124—126. По их поверьям, душа тратит 75 дней на путешествие, но траур длится лишь 60 дней; коллективная трапеза и поминки абсолютно обязательны; обряд «последней закуски» дополняет рацион умершего в ином мире, как правило скудный.
1 Харузин Н. Русские лопари. М., 1890, с. 157—158. О других фактах того же порядка cp.: Михайловский Н.M. Шаманство, с. 19—24.
2 Ср.: Andrée R. Totenmünze. — Ethnographische Parallelen, с. 24—29; Mèlusine, везде.
3 Thiers J.-B. Traité des superstitions. P., 1667; по поводу других французских параллелей см.: Sébillot P. Le Folk-Lore de France. P, 1907. T. I, c. 419, где можно встретить сведения о переправе через внутреннее море на пути в ад.
4 Cp.: Oldenberg H. La religion du Véda. P., 1903, c. 450—462; другое место находится на небе; Ольденберг прав, считая эти две концепции независимыми и сопоставимыми, но это не элементы дуалистической системы. Сосуществование различных верований у одного народа — явление довольно частое. Локализация некоторых умерших в одном мире, а других — в ином отвечает не этическому принципу, а социальному и магически-религиозному.
142
Обязанность показывать мертвым дорогу или вести их группами (psychopompes) возлагается на особые силы (магов, демонов, божества). Роль Ириса и Гермеса-Меркурия достаточно известна. У муско-гов проводника умершего к загробным прериям во время обряда снятия траура изображает молодой воин, который принимает имя умершего. Он несколько миль скачет верхом, затем поворачивает и возвращается; с этих пор он носит имя умершего и считается приемным сыном его родителей
1 Ср. Hertz R Contribution à l'étude d'une représentation collective de la mort — Année sociologique. T. X (1907), c. 50-66. Подробные описания загробного мира, путешествий в этот мир и т.д. см.: Kruijt A.-C. Het Animisme in den Indischen Archipel. La Haye, 1906, с. 323—385 (работа, основанная, впрочем, на теориях и точках зрения Тэйлора, Вилькена и Летурно).
2 Rivers H. The Toda. L, 1906, с. 336-404; описание обрядов ср.: Thurston E. Ethnographical Notes in Southern India. Madras, 1906, c. 145-146, 172-184.
3 Я оставляю им название, которое дает информатор, хотя обдорские остяки представляют собой смешение настоящих остяков с самоедами; ср.: GennepA.., van. Origine et fortune du nom de peuple «Ostiak». — Këleti Szemle. Budapest, 1902, c. 13-22.
4 Гондатти H.Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. M., 1888, с. 43. Этот автор указывает срок траура в шесть месяцеа По его сведениям, вдова кладет куклу рядом с собой. У иртышских остяков, согласно Патканову
138
истечении этого срока куклу относят на могилу. Траур по мужчине длится пять месяцев, по женщине — четыре месяца. Мертвые отправляются длинным и извилистым путем на север, где находится страна мертвых; там темно и холодно1; длительность пути, по-видимому, соответствует продолжительности хранения куклы.
Таким образом, в похоронных обрядах выделяются предварительные, промежуточные и окончательные стадии, когда умерший достигает своего последнею пристанища. Северные остяки помещают страну мертвых за устьем Оби, в Северном Ледовитом океане2
. Она освещается лишь лунным светом Недалеко от этого места расходятся три дороги, которые ведут к трем входам: один предназначен для убиенных, утопленников, самоубийц и т.д., другой — для иных грешников и третий — для тех, кто жил обычной жизнью. Для иртышских остяков иной мир — это небо; это восхитительная страна, куда поднимаются по лестницам, высотой от 100 до 300 метров каждая, или карабкаются по цепи, по которой, как гласят эпические легенды3, боги, сакральные медведи, может быть, тотемы4 и мертвые иногда спускаются на землю. Я полагаю, что должна быть связь между продолжительностью хранения кукол и продолжительностью путешествия в иной мир.
Похоронные обряды колов в Индии5 являются примером сочетания известных профилактических обрядов и обрядов перехода. Вот их последовательность: 1) тотчас после смерти труп кладут на землю, «чтобы душе было легче найти путь к местопребыванию мертвых», расположенному под землей; 2) труп обмывают и окрашивают в желтый цвет, чтобы прогнать демонов, которые могли бы задержать душу на пути в иной мир; 3) с той же целью собравшиеся родственники и соседи исторгают жалобные вопли; 4) труп кладут на подставку ногами вперед, чтобы душа не нашла дорогу в хижину; с той же целью похоронная процессия движется к месту захоронения обходными путями; 5) в погребальной процессии не
__________________________________________________________
(Патканов С.К Иртышские остяки. СПб., 1897, с 146), кукла в настоящее время заменяется подушкой и нательным бельем покойного.
1 Бартенев В. В. Погребальные обычаи обдорских остяков — Живая старина. Т. V (1905), с. 487-492; Гондатти Н.Л. Следы язычества, с. 44.
