Файл: Е изд, перераб и доп. М транспорт, 1993. 271 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2 Производственно-техническая база предприятий автомобильного транспорта. Методика проектирования предприятий автомобильного транспорта Лекция 2 Аннотация В рамках данной лекции рассматриваются основные виды предприятий автомобильного транспорта, их классификация по назначению, основные показатели состояния производственно-технической базы предприятия, факторы, влияющие на эффективность функционирования производственно-технической базы и пути еѐ совершенствования. Излагается структура методики расчета годовой производственной программы автопредприятия и численности производственных рабочих, и выбор необходимых данных для его осуществления. Ключевые слова предприятие автомобильного транспорта, производственно- техническая база, годовая производственная программа, годовой объем работ, технический осмотр, текущий ремонт, численность производственных рабочих, численность штатных рабочих. Методические рекомендации по изучению темы. Для лучшего усвоения теоретического материала изложенного в данной лекции необходимо изучить основные понятия и термины, используемые в данном тексте, а также ознакомиться с содержанием методики расчета годовой производственной программы предприятия по ТО и ТР, численности производственных рабочих. Желательно, предварительно ознакомиться с основными нормативно-технологическими документами, терминами и определениями по ТО и ТР автомобилей. Источники информации
1. Напольский, ГМ. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания учебник для вузов ГМ. Напольский.
– е изд, перераб. и доп. – М Транспорт, 1993. – 271 с.
2. Р 3112199-0240-84 Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. - М Министерство автомобильного транспорта, 1984. – 70 с. Вопросы для изучения
1. Типы и функции предприятий автомобильного транспорта.
2. Пути развития и совершенствования производственно-технической базы предприятий автомобильного транспорта.
3. Расчет годовой производственной программы автопредприятия, годового объема работ по техническому осмотру и текущему ремонту.
4. Расчет численности производственных рабочих. Лекция 2 Производственно-техническая база предприятий автомобильного транспорта. Методика проектирования предприятий автомобильного транспорта
2.1 Типы и функции предприятий автомобильного транспорта Работоспособность подвижного состава обеспечивают различные предприятия автомобильного транспорта, предназначенные, в частности, для ТО, ремонта, хранения автомобилей и обеспечения их эксплуатационными материалами. В зависимости от выполняемых функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные (АТП), на авто обслуживающие и авторемонтные предприятия.
1. Автотранспортные предприятия (АТП). АТП предназначены для перевозки грузов или пассажиров, а также выполнения работ по ТО и ТР, хранению и материально- техническому обеспечению подвижного состава. По характеру перевозок и типу подвижного состава АТП делятся на легковые таксомоторные, легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные,

грузовые, смешанные (выполняют как грузовые, таки пассажирские перевозки) и специальные, те. скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и т.п. По целевому назначению, характеру производственно-хозяйственной деятельности, подчиненности и формам собственностиАТП могут быть общего пользования, ведомственные, акционерные, частные и др. По организации производственной деятельности АТП подразделяются на автономные и кооперированные. К автономным АТП относятсясамостоятельные предприятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР подвижного состава. К кооперированным относятсяАТП, деятельность которых осуществляется на основе централизации транспортной работы, а также полной или частичной специализации и кооперации производства ТО и ТР подвижного состава. Совершенствование организации эксплуатационной и инженерно-технической службы обуславливает выделение в составе АТП эксплуатационных и производственных филиалов. В эксплуатационных филиалах предусматривается хранение подвижного состава, выполнение ЕО, в отдельных случаях ТО и нетрудоемких работ ТР. Эти филиалы организуются преимущественно в местах интенсивных грузовых и пассажирских потоков, вблизи пунктов массовой загрузки и разгрузки, конечных станций маршрутов пассажирского транспорта, что способствует приближению подвижного состава к потребителям (сокращению нулевых пробегов. Производственные филиалы создаются для выполнения ТО, ТО, когда они не производятся в эксплуатационных филиалах, и наиболее трудоемких работ ТР. Централизация ТО и ТР в производственных филиалах способствует более эффективному использованию ПТБ и повышению качества работ. При небольшой производственной программе (организация отдельных видов технических воздействий на небольших автопредприятиях экономически невыгодна) автопредприятия предприятия, могут быть использованы различные формы кооперации между АТП по оказанию взаимных услуги выполнению ТО и ТР.
2. Авто обслуживающие предприятия. Эти предприятия предназначены для выполнения ТО, ТР, хранения автомобилей и снабжения их эксплуатационными материалами. Такие предприятия могут выполнять эти функции в комплексе или только часть из них. В отличие от АТП эти предприятия перевозочные функции не выполняют. К авто обслуживающим предприятиям относятся
- базы централизованного технического обслуживания (БЦТО) - это самостоятельные предприятия или входящие в состав объединений автомобильного транспорта и выполняющие наиболее трудоемкие виды ТО и ТР для подвижного состава различных АТП и организаций или филиалов объединений, расположенных в районе деятельности базы Состав и объем работ, выполняемых централизованно, определяются в зависимости от условий эксплуатации, расположения и оснащенности АТП, состава парка и других факторов. В объем работ, выполняемых БЦТО, в основном входят наиболее сложные виды профилактических работ (ТО, диагностирование) и текущего ремонта.
