ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
приводится. Если текст обычая включен в нормативный акт, то обычай теряет свою юридическую природу и становится частью нормативного акта.
В современной правовой системе Российской Федерации правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место.
Источником воздушного права являются также законодательные акты СССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом. Указанные законодательные акты применяются на территории РФ постольку, поскольку они не противоречат действующему законодательству (ст. 136 ВК РФ).
3. Воздушное законодательство: система и структура
Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, федеральных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 2 ВК РФ).
Воздушное законодательство России регулирует (ст. 5 ВК РФ):
–отношения в области использования воздушного пространства;
–отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации;
–отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором российской Федерации;
–отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Воздушное законодательство России, как и законодательство других государств, с самого начала развивалось под влиянием международных соглашений, в рамках которых осуществлялись унификация и кодификация норм МВП. Роль международного права в формировании воздушного права России очень велика. Основополагающие нормы международного воздушного права содержат Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.), конвенции, регулирующие борьбу с АНВ в деятельность гражданской авиации (Токийская конвенция 1963 г., Гаагская конвенция 1970 г., Монреальская конвенция 1971 г.), конвенции по вопросам ответственности перевозчика и эксплуатанта воздушных судов (Варшавская конвенция 1929 г., Римская конвенция 1952 г. и протоколы о дополнениях и изменениях к ним).
Впроцессе своего становления и развития воздушное законодательство сложилось в систему нормативных актов (рис. 2). Под системой воздушного законодательства понимается построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов, их содержанием и структурой. Структура воздушного законодательства является элементом системы воздушного законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее содержание. Чем более совершенны структура и система воздушного законодательства, тем яснее его содержание и легче его применение.
Система воздушного законодательства имеет горизонтальную и вертикальную структуры.
Воснове горизонтальной структуры воздушного законодательства лежат горизонталь-
ные связи между элементами системы законодательства, т. е. система разнообразных законодательных актов. В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, которые регулируют положения, касающиеся всех видов транспорта, а также акты воздушно-транспортного законодательства (Воздушный кодекс РФ, акты об управлении ведомствами, их компетенции, структуре и др.). Остальные акты, входящие в эту систему, регулируют более узкие вопросы и находятся в иерархической зависимости от актов, имеющих высшую юридическую силу.
Для вертикальной структуры характерна взаимосвязь законодательного материала по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.
Конституция Российской Федерации
|
|
|
|
|
|
Федеральные законы РФ |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воздушный |
|
«О техническом |
|
«О защите прав |
|
|
Гражданский |
|
«О лицензиро- |
|
Др. |
|||||
|
|
|
|
|
вании отдель- |
|
||||||||||
кодекс РФ |
|
регулировании» |
|
потребителей» |
|
|
кодекс РФ |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
ных видов дея- |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(часть 1, 2) |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тельности» |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства РФ
Постановления |
|
Указ Президента РФ |
|
«О порядке опубликова- |
|
Правительства РФ |
|
|
|
ния и вступления в силу |
|
«Об утверждении |
|
|
|
актов Президента РФ, |
|
положений о Мин- |
|
|
|
Правительства РФ и нор- |
|
трансе РФ, ФАВТ, |
|
|
|
мативно-правовых актов |
|
ФСНСТ» |
|
|
|
Федеральных органов |
|
|
|
|
|
|
исполнительной власти» |
|
|
|
Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации»
Постановление ПраДр. вительства РФ «О
федеральной системе обеспечения защиты деятельности ГА от актов незаконного вмешательства»
Федеральные авиационные правила
Федеральные правила использования воздушного пространства РФ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФАП |
|
ФАП |
|
ФАП |
|
Федеральные |
|
Правила рас- |
|
«Сертификацион- |
|
«Требования |
|
«Экземпляр |
|
авиационные |
|
следования |
|
ные требования к |
|
авиационной |
|
|
|
||||
|
|
ВС. Требо- |
|
правила поле- |
|
авиационных |
|||
физ. и юрид. ли- |
|
безопасности к |
|
|
|
||||
|
|
вания и |
|
тов в воздуш- |
|
происшествий и |
|||
цам, осуществл. |
|
аэропортам» |
|
|
|
||||
|
|
процедуры |
|
ном простран- |
|
инцидентов с |
|||
коммер. возд. пе- |
|
|
|
сертифика- |
|
стве РФ |
|
гражданскими |
|
ревозки. Процеду- |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
ции» |
|
|
|
ВС РФ |
||
ры сертификации» |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Процедуры |
|
|
Нормы лет- |
|
Нормы летной |
|
|
Сертифика- |
|
Нормы летной |
|
Нормы лет- |
|
Др. |
||||||||||||
|
|
|
годности |
|
|
ция ВС по |
|
годности авиа- |
|
ной годности |
|
|||||||||||||||
сертифика- |
|
|
ной годно- |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
шуму на |
|
ционных двига- |
|
воздушных |
|
|
|