2 Я не понимаю, почему Гондатти и вслед за ним Патканов (с. 146), говоря об этом мире, называет его «подземным», тогда как он подводный; впрочем, в представлениях вогулов и остяков по этому поводу имели место христианские вкрапления (дьявол, ад, наказание). Это не подлежит сомнению.
3 Патканов С.К. Иртышские остяки, с. 146.
4 Ср. мое резюме в RHR (1899, T. XL) записок Н-Харузина (KharouzineN. Le serment par l'ours et le culte de l'ours chez les Ostiak et les Vogoul).
5 Cp. Hahn F. Einführung in das Gebiet der Kolsmission, с. 82—88.
139
должно быть ни детей, ни девушек; женщины голосят, мужчины хранят молчание; 6) каждый мужчина несет кусок сухого дерева, чтобы потом бросить его в костер; 7) туда, где будет костер, кладут рис, инструменты (в зависимости от пола умершего), в рот покойнику вкладывают рисовые хлебцы и серебряные монеты для его путешествия, так как душа — «тень тела»; 8) после ухода женщин разводят костер
1, в нем сжигают умершего вместе с носилками, чтобы помешать ему возвратиться; 9) мужчины собирают обгоревшие кости, кладут их в горшок, который относят в дом умершего и подвешивают к столбу; 10) по дороге рассыпают зерна риса, перед дверью кладут пишу, для того чтобы умерший, если он вернется, несмотря на принятые меры предосторожности, мог бы поесть и никому не причинил вреда; 11) всю утварь, ставшую «нечистой», уносят подальше, опасаясь, что умерший может в нее спрятаться; 12) устраивают сакральную трапезу, после которой дом считается очищенным; 13) по истечении определенного времени наступает церемония «обручения», или «соединения умершего с жителями нижнего мира»; поют свадебные песни, танцуют, и женщина, которая несет горшок с костями, пританцовывает; 14) процессия, имитирующая свадебную, с музыкой и т.д. отправляется к деревне, откуда были родом умерший и его предки; 15) горшок помещают в небольшое углубление, над которым водружают камень (вертикально); 16) по возвращении все участники церемонии должны искупаться.
Те, кто был искалечен, погиб от руки кровожадного человека или по воле несчастного случая, становятся злыми духами и не могут отправиться в страну мертвых. Эта страна — место пребывания предков. Туда отправляются только те, кто состоял в браке2; время от времени они возвращаются на землю и, когда им захочется, перевоплощаются в новорожденных, особенно это свойственно дедушкам и прадедушкам3.
1 Если идет сильный дождь, труп закапывают, следуя определенным обрядам, чтобы после сезона дождей выкопать его и сжечь; в этом случае церемония проходит в три этапа.
2 Ср. выше, с. 123.
3 Я привел эти свидетельства, так как они подтверждают сказанное мной на с. 53 относительно обычая класть новорожденных на землю, как это делают колы (см. Hahn F. Gebeit det Kolmission, с. 72), и умерших. В этом обряде Дитерих (Dieterich A. Die Mutter Erde, с. 25-29) объединил параллели, трактуемые им как «возвращение в лоно Матери-земли»; мы видим, что здесь эта теория неприемлема. Добавлю, что колы погребают детей, но не сжигают их, «потому что у них нет души» (колы обретают душу лишь в день свадьбы), и дети не имеют права идти в страну предков. Ведь цель кремации как раз в том, чтобы открыть доступ в страну мертвых. Следовательно, рушится также другая теория Дитериха (там же, с. 21—25).
140
Здесь не место давать сравнительное описание загробных миров1. Согласно распространенному представлению, загробный мир подобен нашему, но более приятный, общество там организовано так же, как и здесь. Так что каждый умерший оказывается включенным в род, возрастной класс, имеет профессию и т.д., как это было на земле. Следовательно,
логично предположить, что дети, еще не включенные в сообщество живущих, не могут попасть и в иной мир. Таким образом, дети, умершие до католического крещения, вечно остаются в промежуточном мире — чистилище. Полуцивилизованные народы погребают ребенка, не имеющего имени или не прошедшего обряда обрезания, без обычных церемоний, или просто выбрасывают его, или сжигают. Особенно это принято у тех народов, по представлениям которых у ребенка еще нет души.
Путешествие в другой мир и вход в него сопровождаются серией обрядов перехода, различающихся деталями в зависимости от расстояния и месторасположения иного мира. Вначале отмечу Острова Мертвых (Египет2, Ассиро-Вавилония3, Гадес из XI песни «Одиссеи»4, греки различных эпох и регионов, кельты5, полинезийцы6, австралийцы7 и другие). Отсюда, по-видимому, берет начало практика снабжать умершего лодкой с веслами или класть в могилу миниатюрную копию лодки. Некоторые народы воображают иной мир как крепость, окруженную стенами, ворота которой заперты на засов (таков шеол у иудеев8, аралу у вавилонян9). В представлениях других народов иной мир — это пространство, разделенное на ячейки (дуат у египтян) или расположенное на высокой горе (у даяков и др.) либо находящееся внутри горы (в ведической Индии и др.). Здесь важно подчеркнуть следующее: так как умершему предстоит совершить путешествие10, живые заботятся о том,
1 Кроме прочего, см.: Tylor E.-B. The Primitive Culture, гл. XIII.
