Файл: Философия Древней Греции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВО "Астраханский Государственный Медицинский Университет"

Кафедра иностранных языков

Реферат на тему:

«Философия Древней Греции»

Выполнила: студентка 105 группы

Педиатрического факультета

Тлеулиева Э.А.

Проверила: Киселёва Л.А.

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………………2

  2. Что такое философия?……………………………………………………………..3

  3. Становление философии Древней Греции……………………………………….5

  4. Этапы развития философии Древней Греции……………………………………7

  5. Заключение………………………………………………………………………...16

  6. Список литературы…………………………………………………………………………17


Введение

При выполнении работы главная задача была в том, чтобы на основе изучения некоторых доступных источников раскрыть философию Древней Греции и показать наиболее важные, на мой взгляд, моменты. Далее изучить литературу по теме исследования и содержание философии Древней Греции, по результатам проделанной работы подвести основные итоги и сформулировать обобщающие выводы.

Актуальность выбранной темы может быть обоснована одновременно целым рядом обстоятельств, важнейшими из которых мне представляются два следующих.

Во-первых, философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества.

И, во - вторых, античная философия приобретает значение в современной философии, особенно в контексте проблем, связанных с определением роли и места человека в развивающемся мире, соотношения личности и общества, духовного мира человека и т.д.

Источниками для выполнения работы мне послужили справочная литература, а также учебники и учебные пособия.
Что такое философия?

Ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.

Философия - «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость).

Философия возникла в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке – в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении к другим формам человеческой духовной деятельности.


Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический характер. Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Зарождение ее совпадает с зачатками форм научных знаний и просто науки. Рождение философии означало рождение нового мышления - мышления, которое оперирует понятиями, категориями.

В самом общем смысле философия – это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека от примитивной полезности. Философские положения невозможно не только подтвердить на опыте, но даже опровергнуть. Философия равнодушна к отдельным фактам. Ее исходные положения формулируются с помощью предельно простых понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории.

Философское мышление критично, философ порой сомневается в основах собственной концепции. Предмет Философии противоречив, об этом свидетельствует противоречивость оценок. И. Кант противоречивый характер философии выразил в трех вопросах: «что я могу знать», «что я должен делать», «на что я могу надеяться». В этих вопросах сочетается не сочетаемое: сущее, должное и желаемое, возможное. Но именно это парадоксальное единство и составляет сущность человека.

Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию - учение о бытие, гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях. Порой выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию.

Функции, выполняемые Философией:

1. мировоззренческая

2. гносеологическая

3. методологическая

4. интегративная

5. критическая

6. аксиологическая

7. социальная

8. прогностическая.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира. В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два больших лагеря – материалистический и идеалистический.

Идеализм – учение, признающее исходным, первичным началом всего дух, идею, сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая – объективный идеализм.



Философы этого направления считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Вторая – субъективный идеализм. Субъективные идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.

Материализм – направление в философии, которое признает материю первичной, а сознание и мышление - вторичным. В учениях материалистов дается резкая критика философского идеализма, наносится удар религиозным идеям, обосновывается принцип материалистичности мира, поднимаются на щит силы и способности человеческих чувств и разума.

Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии.

Становление философии Древней Греции

Зарождение философии Древней Греции стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободе, отделению умственного труда от физического.

Образ жизни древних греков был деятельным и энергичным. Греция была рабовладельческим государством. Рабство носило и "домашний" характер: рабы использовались не только для тяжелой работы. Они могли быть учителями, управляющими, советниками. Моральные качества имели сильную моральную мотивацию. В полисах-городах-государствах была чрезвычайно высокой социальная интеграция, и вследствие этого ярко выраженное коллективистское самосознание. Такая мотивация делает общественное признание важнейшим эмоционально-действующим фактором.

Становление полиса и развитие философии в Древней Греции - весьма тесно связанные между собой явления. Социальная структура полиса и склад мышления в нем во многом объясняют особенности рационального мышления греков.

Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний: математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области

исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает

развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы

собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных.

Характерная особенность древнегреческой философии состоит прежде всего в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII-IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось
усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока - в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки: математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.

Первые элементы философского мышления проявились уже в произведениях древнегреческих историков - Гомера, Геродота, Фукидида. Ими ставились и подвергались осмыслению вопросы о происхождении мира и его развитии, о человеке и его судьбе, развитии общества во времени.

Три понимания философии в Древней Греции: философия как влечение духа к совершенному знанию; философия как первая из наук; философия как искусство мысли.

Греческая философия выступала, как всеобъемлющая наука, как наука наук, включающая в себя вследствие неразвитости научного мышления все области знания.

Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям «свободных», то есть по преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения.

История древнегреческой философии – это история борьбы первоначального, наивного материализма против различных идеалистических учений. На протяжении VI-IX вв. до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.

В центре внимания первых греческих философов стоит проблема первоначала.

Одни философы (натурфилософы) считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые (Демокрит) считали такой основой неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.


На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.

Этапы развития философии Древней Греции

В истории греческой философской мысли, начиная с Гегеля, принято выделять три основных периода. Первый период - формирование греческой философии (VI в. до н.э.), так называемая натуральная философия. Второй период – расцвет греческой философской мысли (V-IV вв. до н.э.) или Афинская школа, в центре этого периода находится философия Сократа и его последователей и философия Платона и Аристотеля. Третий период – закат (эпоха эллинизма, III-I вв. н.э.) и, затем, упадок философии ( начало Средневековья I-V вв. н.э.). [4]

Первый период – VI век до н.э.

История греческой философии представляет собой общий и вместе с тем живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Первый период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Абсолютно все ученые-философы отмечают, что этот период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе - отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI столетий до н.э. поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся, прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд. Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются.

Во второй половине VII в. до н.э. в Милете в среде купцов, ремесленников и прочих деловых людей зародилась эллинская философия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (625-547 гг. до н.э. ), а его продолжателями были Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (585-525 гг. до н.э.). Милетские философы были стихийными материалистами.

Материалистические школы - милетская и эфесская – боролись с идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и элейской школ.