Файл: Кафедра ато материалы для промежуточной аттестации по дисциплине Ноксология для студентов заочной формы обучения для профиля подготовки 25. 03. 04. 04 Авиатопливное обеспечение воздушных перевозок и авиационных работ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кафедра АТО

Материалы для промежуточной аттестации по дисциплине «Ноксология» для студентов заочной формы обучения для профиля подготовки 25.03.04.04 – Авиатопливное обеспечение воздушных перевозок и авиационных работ

2 семестр
Формы контроля: зачёт

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Вопросы для самоконтроля

ТЕМА 1

  1. Понятие и предмет ноксологии.

  2. Цели и задачи ноксологии.

  3. Основные понятия и определения Ноксологии («Техносфера», «Ноксология», «Опасность», «Биосфера», «Ноксосфера»).

  4. Эволюция человечества.

  5. Эволюция окружающей среды.

  6. Эволюция мира опасностей.

  7. Этапы развития человеко- и природозащитной деятельности в России.

  8. Системы безопасности, существующие в РФ.

  9. Основные понятия и определения («ТБ», БЖД, ЗОС, «Техника безопасности», «Безопасность (охрана) труда»)

  10. Классификация опасностей. Паспорт опасности.

  11. Классификация реализованных опасностей.

  12. Понятия «Авария», «Катастрофа», «Происшествие», ЧП, ЧС, «Стихийное бедствие».

ТЕМА 2

  1. Энергообмен человека.

  2. Теплообразование и температура тела человека.

  3. Влияние метеорологических условий на теплообразование и температуру тела человека.

  4. Механизмы теплообмена.

  5. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека.

  6. Массообмен человека.

  7. Информационный обмен человека.

  8. Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека.

ТЕМА 3

  1. Повседневные факторы: климатические, почвенные, топографические, водной среды).

  2. Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности.

  3. Вредные вещества.

  4. Классификация химических вредных веществ.

  5. Показатели токсичности, формы отравления.

  6. Пути поступления токсических веществ в организм.

  7. Классификация комбинированного действия вредных веществ.

  8. Вибрации, классификация.

  9. Действие вибрации на человека, вибрационная болезнь.

  10. Акустический шум, влияние шума на организм человека.

  11. Землетрясения и наводнения.

  12. Штормовые ветры, метели и заносы. Грозы.

  13. Торфяные и лесные пожары.

  14. Просадки и провалы.

  15. Инфразвук и ультразвук.

  16. Неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Лазерное излучение.

  17. Ионизирующие излучения.

  18. Воздействие техносферы на атмосферу, гидросферу, литосферу.

  19. Промышленные и бытовые отходы.

  20. Электрический ток. Электрическая дуга.

  21. Механическое травмирование. Системы повышенного давления.

  22. Транспортные аварии.

  23. Региональные и глобальные чрезвычайные опасности.

  24. Химические аварии.

  25. Радиационные аварии.

  26. Классификация АХОВ.

  27. Химически опасные объекты, их классификация.

  28. Зоны химического заражения).

  29. Пожары. Условия возникновения пожара, зоны горения, виды горения, классификация и основные факторы пожаров.

  30. Взрывы, классификация. Степень воздействия ударной волны).


ТЕМА 4

  1. Определение численности пострадавших в зоне действия источника опасностей.

  2. Пути минимизации людских потерь в техносфере.

  3. Принципы ноксологии.

  4. Зависимость жизненного потенциала от интенсивности воздействия фактора

  5. Защита селитебных и природных зон.

  6. Варианты взаимного положения опасных зон и зоны пребывания человека в производственных условиях.

  7. Основные подходы к защите от опасностей.

  8. Варианты использования ЭБЗТ.

  9. Классификация СИЗ.

  10. Классы условий труда.

  11. Внешние средства защиты атмосферного воздуха от выбросов.

  12. Снижение выбросов автотранспорта, пути уменьшения токсичности и объемов выбросов от автотранспорта.

  13. Защита гидросферы от стоков.

  14. Защита земель и почв от загрязнения.

  15. Методы переработки ТБО.

  16. Методы и пути достижения минимизации АТО.

  17. Основные проблемы глобального воздействия техносферы.

ТЕМА 5

  1. Абсолютные и относительные показатели негативного влияния опасностей.

  2. Показатели, отражающие опасность жизнедеятельности.

  3. Продолжительность жизни людей.

  4. Основные травмирующие факторы.

  5. Опасные профессии; производственный травматизм в России.

  6. Основные профессиональные заболевания в России.

  7. Потери от чрезвычайных опасностей.

  8. Смертность населения от внешних причин.

  9. Потребление алкоголя, курение.

  10. Демографическое состояние России и пути его улучшения.

  11. Роль личности в достижении безопасности жизнедеятельности.