2 О полях и островах иалу (ялу), о суде над умершим и его путешествии см.: Maspéro G. Histoire ancienne des peuples de l'Orient classique. P, 1895. T. I, c. 180 и др. Там же см. библиографию.
3 Maspéro G. Там же, с. 574 и везде.
4 Кроме прочего, см.: Rohde E. Psyché. Fribourg-en-Brisgau, 1898; Dieterich A. Nekyia. Lpz, 1893; Reinach. Victor Bérard et l'Odyssée. — Les Essais. 1904, с. 189-193.
5 Meyer K., Nutt A. The Voyage of Bran (Grimm Library). L, 1895.
6 Zemmrich J. Toteninseln und verwandte geographische Mythen. — Int Archiv für Ethnogr. T.IV.
7 Cp.: Strehlow-LeonhardiJh. Die Aranda und Luritja-Stamme. T. I (1907), c, 15; t II (1908), c. 6. Francfort
8 Cp: Schwally. Das Leben nach dem Tode. Giessen, 1892.
9 Maspéro G. Histoire ancienne, t I, с. 693 и др.
10 О мирах мертвых в представлении сабиев ср: Siouffi N. Études sur la religion des Soubbas, c. 156—158; о путях, которые туда ведут и связывают один мир с дру-
141
чтобы снабдить его всеми необходимыми предметами, как материальными (одеждой, пищей, оружием, инструментами), так и магически-религиозными (амулетами, опознавательными знаками, паролями и т.д.), которые обеспечат ему, так же как живому путешественнику, благополучное продвижение вперед или переправу в иной мир, а затем и прием в нем. Следовательно, эти обряды в некоторых деталях идентичны обрядам, описанным в гл. III настоящей книги. Именно поэтому лопари стремились убить на могиле оленя, чтобы умерший мог совершить на нем трудное путешествие, прежде чем достигнет своего конечного места пребывания. По одним данным, оно продолжалось три недели, по другим — три года
1. Можно было бы привести множество аналогичных фактов. Идея перехода просматривается, между прочим, в обряде «обол Харону»2; во Франции умершего снабжали самой большой серебряной монетой, для того «чтобы его получше приняли в ином мире»3. Подобный обряд есть в современной Греции. У славян деньги предназначены для оплаты затрат на путешествие, а японские буддисты считают, что их надо дать старухе, которая пропускает через реку Сандзё, которая отделяет потусторонний мир; бадага платят деньги, чтобы пройти по нити мертвых. Мусульмане могут пройти по тонкому как лезвие сабли мосту, только если они чисты или «праведны»; в «Авесте» написано, что мост Чинват охраняют собаки, в «Ригведе» четырехглазые псы Ямы охраняют дороги, ведущие к одному из загробных мест пребывания древних индийцев (это нечто вроде пещеры — «огороженное место, укрытое и замкнутое», куда ведет подземный ход4).
гам, см. там же, с. 126—129; о соответствующих похоронных обрядах см. там же, с. 120, примеч. на с. 121, 124—126. По их поверьям, душа тратит 75 дней на путешествие, но траур длится лишь 60 дней; коллективная трапеза и поминки абсолютно обязательны; обряд «последней закуски» дополняет рацион умершего в ином мире, как правило скудный.
1 Харузин Н. Русские лопари. М., 1890, с. 157—158. О других фактах того же порядка cp.: Михайловский Н.M. Шаманство, с. 19—24.
2 Ср.: Andrée R. Totenmünze. — Ethnographische Parallelen, с. 24—29; Mèlusine, везде.
3 Thiers J.-B. Traité des superstitions. P., 1667; по поводу других французских параллелей см.: Sébillot P. Le Folk-Lore de France. P, 1907. T. I, c. 419, где можно встретить сведения о переправе через внутреннее море на пути в ад.
4 Cp.: Oldenberg H. La religion du Véda. P., 1903, c. 450—462; другое место находится на небе; Ольденберг прав, считая эти две концепции независимыми и сопоставимыми, но это не элементы дуалистической системы. Сосуществование различных верований у одного народа — явление довольно частое. Локализация некоторых умерших в одном мире, а других — в ином отвечает не этическому принципу, а социальному и магически-религиозному.
142
Обязанность показывать мертвым дорогу или вести их группами (psychopompes) возлагается на особые силы (магов, демонов, божества). Роль Ириса и Гермеса-Меркурия достаточно известна. У муско-гов проводника умершего к загробным прериям во время обряда снятия траура изображает молодой воин, который принимает имя умершего. Он несколько миль скачет верхом, затем поворачивает и возвращается; с этих пор он носит имя умершего и считается приемным сыном его родителей