-
производственно-технические комбинаты
(ПТК), централизованные специализированные производства (ЦСП) выполняют те же функции, что и БЦТО, и предназначены в основном для дизельных грузовых автомобилей
ЦСП по своему назначению аналогичны БЦТО и ПТК, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида
- станции технического обслуживания (СТО предназначены для выполнения всех видов ТО и ТР автомобилей индивидуального пользования, мелких предприятий и организаций

По типу обслуживаемого подвижного состава СТО подразделяются для легковых, грузовых автомобилей и смешанного парка. По назначению и размещению - городские и дорожные СТО. Наибольшее распространение получили СТО по обслуживанию легковых автомобилей, принадлежащих населению. Размер СТО определяется числом одновременно обслуживаемых автомобилей рабочих постов. Размер городских СТО от 5 до 30 рабочих постов, а дорожных от 2 до 5 постов.
- автозаправочные станции (АЗС предназначены для заправки автомобилей топливом, маслами, охлаждающей жидкостью, а также для подкачки шин, кроме того, на заправочных станциях могут продаваться различные смазочные и другие эксплуатационные материалы АЗС подразделяются на городские и дорожные. В свою очередь городские автозаправочные станции делятся
- на АЗС общего типа, расположенные вне центральной части города (жилой застройки) и рассчитанные на заправку всех типов подвижного состава и мототехники;
- на АЗС тротуарного типа, находящиеся в центральных районах города. Мощность АЗС определяется их пропускной способностью и для городских АЗС составляет от 150 дозаправок в сутки, что зависит от числа топливозаправочных колонок и их производительности. Дорожные АЗС - располагаются вдоль автомобильных дорог, предназначены для заправки автомобилей всех типов. Мощность этих АЗС зависит от грузонапряженности дороги составляет от 1000 дои более заправок в сутки.
- стоянки автомобилей предназначены для открытого и закрытого хранения подвижного состава, нов отдельных случаях могут включать здания и сооружения для мойки, ТО и ремонта автомобилей. Стоянки общего пользования в основном предназначены для хранения легковых автомобилей, принадлежащих населению Различают стоянки для постоянного хранения автомобилей (в жилой застройке) и для временного хранения - в основному общественных, административных, торговых, спортивных зданий и сооружений. Размер стоянок составляет от 10-25 дои более автомобильных мест.
- пассажирские автостанции и автовокзалы создаются, как правило, в крупных городах для обслуживания междугородних пассажирских перевозок Кроме транспортных услуг автовокзалы могут оказывать и сервисные услуги питание, торговля, проживание.
- грузовые автостанции создаются в грузообразующих узлах промышленных или сельскохозяйственных центров Здесь грузы накапливаются и отправляются в различные города и регионы по заказу грузоотправителя.
- терминалы транспортные комплексы для накопления, распределения и отправки грузов и пассажиров К пассажирским автотранспортным терминалам относятся автовокзалы и автостанции, а к грузовым - грузовые станции, контейнерные площадки и полнокомплектные автотранспортные терминалы.
- мотели и кемпингипредназначены для создания автотуристам условий для отдыха, хранения и обслуживания автомобилей. Мотели сооружаются на автомобильных дорогах и представляют собой комплексы состоящие из гостиницы, теплых гаражей, площадок для стоянки автомобилей, СТО, АЗС. Кемпинги обычно создаются в живописных местах, где автотуристу выделяется участок для стоянки автомобиля и место для проживания. При кемпингах может быть создан также пункт для обслуживания автомобилей.


3. Авторемонтные предприятия – являются специализированными предприятиями, производящими в основном капитальный ремонт (КР, как полнокомплектных автомобилей таки их составных элементов (по ОНТП 02-86) и подразделяются
- на предприятия для ремонта силовых агрегатов грузовых автомобилей и автобусов
- предприятия для ремонта прочих основных агрегатов грузовых автомобилей и автобусов
- предприятия для ремонта грузовых автомобилей, в том числе и с совмещенной программой, те. предприятия, в программе которых предусматривается ремонт полнокомплектных автомобилей и агрегатов как товарной продукции
- предприятия для ремонта силовых и прочих агрегатов легковых автомобилей, в том числе и с совмещенной программой
- предприятия для ремонта автобусов, получающие по кооперации все агрегаты. В настоящее время большинство авторемонтных заводов, выполняющих полнокомплектный капитальный ремонт автомобилей, закрыты или перепрофилированы. В основном продолжают функционировать предприятия по капитальному ремонту отдельных агрегатов.
