Файл: Кафедра ато материалы для промежуточной аттестации по дисциплине Ноксология для студентов заочной формы обучения для профиля подготовки 25. 03. 04. 04 Авиатопливное обеспечение воздушных перевозок и авиационных работ.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра АТО
Материалы для промежуточной аттестации по дисциплине «Ноксология» для студентов заочной формы обучения для профиля подготовки 25.03.04.04 – Авиатопливное обеспечение воздушных перевозок и авиационных работ
2 семестр
Формы контроля: зачёт
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Вопросы для самоконтроля
ТЕМА 1
-
Понятие и предмет ноксологии. -
Цели и задачи ноксологии. -
Основные понятия и определения Ноксологии («Техносфера», «Ноксология», «Опасность», «Биосфера», «Ноксосфера»). -
Эволюция человечества. -
Эволюция окружающей среды. -
Эволюция мира опасностей. -
Этапы развития человеко- и природозащитной деятельности в России. -
Системы безопасности, существующие в РФ. -
Основные понятия и определения («ТБ», БЖД, ЗОС, «Техника безопасности», «Безопасность (охрана) труда») -
Классификация опасностей. Паспорт опасности. -
Классификация реализованных опасностей. -
Понятия «Авария», «Катастрофа», «Происшествие», ЧП, ЧС, «Стихийное бедствие».
ТЕМА 2
-
Энергообмен человека. -
Теплообразование и температура тела человека. -
Влияние метеорологических условий на теплообразование и температуру тела человека. -
Механизмы теплообмена. -
Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека. -
Массообмен человека. -
Информационный обмен человека. -
Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека.
ТЕМА 3
-
Повседневные факторы: климатические, почвенные, топографические, водной среды). -
Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности. -
Вредные вещества. -
Классификация химических вредных веществ. -
Показатели токсичности, формы отравления. -
Пути поступления токсических веществ в организм. -
Классификация комбинированного действия вредных веществ. -
Вибрации, классификация. -
Действие вибрации на человека, вибрационная болезнь. -
Акустический шум, влияние шума на организм человека. -
Землетрясения и наводнения. -
Штормовые ветры, метели и заносы. Грозы. -
Торфяные и лесные пожары. -
Просадки и провалы. -
Инфразвук и ультразвук. -
Неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Лазерное излучение. -
Ионизирующие излучения. -
Воздействие техносферы на атмосферу, гидросферу, литосферу. -
Промышленные и бытовые отходы. -
Электрический ток. Электрическая дуга. -
Механическое травмирование. Системы повышенного давления. -
Транспортные аварии. -
Региональные и глобальные чрезвычайные опасности. -
Химические аварии. -
Радиационные аварии. -
Классификация АХОВ. -
Химически опасные объекты, их классификация. -
Зоны химического заражения). -
Пожары. Условия возникновения пожара, зоны горения, виды горения, классификация и основные факторы пожаров. -
Взрывы, классификация. Степень воздействия ударной волны).
ТЕМА 4
-
Определение численности пострадавших в зоне действия источника опасностей. -
Пути минимизации людских потерь в техносфере. -
Принципы ноксологии. -
Зависимость жизненного потенциала от интенсивности воздействия фактора -
Защита селитебных и природных зон. -
Варианты взаимного положения опасных зон и зоны пребывания человека в производственных условиях. -
Основные подходы к защите от опасностей. -
Варианты использования ЭБЗТ. -
Классификация СИЗ. -
Классы условий труда. -
Внешние средства защиты атмосферного воздуха от выбросов. -
Снижение выбросов автотранспорта, пути уменьшения токсичности и объемов выбросов от автотранспорта. -
Защита гидросферы от стоков. -
Защита земель и почв от загрязнения. -
Методы переработки ТБО. -
Методы и пути достижения минимизации АТО. -
Основные проблемы глобального воздействия техносферы.
ТЕМА 5
-
Абсолютные и относительные показатели негативного влияния опасностей. -
Показатели, отражающие опасность жизнедеятельности. -
Продолжительность жизни людей. -
Основные травмирующие факторы. -
Опасные профессии; производственный травматизм в России. -
Основные профессиональные заболевания в России. -
Потери от чрезвычайных опасностей. -
Смертность населения от внешних причин. -
Потребление алкоголя, курение. -
Демографическое состояние России и пути его улучшения. -
Роль личности в достижении безопасности жизнедеятельности.
