Файл: Психология как наука и практика. Предмет психологии. Психические явления, изучаемые психологией. Психические процессы, состояния, свойства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В качестве основных факторов риска, влияющих на развитие и становление личности подростка, следует выделить:
медико-биологические (группа здоровья, наследственные факторы, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия появления на свет, заболевания матери, отца, их образ жизни, травмы внутриутробного развития);
социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни);
психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспехи в социальной адаптации, трудности общения, Негативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, девиантное и асоциальное поведение, аддиктивные привычки - алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания);
педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения психофизиологическому развитию детей, когнитивным возможностям, а также поведенческая и психоневрологическая школьная дезадаптация).
К группе риска в настоящее время относят следующие категории детей и подростков:
дети и подростки с проблемами в развитии, в том числе имеющие резко выраженные психопатологические и неврологические отклонения;
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных неблагоприятных обстоятельств;
дети из неблагополучных асоциальных семей;
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально- психической помощи и поддержке;
дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Влияние медико-биологических факторов на развитие детей и подростков. Риск для подростков - ожидаемое неблагополучие. Он проявляется при неуспехе в деятельности и приводит к осложнениям в жизни ребёнка, препятствует его адаптации в обществе. Ребенок и подросток с ограниченными возможностями здоровья чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате чего за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка, отделяя его от сверстников и социума в целом.
Таким образом, дети группы риска, имеющие ограничения жизнедеятельности, юридически считаются детьми, не требующими особого отношения (у них есть родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически они оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной
мере или попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН и другими законодательными актами, а именно: право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития, право на образование, на освоение культурного многообразия. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Часто они или не в состоянии их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но и не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих. Оказанная им в нужный момент помощь могла бы поддержать подростка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, а в дальнейшем и понимание смысла жизни.
Оказание необходимой помощи - это крайне сложный и длительный процесс. Изменить ребенка любого возраста чрезвычайно трудно, так как он уже имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы (психические, физические, сексуальные), испытал недостаток любви и заботы со стороны родителей, последствия разного вида депривации, почувствовал на себе отчужденность общества и равнодушие государства. Деятельность специалистов, воспитывающих такого ребёнка, требует особых знаний, владения специфическими методами и приемами, предполагает наличие особой организации, объединяющей профессионалов разного профиля и позволяющей выявлять, определять и разрешать проблемы таких детей. Данная категория детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной, социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Разрабатывать программы развития таких детей, обеспечивать им адекватное сопровождение следует в соответствии с современной теорией и передовой практикой и при этом максимально учитывать особенности каждой личности. <…>
Влияние социально-экономическцх факторов на развитие детей и подростков. Социологические исследования показывают крайне неблагополучную картину результатов воспитания детей, на которых влияют социально-экономические факторы. Это в первую очередь касается выпускников специальных детских домов и интернатов. Как известно, статистика приводит следующие данные: 40% - зарегистрированные правонарушители; 30% - страдают алкоголизмом, наркоманией; 10% - совершали неоднократные суицидные действия. Даже те, кто не входит в эти статические показатели, как правило, с трудом могут, покинув стены учреждений, самостоятельно адаптироваться к жизни в обществе, найти в ней свое место, устроить быт, создать семью. Во многом это объясняется тем, что дети, лишенные постоянного контакта с родителями, развиваются неблагополучно. <…>
Неблагоприятные психологические факторы развития приводят к появлению детей и подростков, характеризующихся девиантным поведением. <…> Причем для одних - это такие формы девиантносги, как суицид, преступность, различные формы наркотической зависимости, сексуальные девиации, к которым относят и проституцию; для других - девиантное поведение при психических расстройствах; для третьих - поведенческие девиации, достигающие по силе и тяжести патологического уровня. <…>
Отклоняющееся поведение, являясь результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации в достаточно раннем возрасте. <…> В зависимости от характера и природы дезадаптации выделяются патогенная, психосоциальная и социальная дезадаптация, которые могут быть представлены в личности подростка как отдельно, так и в сложном сочетании.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых - серьезные органические повреждения центральной нервной системы.
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы. Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.).
К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и, прежде всего, кризис подросткового возраста. В подростковом возрасте переживается как бы глобальный психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис. Он связан с ускоренным и неравномерным развитием различных систем организма: костно-мышечной, сердечно-сосудистой, эндокринной. В этот же период подросток стремится к самоутверждению, к активному общению со сверстниками и автономизации от взрослых. Процесс активного формирования самооценки и самосознания, совпадающий с половым созреванием, делает подростка конфликтным, трудным как для окружающих, так и для него самого, что приводит в конечном итоге к различным, и, как правило, временным проявлениям его дезадаптации.
Временные формы психосоциальной дезадаптации могут быть также вызваны различными конфликтными ситуациями в общеобразовательной школе, дома, со сверстниками, на улице, общественных местах (на дискотеках, в кино) и т.д.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. Термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как к ним сформируется зависимость. Аутоагрессивное поведение человека направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами, одним из результатов аутоагрессии являются суицидальные действия. <…>
Влияние педагогических факторов на развитие детей и подростков.
<…> Глубина социальной и педагогической запущенности проявляется в степени выраженности асоциальных форм поведения, но не всегда совпадает со степенью тяжести совершенных проступков и правонарушений. С учетом всесторонней информированности о причинах, содержании и проявлении педагогической запущенности должны разрабатываться концепции и проекты по профилактики и коррекции негативных явлений у детей и подростков. Характеризуя в самом общем виде эти группы детей и подростков, следует отметить не только их педагогическую запущенность (игнорирование образовательных учреждений или фрагментарную посещаемость), но и отсутствие за ними медико-психологического контроля, социальной поддержки в семье, ведущей часто асоциальный образ жизни, или находящейся в среде криминальной направленности. <…>
В образовательных учреждениях обучаются дети с разными учебными возможностями. Интеграция в системе образования открывает новые возможности минимально ограничивающей альтернативы для лиц с особыми образовательными потребителями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или с равными возможностями в образовательном учреждении общего назначения. Еще Л.С. Выготский говорил о необходимости создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общения с детьми, характеризующимися нормальным развитием. Возникает необходимость создания для детей с ограничениями жизнедеятельности таких условий, где все приспособлено к дефекту ребенка, вследствие чего он не фиксирует внимание на своем недостатке. Выготский считал, что компенсировать недостаток необходимо не в биологическом, а в социальном аспекте.
Педагог, который работает с ребенком, имеет дело не с биологическими факторами, а с социальными последствиями. Таким образом, помощь детям с недостатками развития должна быть осуществлена так, чтобы ведущими условиями оптимизации развития таких детей выступала нормализация и интеграция детей в социум. Нормализация рассматривается как принцип, согласно которому обществу следовало формировать гуманистическое отношение к группам детей с разными образовательными потребностями. <…>
Технологии изучения состояния социальной адаптации детей группы риска, посещающих реабилитационные и образовательные учреждения.
Понятие «социальная адаптация» ребёнка используется в том случае, когда необходимо акцентировать внимание на явлении, связанном с осваиванием новой социальной среды в определенные временные рамки. Причем освоение этой среды может проходить и на индивидуальном и на групповом уровнях. Социальная адаптация выступает механизмам социализации, которая представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях. Процесс социальной адаптации рассматривается на трех уровнях:
общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
социальная группа (микросреда) - адаптация человека, когда обнаруживается несовпадения интересов человека с социальной группой (коллективом, семьей, учебной группой и пр.);
сам индивид (внутриличностная адаптация), когда обнаруживается стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других людей.