Файл: Психология как наука и практика. Предмет психологии. Психические явления, изучаемые психологией. Психические процессы, состояния, свойства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы к экзамену
-
Психология как наука и практика. Предмет психологии. Психические явления, изучаемые психологией. Психические процессы, состояния, свойства.
Психология (рsyche – душа, logos – понятие, учение) - наука о психике и психических явлениях.
Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.
Предмет психологиименялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.
В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.
Психические явления
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
-
Источники и основные типы психологических знаний. Особенности и отличия каждого типа.
Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:
-
житейская психология, -
научная психология, -
практическая психология,
Ее главная цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются индивидуальностьчеловека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии).
Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов.
Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность.
Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются.
Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека.
Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл.
В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы.
Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний.
-
искусство,
Психологические знания обнаруживаются в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, в театре и кино. В них зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, конечно, художественной литературе.
Психологические знания в искусстве носят образный характер. Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер.
Психологические знания в искусстве фрагментарны.
Эмоциональность — еще одна типичная черта психологических знаний в искусстве.
Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — принятие и узнаваемость образов читателем
, зрителем, слушателем.
-
иррациональная психология.
Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами.
Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. К иррациональной психологии относятся также эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога,нумерология, хиромантия и т.п.).
Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны эзотерике. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.
Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности — вера и опыт переживания соответствующих состояний.
Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и применимыми в любых обстоятельствах. Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность.
К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения.
-
Типы психологических знаний и профессиональное занятие психологией.
Типы психологических знаний (см. 2 вопрос)
Профессиональное занятие психологией (см. 4 вопрос)
-
Типы и сферы профессиональной деятельности психолога.
Научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей);
Научно-исследовательская работа в области фундаментальной и прикладной психологии – один из наиболее распространенных типов и престижных типов деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений).
Научно-психологические исследования характеризуются объективностью, обобщенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты и понятия. Излагаются на языке научной психологии, понятном профессиональным психологам и не всегда доступном неподготовленному читателю. Основные задачи исследовательской деятельности:
-
Объяснение психологических феноменов; -
Доказательство тех или иных теоретических положений (гипотез); -
Прогнозирование определенных психологических фактов.
Результаты исследований излагаются в научных публикациях (книгах и статьях) и выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Психологические книги могут иметь разного адресата. В зависимости от этого они бывают разных жанров. Первый тип – это научные книги, которые предназначаются для коллег – профессиональных психологов. Второй тип публикаций – это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Третий тип – это научно-популярные книги, которые предназначены для широкого круга читателей.
Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследователи служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и учебных институтов. Для проведения научно-исследовательской работы по актуальной психологической тематике могут присуждаться гранты научных фондов, которые обеспечивают финансирование соответствующей деятельности ученых.
Практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика).
Обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей). (подробнее в вопросе 5)
Обучение психологическим знаниям. Цель преподавания заключается в распространении психологических идей, в подготовке будущих ученых. Психолог-преподаватель должен иметь не только, но и уметь передать их студентам. Чтобы быть успешным
, он должен соответствовать следующим критериям:
1. иметь широкую образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, а также быть эрудированным в других науках;
2. фундаментально знать преподаваемый предмет;
3. уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
4. владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
5. уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;
6. обладать наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
7. уметь создать у студентов мотивацию к усвоению учебного материала;
8. обладать коммуникативными и организаторскими способностями;
9. владеть педагогическим тактом.
Типы образовательных программ и учебных заведений, в рамках которых преподается психология.
1. Преподавание психологии студентам, обучающимся по специальности «психология»;
2. Преподавание психологии студентам, обучающимся профессиям, работа которых непосредственно связана с людьми;
3. Преподавание психологии как общеобразовательного учебного предмета, где психологические знания не являются профессионально необходимыми, а выполняют общеобразовательную функцию;
4. Обучение психологическим знаниям и умениям вне рамок учебных программ основного среднего и высшего образования (повышение квалификации).
-
Основные направления, формы и сферы деятельности практического психолога.
Основная цель практической психологической работы – непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни. Ключевыми фигурами практической психологической работы являются заказчик, клиент и психолог. Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех позиций психолога-практика: эксперта, учителя или консультанта.
Психолог как эксперт – носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологическую экспертизу какого-либо решения, проекта, события. Психолог как учитель занят передачей специальных знаний, которые необходимы людям для эффективной организации их деятельности. Практический психолог в позиции учителя проводит психологические тренинги, деловые игры и другие активные методы обучения. Учитель выполняет свою миссию до того, как работа началась. Психолог-консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент. Его задача – оказать психологическую помощь клиенту в выполнении работы.