Типовые контрольные задания для самопроверки
Составить паспорт опасности
Примерный перечень опасностей для составления паспорта опасности
1 | Взрыв у метро террориста-смертника с жертвами (7 человек) |
2 | Железнодорожная катастрофа из-за ошибки диспетчера (12 погибших) |
3 | Частое пользование сотовым телефоном |
4 | Проживание около телевышки |
5 | Пожар в лесу из-за окурка (травмы (ожоги) у 5 человек) |
6 | Авария на АЭС с выбросом радиации. Причина – цунами (Фукусима) |
7 | Автоавария по вине неисправности тормозной системы (2 чел. травмированы) |
8 | Шум в металлургическом цехе |
9 | Взрыв бытового газа в жилом доме по вине жильца (7 чел. травмированы) |
10 | Работа рентгенологом в больнице |
11 | Загрязнение почвы пестицидами |
12 | Торнадо над деревней с повреждением зданий |
13 | Камнепад на горной дороге с повреждением автомобиля |
14 | Авиакатастрофа по вине пилота (50 чел. погибших) |
Примерный перечень вопросов к зачёту
-
Понятие и предмет ноксологии; цели и задачи. -
Основные понятия и определения Ноксологии. -
Эволюция человечества и окружающей. -
Эволюция мира опасностей. -
Становление и развитие учения о человеко- и природозащитной деятельности. -
Классификация опасностей. -
Классификация реализованных опасностей. -
Энергообмен человека. -
Теплообразование и температура тела человека. -
Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека. -
Массообмен человека. -
Информационный обмен человека. -
Повседневные естественные опасности. -
Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности. -
Вредные вещества. -
Вибрации. -
Акустический шум. -
Землетрясения и наводнения. -
Штормовые ветры, метели и заносы. Грозы. -
Торфяные и лесные пожары. Просадки и провалы. -
Инфразвук и ультразвук. -
Неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Лазерное излучение. -
Ионизирующие излучения. -
Постоянные региональные и глобальные опасности. -
Локальные чрезвычайно действующие опасности. -
Региональные и глобальные чрезвычайные опасности. -
Химические и радиационные аварии. -
Пожары и взрывы. -
Безопасность работающих и населения. -
Защита селитебных и природных зон. -
Опасные зоны и варианты защиты от опасностей. -
Коллективная и индивидуальная защита работающих и населения. -
Защита атмосферного воздуха от выбросов. -
Защита гидросферы от стоков. -
Защита земель и почв от загрязнения. -
Минимизация антропогенно-техногенных опасностей. -
Показатели негативного влияния опасностей. -
Потери от опасностей в быту, на производстве и в селитебных зонах. -
Демографическое состояние России и пути его улучшения. -
Культура безопасности.
Практические задания
1. Составить паспорт опасности (в табличной форме) в соответствии с выданным заданием.
2. Выполнить расчет снижения продолжительности жизни населения, проживающего на территории, загрязненной радионуклидами. Расчет необходимо выполнить для конкретной плотности загрязнения территории.
Примеры тестовых заданий:
Примеры тестовых заданий:
Выберите правильный вариант ответа:
1. Автор классификации потребностей человека:
а) Мечников;
б) Шеффилд;
в) Маслоу;
г) Мор.
2. Какой принцип не относится к принципам ноксологии:
а) принцип существования внешних негативных воздействий на человека и природу;
б) принцип отрицания абсолютной безопасности;
в) принцип отсутствия негативных последствий происшествия;
г) принцип выбора путей реализации безопасного техносферного пространства.
3. Зоны с большими отклонениями фактора от оптимума это – …
а) зоны угнетения;
б) зоны комфорта;
в) зоны допустимых значений;
г) зоны смерти.
4. Совместное негативное влияние загрязняющих веществ на воздух городов и промышленных зон оценивают:
а) предельно допустимой концентрацией (ПДК);
б) радиационным фоном;
в) индексом загрязнения атмосферы (ИЗА);
г) категорией опасности предприятия (КОП).
Количество вопросов в тесте – 40. Время проведения тестирования – 30 минут.
Перечень учебной литературы, ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимых для освоения дисциплины (модуля).
Основная литература
-
Белов С.В. Ноксология : учебник для бакалавров / Белов С.В., Симакова Е.Н.; под общ. ред. С. В. Белова. - М.: Юрайт, 2012. - 429 с.
Дополнительная литература
-
Ноксология : метод. рекомендации по изучению дисциплины / сост. А. В. Калякин. Ульяновск : УВАУ ГА (И), 2015. 48 с. -
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для вузов / С. В. Белов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - 680 с. -
Белов С.В. Ноксология: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Техносферная безопасность» (280100 «БЖД» и 280200 «Защита окруж. среды»). Вып. 5 / С.В. Белов, Е.Н. Симакова. – М.: Изд-во «Новые технологии», 2010. – 24 с. -
Белов С.В. Ноксология: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Техносферная безопасность» (280100 «БЖД» и 280200 «Защита окруж. среды»). Вып. 6 / С.В. Белов, Е.Н. Симакова. – М.: Изд-во «Новые технологии», 2010. – 24 с.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
-
Электронный ресурс http://www.mhts.ru/ сайт кафедры «Экология и промышленная безопасность» МГТУ имени Н.Э. Баумана. -
Автоматизированная система контроля и обучения теоретическим знаниям по дисциплинам УИ ГА. -
Информационная система «Охрана труда и промышленная безопасность»
По вопросам, касающимся изучения дисциплины, обращаться на кафедру Авиатопливообеспечения (АТО)
Телефон: 8(8422)39-80-17;
e-mail: uvauga_ato@mail.ru