2.2 Пути развития и совершенствования производственно-технической базы
(ПТБ) предприятий автомобильного транспорта Основные показатели оценки состояния и развития ПТБ. Под производственно-технической базой (ПТБ) принято понимать совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенного для технического обслуживания, ремонта и хранения подвижного состава. Основной задачей ПТБ является обеспечение требуемого уровня технической готовности подвижного состава для выполнения транспортной работы при наименьших материальных и трудовых затратах.
Производственно-техническая база наряду с другими материальными ценностями составляет основные производственные фонды предприятия средства труда, многократно участвующие в производственном процессе и передающие свою стоимость на продукт частями по мере износа. В состав производственных фондов входят здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины, оборудование, подвижной состава также инструмент и инвентарь длительного пользования. Для оценки эффективности использования основных фондов на автомобильном транспорте используются такие показатели, как фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность основных фондов, а также различные коэффициенты. Фондоотдача (ФО) - определяет сумму доходов (Д, приходящихся на один рубль основных производственных фондов (Ф
осн
): ФО = Фондоемкость (ФЕ - величина основных фондов (Ф
осн
), приходящихся на 1 рубль дохода ФЕ = Фондовооруженность (ФВ) - величина основных фондов (Ф
осн
), приходящихся на каждого из среднесписочного состава работников предприятия (с ФВ = Рентабельность основных фондов (R
оф
) - отношение балансовой прибыли (П
бал
) к величине основных производственных фондов (Ф
осн
):
R
оф
= Эффективность использования подвижного состава оценивается такими коэффициентами как коэффициент использования грузоподъемности или вместимости, коэффициент использования пробега, коэффициент технической готовности,

коэффициент выпуска парка и другими специфическими для автомобильного транспорта показателями. Развитие и совершенствование ПТБ непосредственно связано расширенным воспроизводством основных производственных фондов, которое может осуществляться в следующих формах
- новое строительство – предусматривается возведение комплекса зданий и сооружений вновь организуемого предприятия на новом земельном участке или отдельной части предприятия (цеха, участка и т. дна новом или существующем земельном участке
- расширение – предусматривается строительство новых зданий и сооружений на существующей территории предприятия или на дополнительно выделенном земельном участке с целью увеличения производственной мощности предприятия, а также площади имеющихся зданий и сооружений за счет пристройки или надстройки
- реконструкция – предусматривается переустройство существующих зданий и сооружений в связи с внедрением новых технологий, улучшением условий труда, осуществлением мероприятий по охране окружающей среды и пожарной безопасности
- техническое перевооружение – предусматривается выполнение комплекса мероприятий, связанных с заменой устаревшей технологии и оборудования, модернизацией и повышением эффективности природоохранных объектов (систем очистки загрязненного воздуха, очистных сооружений производственных сточных водит. п, внедрением совершенных систем управления производством и т. д
- перепрофилирование – предусматривается проведение комплекса мероприятий по переводу предприятия полностью или частично навыпуск нового вида продукции или услуг вместо тех, которые не пользуются сбытом или спросом в настоящее время. Перепрофилирование можно предусматривать как для существующих предприятий, отдельных цехов, хозрасчетных участков, таки для находящихся в стадии строительства. Профиль предприятия считается измененным, если новый вид продукции или услуг превышает 50 % валового объема. По существу все формы развития ПТБ тесно взаимосвязаны между собой, взаимно дополняя друг друга. Кроме нового строительства, другие формы в чистом виде практически не встречаются. Так, расширение и реконструкция при определенных условиях предусматривают возможность частично нового строительства. Расширение
АТП практически не происходит без реконструкции существующих зданий и сооружений, а реконструкция и техническое перевооружение почти всегда производятся с целью расширения производства.
Факторы, влияющие на эффективность функционирования ПТБ. Кардинальные изменения последних двух десятилетий экономики нашей страны весьма негативно отразились на состоянии АТП. Обновление парка автомобилей замедлилось, наметилась тенденция к дальнейшему отставанию в развитии ПТБ предприятий автомобильного транспорта, произошло резкое уменьшение численности автомобилей, в отдельных АТП. Причины и следствия неэффективного использования ПТБ отражены в таблице 1 Таблица 1 Основные проблемы ПТБ существующие в АТП Причины Следствия Неполное соответствие мощности элементов ПТБ* Имеющаяся численность подвижного состава на
АТП не соответствует проектной мощность ПТБ Выполнение в полном объѐме работ по ТО и ТР подвижного состава затруднено Несоответствие параметров элементов ПТБ параметрам подвижного состава Грузоподъемность и параметры имеющегося подвижного состава не соответствуют грузоподъемности и параметрам расчетных моделей по проекту Нарушаются нормативы размещения рабочих постов ТО и ТР и габариты приближения подвижного состава друг к другу и к элементам строительных конструкций Неприспособленность элементов ПТБ к требованиям эксплуатации газобаллонных автомобилей