Типовые контрольные задания для самопроверки

Составить паспорт опасности

Примерный перечень опасностей для составления паспорта опасности

1

Взрыв у метро террориста-смертника с жертвами (7 человек)

2

Железнодорожная катастрофа из-за ошибки диспетчера (12 погибших)

3

Частое пользование сотовым телефоном

4

Проживание около телевышки

5

Пожар в лесу из-за окурка (травмы (ожоги) у 5 человек)

6

Авария на АЭС с выбросом радиации. Причина – цунами (Фукусима)

7

Автоавария по вине неисправности тормозной системы (2 чел. травмированы)

8

Шум в металлургическом цехе

9

Взрыв бытового газа в жилом доме по вине жильца (7 чел. травмированы)

10

Работа рентгенологом в больнице

11

Загрязнение почвы пестицидами

12

Торнадо над деревней с повреждением зданий

13

Камнепад на горной дороге с повреждением автомобиля

14

Авиакатастрофа по вине пилота (50 чел. погибших)


Примерный перечень вопросов к зачёту

  1. Понятие и предмет ноксологии; цели и задачи.

  2. Основные понятия и определения Ноксологии.

  3. Эволюция человечества и окружающей.

  4. Эволюция мира опасностей.

  5. Становление и развитие учения о человеко- и природозащитной деятельности.

  6. Классификация опасностей.

  7. Классификация реализованных опасностей.

  8. Энергообмен человека.

  9. Теплообразование и температура тела человека.

  10. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека.

  11. Массообмен человека.

  12. Информационный обмен человека.

  13. Повседневные естественные опасности.

  14. Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности.

  15. Вредные вещества.

  16. Вибрации.

  17. Акустический шум.

  18. Землетрясения и наводнения.

  19. Штормовые ветры, метели и заносы. Грозы.

  20. Торфяные и лесные пожары. Просадки и провалы.

  21. Инфразвук и ультразвук.

  22. Неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Лазерное излучение.

  23. Ионизирующие излучения.

  24. Постоянные региональные и глобальные опасности.

  25. Локальные чрезвычайно действующие опасности.

  26. Региональные и глобальные чрезвычайные опасности.

  27. Химические и радиационные аварии.

  28. Пожары и взрывы.

  29. Безопасность работающих и населения.

  30. Защита селитебных и природных зон.

  31. Опасные зоны и варианты защиты от опасностей.

  32. Коллективная и индивидуальная защита работающих и населения.

  33. Защита атмосферного воздуха от выбросов.

  34. Защита гидросферы от стоков.

  35. Защита земель и почв от загрязнения.

  36. Минимизация антропогенно-техногенных опасностей.

  37. Показатели негативного влияния опасностей.

  38. Потери от опасностей в быту, на производстве и в селитебных зонах.

  39. Демографическое состояние России и пути его улучшения.

  40. Культура безопасности.


Практические задания

1. Составить паспорт опасности (в табличной форме) в соответствии с выданным заданием.

2. Выполнить расчет снижения продолжительности жизни населения, проживающего на территории, загрязненной радионуклидами. Расчет необходимо выполнить для конкретной плотности загрязнения территории.

Примеры тестовых заданий:




Примеры тестовых заданий:



Выберите правильный вариант ответа:

1. Автор классификации потребностей человека:

а) Мечников;

б) Шеффилд;

в) Маслоу;

г) Мор.

2. Какой принцип не относится к принципам ноксологии:

а) принцип существования внешних негативных воздействий на человека и природу;

б) принцип отрицания абсолютной безопасности;

в) принцип отсутствия негативных последствий происшествия;

г) принцип выбора путей реализации безопасного техносферного пространства.

3. Зоны с большими отклонениями фактора от оптимума это – …

а) зоны угнетения;

б) зоны комфорта;

в) зоны допустимых значений;

г) зоны смерти.

4. Совместное негативное влияние загрязняющих веществ на воздух городов и промышленных зон оценивают:

а) предельно допустимой концентрацией (ПДК);

б) радиационным фоном;

в) индексом загрязнения атмосферы (ИЗА);

г) категорией опасности предприятия (КОП).

Количество вопросов в тесте – 40. Время проведения тестирования – 30 минут.
Перечень учебной литературы, ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимых для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература

  1. Белов С.В. Ноксология : учебник для бакалавров / Белов С.В., Симакова Е.Н.; под общ. ред. С. В. Белова. - М.: Юрайт, 2012. - 429 с.


Дополнительная литература

  1. Ноксология : метод. рекомендации по изучению дисциплины / сост. А. В. Калякин.  Ульяновск : УВАУ ГА (И), 2015.  48 с.

  2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для вузов / С. В. Белов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - 680 с.

  3. Белов С.В. Ноксология: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Техносферная безопасность» (280100 «БЖД» и 280200 «Защита окруж. среды»). Вып. 5 / С.В. Белов, Е.Н. Симакова. – М.: Изд-во «Новые технологии», 2010. – 24 с.

  4. Белов С.В. Ноксология: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Техносферная безопасность» (280100 «БЖД» и 280200 «Защита окруж. среды»). Вып. 6 / С.В. Белов, Е.Н. Симакова. – М.: Изд-во «Новые технологии», 2010. – 24 с.


Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

  1. Электронный ресурс http://www.mhts.ru/ сайт кафедры «Экология и промышленная безопасность» МГТУ имени Н.Э. Баумана.

  2. Автоматизированная система контроля и обучения теоретическим знаниям по дисциплинам УИ ГА.

  3. Информационная система «Охрана труда и промышленная безопасность»


По вопросам, касающимся изучения дисциплины, обращаться на кафедру Авиатопливообеспечения (АТО)

Телефон: 8(8422)39-80-17;

e-mail: uvauga_ato@mail.ru