Файл: Абсолютная идея как мыслящее и творческое начало бытия в философии Гегеля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Специальность 38.03.01 ЭКОНОМИКА 

Направленность (профиль) Экономика и бизнес
ЭССЕ

по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» на тему:

«Абсолютная идея как мыслящее и творческое начало бытия в философии Гегеля»

Автор работы:

Студент первого курса

очной формы обучения

Потапова Елизавета Дмитриевна

2021г.
Введение
Абсолютный дух - включает искусство, религию, философию.Гегель считал, что свое полное воплощение абсолютная идея находит в его философской системе. Абсолютная идея полностью осознала себя и закончила свое развитие. А вместе с этим закончилась и история

человечества. «Философия духа».

Несомненным достижением философии Гегеля является его диалектический метод. Диалектический метод предполагает рассмотрение

всех явлений и процессов в развития. Гегель разработал категории и открыл

законы диалектики. Закон перехода количественных изменений в качественные, описывает механизм саморазвития. Закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает внутренний источник развития. Закон отрицания отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития.

Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с его же системой. Метод предполагает развитие, а система кладет конец этому развитию.

В целом философия Гегеля утверждает, что развитие объективного мира имеет смысл и протекает целенаправленно, отражая закономерность саморазвития абсолютной идеи.

1.Абсолютная идея Гегеля как мыслящее и творческое начало бытия
Основой и источником развития всего существующего являетсяабсолютная идея. Она существует вечно и содержит в скрытом виде всевозможные природные, общественные и духовные явления, которыепроявляются в процессе ее саморазвития. Абсолютная идея представляет собойобъективное абсолютное мышление (т.е. божественное мышление). Ее развитиеосуществляется
также закономерно, как и человеческое мышление попринципу триады: тезис (утверждение определенной мысли) – антитезис(отрицание первоначальной мысли) - синтез (мысль, обогащенная новым

содержанием).Такое развитие продолжается до получения высшего синтеза.Мышлению соответствуют и явления действительности, вещи.

Тождество мышления (сознания) и бытия выступает исходным пунктомфилософии Гегеля (вещь - отражение мысли).

Гегель выделяет три этапа саморазвития абсолютной идеи. Имсоответствуют три части философской системы: логика, философия природы,

философия духа.

Логика

Абсолютная идея существует сама по себе, т.е. как чистое мышление. В

процессе развития она раскрывается в виде понятий (категорий). К такимпонятиям относятся: чистое бытие, ничто, становление, нечто, количество,

качество, мера и др. Т.о., мир существует сначала в виде понятий (сначалапростых, а потом все более сложных).

На втором этапе абсолютная идея облекается в материальную оболочку иразвивается через механические, химические и биологические взаимодействия.

На третьем этапе абсолютная идея освобождается от чуждой ей

материальной оболочки и находит свое выражение в духе. Дух - это та же идея,

проявляющаяся в сознательной деятельности людей. «Философия духа».Саморазвитие духа идет по тем ступеням: 1. Субъективный дух -

индивидуальное человеческое сознание; 2. Объективный дух - человеческое

общество и три его главные формы: право, нравственность, государство;

Абсолютный дух - включает искусство, религию, философию.Гегель считал, что свое полное воплощение абсолютная идея находит вего философской системе. Абсолютная идея полностью осознала себя изакончила свое развитие. А вместе с этим закончилась и история

человечества. «Философия духа».

Несомненным достижением философии Гегеля является егодиалектический метод. Диалектический метод предполагает рассмотрение

всех явлений и процессов в развития. Гегель разработал категории и открылзаконы диалектики. Закон перехода количественных изменений вкачественные, описывает механизм саморазвития. Законвзаимопроникновения противоположностей вскрывает внутреннийисточник развития. Закон отрицания отрицания отражает общийрезультат и направленность процесса развития.

Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с его же



системой. Метод предполагает развитие, а система кладет конец этомуразвитию.

В целом философия Гегеля утверждает, что развитие объективного мираимеет смысл и протекает целенаправленно, отражая закономерностьсаморазвития абсолютной идеи.
2. Критика теории Гегеля

В философии абсолютного идеализма Гегеля можно обнаружить ряд противоречий и парадоксов, однако мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Первый парадокс: Гегель выбирает Veranderung (нем. «изменение»), дви¬жение, развитие. И Хайдеггер объясняет Гегеля так: «На каждом шагу сво¬его “прогресса” дух должен преодолевать “сам себя” как поистине враждебную помеху своему назначению. Цель развития духа — “достичь своего собственного понятия”. Само развитие есть “жесткая, бесконечная война против самого себя» [1, с. 434].

Парадокс в том, что гегелевская система развития, система абсолютного идеализма, почему-то завершается, причем именно в первой половине XIX века. Парадоксально «идеальным» государством признается прусская монархия. Философ постоянно изменяет самому себе вопреки всем своим принципам и методам.

Второй парадокс: Гегель выбирает Veranderung, движение, жизнь, но его сильная теория подавляет реальную жизнь.

«Grau, teurer Freund, ist alle Theorie,

Undgrun des Lebens goldner Baum».

