Файл: Лекция 2 История Психологии Развитие психологических представлений в античности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
явления становятся фактами нашего сознания; того, что присоединяется к перцепции). Также он не соглашался с положением о тождественности всех психических явлений сознанию (если только явления сознания представляют из себя предмет исследования, то вся психика сводится к сознательному, что и подчеркивал Локк, и в несогласии с этим величие Фрейда). Лейбниц был первым, который ввел понятие бессознательного (начало 18 в. "Новый опыт о человеческом разумении") на основе общего закона о непрерывности, который Лейбниц распространял на всю Вселенную.
С одной стороны эмпирическая психология являлось основной формой развития психологических знаний в это время (была еще рационалистическая, схоластическая традиция, идущая от Фомы Аквинского, которая тоже развивалась, но достаточно узко и завершилась в 18 в. в философии Х.Вольфа), но она развивалась раздираемая противоречиями (сознание--несознание и т.д.).
У Л.С. Выготского в 'кризисе' сказано, что эмпирическую психологию путают с эмпиризмом как отсутствием теории. Но эмпирическая психология это теория, это определенная концепция, в основе которой лежит представление Локка и Декарта о сознании, об основных характеристиках и источниках понимания этого сознания.
1.3 Естественно-научная и культурно-историческая ориентация в психологии (зарубежной и отечественной).
Ланге раньше Выготского описал кризис в психологии в "Борьбе воззрений в современной психологии", где говорит о двух ликах психологии -- один, обращенный к естествознанию, физиологии (наука о причинностях психической жизни, преимущественно познавательная и интеллектуальная, ищет общие законы; ), другой -- к наукам о духе, истории и социологии (наука о ценностях, волюнтарная, интересуется индивидуальными, историческими переживаниями).
Виндельбанд (неокантианство) противополагает науки естественные (и психологию в том числе) или причинно-объяснительные наукам историческим или описательным. Таим образом в конце 19 в. обращается к методологии (во времена расцвета работы Вундта). Риккет есть область природы и область истории, включающее понятие ценности. Т. Липпс в пределах психической жизни различает объективные содержания (данные мне ощущения, восприятия) и субъективные (мои - акты, стремления, чувствования). Лосский построил свою волюнтаристическую психологию на этом различении. Таким образом, КИ и ЕН являются двумя фундаментальными установками в психологии отражающие результат всего ее развития.
Предшественниками ЕН являются: Гартли, сформулировавший первую ассоцианистическую концепцию в психологии указывал на источник своей концепции -- физическую теорию Ньютона (по оценке современников Гартли --проводилась аналогия между объяснением мира Ньютоном и Гартли в области физического и психического соответственно) и сам закон ассоциации описывался по аналогии с законами Ньютона (притяжение, распространение возбуждения участков мозга результирует в объединение представлений по законам ассоциаций). Дж. Милль в "Системе логики" разрабатывал единую методологию для естественной и моральных наук, суть которой была естественная. Сама "наука -- естественная наука" и других пониманий быть не может.
Факты из истории психологии подтверждающие сильное влияние естественной ориентации в психологии:
1. Психология развивалась под сильным развитием естественных наук. Преобразование предметной области исследований (душа, явление сознание, поведение, деятельности) происходило в значительной степени под влиянием естественных наук. Например Вундт перешел от понятия психологии как науки о внутреннем опыте к пониманию психологии как науки о непосредственном опыте, так как усмотрел опасность противопоставления внутреннего и внешнего опыта и соответствующих наук в том, что психология изолирует себя из научного сообщества (которое изучает природу с помощью научных процедур, а не субъективных методов). "Нет двух форм опыта, а есть единый опыт нераздельного субъекта-объекта (позже у Рубинштейна)". Поэтому возможны две формы изучения: 1. абстракция от субъекта и изучение объекта в поле естествознания, 2. изучать объект, данный субъекту (что объект вызывает в субъекте -- чувства, мысли и т.д.). Тогда есть науки о непосредственном опыте (психологии), и есть об опосредствованном (естественные). Но так как опыт один, то методы сложившиеся в других науках вполне адекватны полю психологии (эксперимент, наблюдение). Главная заслуга Вундта в том что он ввел эксперимент (постулируя единство методов научного изучения опыта). Этот переход был связан с пониманием ситуации в естествознании.
Развитие ЕН парадигмы привело к созданию функционализма, бихевиоризма. Ориентация на историю, социологию поставило вопрос о специфике психологии, исключения ее из ЕН и включению только в КИ контекст .
С ориентацией на естествознание связано выделение психологии в самостоятельную науку (Вундт, Сеченов).
Направления и школы современной психологии
Бихевиоризм. Основоположник Дж. Уотсон, который провозгласил, что психология получит право называться наукой, если найдет объективный подход к исследуемым явлениям.
