Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВО "Астраханский Государственный Медицинский Университет"
Кафедра иностранных языков
Реферат на тему:
«Философия Древней Греции»
Выполнила: студентка 105 группы
Педиатрического факультета
Тлеулиева Э.А.
Проверила: Киселёва Л.А.
Содержание
-
Введение……………………………………………………………………………2 -
Что такое философия?……………………………………………………………..3 -
Становление философии Древней Греции……………………………………….5 -
Этапы развития философии Древней Греции……………………………………7 -
Заключение………………………………………………………………………...16 -
Список литературы…………………………………………………………………………17
Введение
При выполнении работы главная задача была в том, чтобы на основе изучения некоторых доступных источников раскрыть философию Древней Греции и показать наиболее важные, на мой взгляд, моменты. Далее изучить литературу по теме исследования и содержание философии Древней Греции, по результатам проделанной работы подвести основные итоги и сформулировать обобщающие выводы.
Актуальность выбранной темы может быть обоснована одновременно целым рядом обстоятельств, важнейшими из которых мне представляются два следующих.
Во-первых, философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества.
И, во - вторых, античная философия приобретает значение в современной философии, особенно в контексте проблем, связанных с определением роли и места человека в развивающемся мире, соотношения личности и общества, духовного мира человека и т.д.
Источниками для выполнения работы мне послужили справочная литература, а также учебники и учебные пособия.
Что такое философия?
Ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.
Философия - «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость).
Философия возникла в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке – в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении к другим формам человеческой духовной деятельности.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический характер. Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Зарождение ее совпадает с зачатками форм научных знаний и просто науки. Рождение философии означало рождение нового мышления - мышления, которое оперирует понятиями, категориями.
В самом общем смысле философия – это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека от примитивной полезности. Философские положения невозможно не только подтвердить на опыте, но даже опровергнуть. Философия равнодушна к отдельным фактам. Ее исходные положения формулируются с помощью предельно простых понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории.
Философское мышление критично, философ порой сомневается в основах собственной концепции. Предмет Философии противоречив, об этом свидетельствует противоречивость оценок. И. Кант противоречивый характер философии выразил в трех вопросах: «что я могу знать», «что я должен делать», «на что я могу надеяться». В этих вопросах сочетается не сочетаемое: сущее, должное и желаемое, возможное. Но именно это парадоксальное единство и составляет сущность человека.
Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию - учение о бытие, гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях. Порой выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию.
Функции, выполняемые Философией:
1. мировоззренческая
2. гносеологическая
3. методологическая
4. интегративная
5. критическая
6. аксиологическая
7. социальная
8. прогностическая.
Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира. В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два больших лагеря – материалистический и идеалистический.
Идеализм – учение, признающее исходным, первичным началом всего дух, идею, сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая – объективный идеализм.
Философы этого направления считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Вторая – субъективный идеализм. Субъективные идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.
Материализм – направление в философии, которое признает материю первичной, а сознание и мышление - вторичным. В учениях материалистов дается резкая критика философского идеализма, наносится удар религиозным идеям, обосновывается принцип материалистичности мира, поднимаются на щит силы и способности человеческих чувств и разума.
Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии.
Становление философии Древней Греции
Зарождение философии Древней Греции стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободе, отделению умственного труда от физического.
Образ жизни древних греков был деятельным и энергичным. Греция была рабовладельческим государством. Рабство носило и "домашний" характер: рабы использовались не только для тяжелой работы. Они могли быть учителями, управляющими, советниками. Моральные качества имели сильную моральную мотивацию. В полисах-городах-государствах была чрезвычайно высокой социальная интеграция, и вследствие этого ярко выраженное коллективистское самосознание. Такая мотивация делает общественное признание важнейшим эмоционально-действующим фактором.
Становление полиса и развитие философии в Древней Греции - весьма тесно связанные между собой явления. Социальная структура полиса и склад мышления в нем во многом объясняют особенности рационального мышления греков.
Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний: математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области
исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает
развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы
собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных.
Характерная особенность древнегреческой философии состоит прежде всего в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII-IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось
усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока - в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки: математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.
Первые элементы философского мышления проявились уже в произведениях древнегреческих историков - Гомера, Геродота, Фукидида. Ими ставились и подвергались осмыслению вопросы о происхождении мира и его развитии, о человеке и его судьбе, развитии общества во времени.
Три понимания философии в Древней Греции: философия как влечение духа к совершенному знанию; философия как первая из наук; философия как искусство мысли.
Греческая философия выступала, как всеобъемлющая наука, как наука наук, включающая в себя вследствие неразвитости научного мышления все области знания.
Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям «свободных», то есть по преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения.
История древнегреческой философии – это история борьбы первоначального, наивного материализма против различных идеалистических учений. На протяжении VI-IX вв. до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.
В центре внимания первых греческих философов стоит проблема первоначала.
Одни философы (натурфилософы) считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые (Демокрит) считали такой основой неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.
Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.
На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.
Этапы развития философии Древней Греции
В истории греческой философской мысли, начиная с Гегеля, принято выделять три основных периода. Первый период - формирование греческой философии (VI в. до н.э.), так называемая натуральная философия. Второй период – расцвет греческой философской мысли (V-IV вв. до н.э.) или Афинская школа, в центре этого периода находится философия Сократа и его последователей и философия Платона и Аристотеля. Третий период – закат (эпоха эллинизма, III-I вв. н.э.) и, затем, упадок философии ( начало Средневековья I-V вв. н.э.). [4]
Первый период – VI век до н.э.
История греческой философии представляет собой общий и вместе с тем живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Первый период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Абсолютно все ученые-философы отмечают, что этот период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе - отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI столетий до н.э. поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся, прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд. Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются.
Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (625-547 гг. до н.э. ), а его продолжателями были Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (585-525 гг. до н.э.). Милетские философы были стихийными материалистами.
Материалистические школы - милетская и эфесская – боролись с идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и элейской школ.