(нем. «Сера, дорогой друг, любая теория,

Но зелено золотое дерево жизни». (Гёте, «Фауст»)).

Третий парадокс: каждый человек живет своей жизнью. Каждый борется в своей жизни с несвободой и смертью. И Гегель по-своему живет и борется. Но его теория готова убить живого человека, чтобы процветало всеобщее, процветало государство. «Государство есть действительность конкретной свободы», где личность получает «полное развитие и признание своего права для себя»; интересы личности признают всеобщий интерес «как свой собственный субстанциальный дух и действуют для него как для своей конечной цели» [2, с. 328]. И даже «если государство требует жизни индивида, он должен отдать ее» [2, с. 131].

Четвертый парадокс: логоцентризм Гегеля как обнаружение «действи-тельности» или разумного и необходимого логоса вещей и процессов пер-востепенен. Однако «существование» как вся «живая» (случайная, несовершенная, иррациональная и т. д.) совокупность явлений им слишком недооценивается и даже третируется. «Что разумно, то действительно, а что действительно, то разумно». «Существование», конечно, неразумно и как бы недействительно.


Пятый парадокс: Гегель говорит, что «истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная система ее» [4, с. 204]), причем едва ли не идеальная система. У Гегеля, «как говорит Макс Ленц», была «безграничная вера в возможность безупречной системы» [4, с. 213]. Это можно расценивать как научно-философский «титанизм» (разумеется, неизбежно односторонний). Но при этом Гегель не мог не понимать, что дажетрансцендентальный мир является неизмеримо более сложным и непредсказуемым.

Шестой парадокс: с одной стороны, Гегель подчеркивает свои религиозность и пиетет по отношению к христианству, а с другой — трансцендентное и христианское почти исчезает в его научно-теоретических построениях. Он писал: «Философия нашего времени. возникла внутри христианства и не может иметь другого содержания, чем то, которое имеет сам мировой дух» [2, с. 131].

Седьмой парадокс: почти антихристианское мировоззрение Гегеля и его особое понимание философии привели к тому, что далекие от добра и любви идеи формировали подобное же понимание человека, полов, народов, рас, революций, войн, национальных идей. А с другой стороны, Гегель всегда оставался нормальным немецким гражданином, «лютеранином», патриотом, защитником морали, обывателем, как бы вполне хорошим немцем. Да еще и гениальным немецким философом!

Заключение
Гегель как яркая фаустовская личность обладал западноевропейскими. структурами мифа души: “волей”, “силой” и “действием”» [3, с. 524]. И оказался способным на научно-философский подвиг. Он обладал качествами «магистрального» дерзновения и самостроительства.С одной стороны, Гегель подчеркивает свои религиозность и пиетет по отношению к христианству, а с другой — трансцендентное и христианское почти исчезает в его научно-теоретических построениях. Он писал: «Философия нашего времени. возникла внутри христианства и не может иметь другого содержания, чем то, которое имеет сам мировой дух» [2, с. 131].

А «мировой дух» — это, в понимании Гегеля, Бог. «Бог есть всеобщий, абсолютный, существенный дух» [2, с. 125]. В этом «духе» не отыщешь ни Добра, ни Любви. Он никак не связан со спасением человека. И он никак не соответствует истинному христианскому духу
, проявившемуся, например, у св. Франциска Ассизского. И не стоит обманываться гегелевской параллелью (в «Лекциях по истории религии») между человеческим духом «и “Святым Духом”» [4, с. 7]. Гегелевский «Дух Святой» — это почти исключительно нечто сциентистское, научно-интеллектуальное.

В целом лютеранская религиозность Гегеля такова: отрицание постов, монашества, «авторитета Вселенских Соборов и святых отцов» и многого другого [15, с. 90]. У Гегеля вовсе не случайны издевательские высказывания о монахах и «благочестивых людях» — это «жалкие создания», «вши или паразитические растения», «овечья кротость», «паралитичная и трусливая кротость» [1, с. 190]. Почти антихристианское мировоззрение Гегеля и его особое понимание философии привели к тому, что далекие от добра и любви идеи формировали подобное же понимание человека, полов, народов, рас, революций, войн, национальных идей. А с другой стороны, Гегель всегда оставался нормальным немецким гражданином, «лютеранином», патриотом, защитником морали, обывателем, как бы вполне хорошим немцем.

Библиография

 

1.     Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2001. – 447с

2.     Онтология и теория познания (курс лекций): учебное пособие / М.И. Данилова, А.А. Еникеев, А.В. Суховерхов. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 106 с.

3.     Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 447 с.

4.     Троепольский А.Н. Материалы к лекциям по курсу «Онтология и теория познания». Ч.2: Онтология и метафизика. – Калининград: Изд-во КГУ, 2002. – 57 с.

 

Интернет-ресурсы

 

1. https://refdb.ru/look/1796948-p21.html

2. http://www.filosofio.ru/postklassicheskaya-zapadnaya-filosofiya/ekzistentsializm.html

3. https://refdb.ru/look/2961031-p4.html

4. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohan_fil/03.php