Бихевиоризм -- против субъективизма (понимание предмета и метода), то есть ставящий проблемы объективности. У Ярошевского эта проблема вообще научной психологии. Однако решение этой проблемы было осуществлено радикально, за счет вытеснения субъективного из психологии вообще.
Бихевиоризм ставил практическую цель предсказания и управления поведением ('психология должна стать лабораторией общества'). У Скинера это превратилось в задачу манипулирования. S-R : каждой ситуации соответствует определенное поведение. С помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а все процессы связанные с сознанием следует изгнать из сферы научной психологии.
Бихевиоризм явился результатом развития науки и его предпосылками были: из изучения Торндайка (о научении), учение Лойда Моргана, объективная зоопсихология Беккса, Леба. Концепция Уотсона не определяла понятие поведения (это парадокс), она сводила его к внешним проявлением -- совокупность реакций на стимулы. Поведение изучалось в отрыве от опосредующих его условий. Проблема научения является центральной для бихевиоризма, так как Уотсон считал, что врожденных форм поведения не существует. Отсюда вопрос о формировании новых реакций пол принципу обуславливания. В необихевиоризме различия существуют вокруг понимании принципа обуславливания: оперантный бихевиоризм Скинера, Толмен.
Практическое значение: обучение, психотерапия (модификации поведения), различные формы социального научения.
Когнитивный подход
Индивиды не просто машины, слепо-механически реагирующие на воздействие внутренней и внешней среды. Разум человека нечто большее чем информация поступающая из вне. подход состоит в стремлении понять каким образом мы расшифровываем информацию и организуем ее с тем чтобы проводить сравнения, принимать решения и разрешать проблемы.
Гельштальт психология (Вертгеймер).
С точки зрения гештальтпсихологов окружающий нас мир состоит из организованных форм, и само восприятие мира так же организованно. Мы воспринимаем некоторое организованное целое, а не сумму составляющих его частей.
Психоаналитический подход (Зигмунд Фрейд)
Наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечение. Они обуславливаются инстинктами, но, прежде всего подавленными желаниями, т.е. желаниями, удовлетворение которых запрещаются на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без нашего ведома, проявляясь в оговорках, сновидениях, непроизвольных отклонений от нашего поведения, оказывая влияние на выбор профессии и творчества. Сексуальное побуждение появляется в наибольшей степени в виду различных социальных ограничений. Именно они побуждает людей действовать и именно благодаря их энергии (либидо) происходит постепенное развитие личности и наступление зрелости.
Многие черты индивидуума и дисгармония в поведении обусловлены неудовлетворенностью и конфликтами подавления этих влечений в детстве.
С одной стороны эмпирическая психология являлось основной формой развития психологических знаний в это время (была еще рационалистическая, схоластическая традиция, идущая от Фомы Аквинского, которая тоже развивалась, но достаточно узко и завершилась в 18 в. в философии Х.Вольфа), но она развивалась раздираемая противоречиями (сознание--несознание и т.д.).
У Л.С. Выготского в 'кризисе' сказано, что эмпирическую психологию путают с эмпиризмом как отсутствием теории. Но эмпирическая психология это теория, это определенная концепция, в основе которой лежит представление Локка и Декарта о сознании, об основных характеристиках и источниках понимания этого сознания.
1.3 Естественно-научная и культурно-историческая ориентация в психологии (зарубежной и отечественной).
Ланге раньше Выготского описал кризис в психологии в "Борьбе воззрений в современной психологии", где говорит о двух ликах психологии -- один, обращенный к естествознанию, физиологии (наука о причинностях психической жизни, преимущественно познавательная и интеллектуальная, ищет общие законы; ), другой -- к наукам о духе, истории и социологии (наука о ценностях, волюнтарная, интересуется индивидуальными, историческими переживаниями).
Виндельбанд (неокантианство) противополагает науки естественные (и психологию в том числе) или причинно-объяснительные наукам историческим или описательным. Таим образом в конце 19 в. обращается к методологии (во времена расцвета работы Вундта). Риккет есть область природы и область истории, включающее понятие ценности. Т. Липпс в пределах психической жизни различает объективные содержания (данные мне ощущения, восприятия) и субъективные (мои - акты, стремления, чувствования). Лосский построил свою волюнтаристическую психологию на этом различении. Таким образом, КИ и ЕН являются двумя фундаментальными установками в психологии отражающие результат всего ее развития.
Предшественниками ЕН являются: Гартли, сформулировавший первую ассоцианистическую концепцию в психологии указывал на источник своей концепции -- физическую теорию Ньютона (по оценке современников Гартли --проводилась аналогия между объяснением мира Ньютоном и Гартли в области физического и психического соответственно) и сам закон ассоциации описывался по аналогии с законами Ньютона (притяжение, распространение возбуждения участков мозга результирует в объединение представлений по законам ассоциаций). Дж. Милль в "Системе логики" разрабатывал единую методологию для естественной и моральных наук, суть которой была естественная. Сама "наука -- естественная наука" и других пониманий быть не может.
Факты из истории психологии подтверждающие сильное влияние естественной ориентации в психологии:
1. Психология развивалась под сильным развитием естественных наук. Преобразование предметной области исследований (душа, явление сознание, поведение, деятельности) происходило в значительной степени под влиянием естественных наук. Например Вундт перешел от понятия психологии как науки о внутреннем опыте к пониманию психологии как науки о непосредственном опыте, так как усмотрел опасность противопоставления внутреннего и внешнего опыта и соответствующих наук в том, что психология изолирует себя из научного сообщества (которое изучает природу с помощью научных процедур, а не субъективных методов). "Нет двух форм опыта, а есть единый опыт нераздельного субъекта-объекта (позже у Рубинштейна)". Поэтому возможны две формы изучения: 1. абстракция от субъекта и изучение объекта в поле естествознания, 2. изучать объект, данный субъекту (что объект вызывает в субъекте -- чувства, мысли и т.д.). Тогда есть науки о непосредственном опыте (психологии), и есть об опосредствованном (естественные). Но так как опыт один, то методы сложившиеся в других науках вполне адекватны полю психологии (эксперимент, наблюдение). Главная заслуга Вундта в том что он ввел эксперимент (постулируя единство методов научного изучения опыта). Этот переход был связан с пониманием ситуации в естествознании.
Развитие ЕН парадигмы привело к созданию функционализма, бихевиоризма. Ориентация на историю, социологию поставило вопрос о специфике психологии, исключения ее из ЕН и включению только в КИ контекст .
С ориентацией на естествознание связано выделение психологии в самостоятельную науку (Вундт, Сеченов).
Направления и школы современной психологии
Бихевиоризм. Основоположник Дж. Уотсон, который провозгласил, что психология получит право называться наукой, если найдет объективный подход к исследуемым явлениям.
Бихевиоризм -- против субъективизма (понимание предмета и метода), то есть ставящий проблемы объективности. У Ярошевского эта проблема вообще научной психологии. Однако решение этой проблемы было осуществлено радикально, за счет вытеснения субъективного из психологии вообще.
Бихевиоризм ставил практическую цель предсказания и управления поведением ('психология должна стать лабораторией общества'). У Скинера это превратилось в задачу манипулирования. S-R : каждой ситуации соответствует определенное поведение. С помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а все процессы связанные с сознанием следует изгнать из сферы научной психологии.
Бихевиоризм явился результатом развития науки и его предпосылками были: из изучения Торндайка (о научении), учение Лойда Моргана, объективная зоопсихология Беккса, Леба. Концепция Уотсона не определяла понятие поведения (это парадокс), она сводила его к внешним проявлением -- совокупность реакций на стимулы. Поведение изучалось в отрыве от опосредующих его условий. Проблема научения является центральной для бихевиоризма, так как Уотсон считал, что врожденных форм поведения не существует. Отсюда вопрос о формировании новых реакций пол принципу обуславливания. В необихевиоризме различия существуют вокруг понимании принципа обуславливания: оперантный бихевиоризм Скинера, Толмен.
Практическое значение: обучение, психотерапия (модификации поведения), различные формы социального научения.
Когнитивный подход
Индивиды не просто машины, слепо-механически реагирующие на воздействие внутренней и внешней среды. Разум человека нечто большее чем информация поступающая из вне. подход состоит в стремлении понять каким образом мы расшифровываем информацию и организуем ее с тем чтобы проводить сравнения, принимать решения и разрешать проблемы.
Гельштальт психология (Вертгеймер).
С точки зрения гештальтпсихологов окружающий нас мир состоит из организованных форм, и само восприятие мира так же организованно. Мы воспринимаем некоторое организованное целое, а не сумму составляющих его частей.
Психоаналитический подход (Зигмунд Фрейд)
Наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечение. Они обуславливаются инстинктами, но, прежде всего подавленными желаниями, т.е. желаниями, удовлетворение которых запрещаются на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без нашего ведома, проявляясь в оговорках, сновидениях, непроизвольных отклонений от нашего поведения, оказывая влияние на выбор профессии и творчества. Сексуальное побуждение появляется в наибольшей степени в виду различных социальных ограничений. Именно они побуждает людей действовать и именно благодаря их энергии (либидо) происходит постепенное развитие личности и наступление зрелости.
Многие черты индивидуума и дисгармония в поведении обусловлены неудовлетворенностью и конфликтами подавления этих влечений в детстве.