||||||||||||
ции АТ |
|
|
сти граж- |
|
самолетов |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
(АП-21) |
|
|
данских ВС |
|
транспортной |
|
|
местности |
|
телей |
|
винтов |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
(АП-23) |
|
категории |
|
|
(АП-36) |
|
(АП-33) |
|
(ФАП-35) |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(АП-25) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормативные акты полномочных органов России в сфере ГА |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по процедурам применения ФАП |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководство по организации сбора, обра- |
|
|
|
|
Руководство по профессиональной |
|
Др. |
|||||||||||||||||
|
|
ботки и использования полетной информа- |
|
|
|
подготовке персонала обслуживания |
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
ции в авиапредприятиях ГА РФ |
|
|
|
|
воздушного движения ГА |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормативные документы предприятий ГА, одобренные полномочными органами, и др.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководство по |
|
Руководство по |
|
Руководство по |
|
Программа |
|
Прочая доку- |
|
Дополнительные |
Др. |
||||
качеству авиа- |
|
производству |
|
техническому |
|
обеспечения |
|
ментация экс- |
|
стандарты и про- |
|
||||
предприятия |
|
полетов |
|
обеспечению |
|
авиационной |
|
плуатанта |
|
цедуры эксплуа- |
|
||||
|
|
|
|
|
|
полетов |
|
безопасности |
|
|
|
танта и др. |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 2. Законодательно-нормативная база гражданской авиации России
Вертикальную структуру федеральной системы нормативных актов на воздушном транспорте возглавляет Воздушный кодекс, далее следуют, находясь с ним в отношениях внутренней субординации, акты более низкого уровня – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты.
На уровне субъектов Российской Федерации после постановлений Правительства России следуют нормативные акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации, и завершают ряд акты региональных органов исполнительной власти субъектов. В основании иерархической пирамиды располагаются акты органов местного самоуправления, затем следуют локальные нормативные акты.
Законодательные источники права
В сфере нормативного правового регулирования общественных отношений определяющее положение по отношению ко всем другим источникам занимает основной закон государства Конституция Российской Федерации (рис. 3). Конституция РФ (ст. 71) относит управление федеральным транспортом к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.
Основным законодательным актом и основным источником воздушного права является Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г., содержащий систематизированное изложение норм права, регулирующих деятельность авиации в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов ВС и удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан.
Рис. 3. Соподчиненность правовых актов в соответствии
сКонституцией Российской Федерации
Ссамого начала Воздушному кодексу была отведена высшая ступень в иерархии нормативных актов по воздушному праву. По своей структуре Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г. отличается от своих предшественников – Воздушных кодексов СССР 1932, 1935, 1963, 1983 гг. Социально-экономические изменения в России повлияли на всю систему гражданской авиации. Воздушный кодекс 1997 г. сориентирован на рыночную экономику и обеспечивает защиту предпринимательской деятельности в сфере воздушных перевозок и авиационных работ как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.
К законодательным источникам права, регулирующим отношения в системе воздушного транспорта, также относятся:
–Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т. д. Гражданским кодексом установлена возможность осуществления коммерческой деятельности юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями. Гражданский кодекс РФ является правовой базой для развития системы воздушного законодательства, в которой Воздушный кодекс РФ является основополагающим актом;
–Уголовный кодекс Российской Федерации, в главах 24, 26, 27 которого содержатся нормы, предусматривающие ответственность за правонарушения в области общественной безопасности, общественного порядка, в области охраны окружающей среды;
–Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащий составы административных правонарушений на воздушном транспорте (гл. 8, 11);
–Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
–Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
–Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
–Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» и др.
Всоответствии с иерархией нормативных правовых актов дальнейшее законодательное регулирование отношений в сфере воздушного транспорта осуществляется указами Президента и постановлениями Правительства, а по оперативным и текущим вопросам – в форме распоряжений Президента и Правительства. К таким актам относятся:
–Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», который установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства и в соответствии с которым были созданы органы управления
вгражданской авиации (Минтранс, ФАВТ, ФСНС);
–Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», который изменил соподчиненность органов исполнительной власти в сфере ГА;
–Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 395, 396, 398 «Об утверждении положений о Минтрансе РФ, ФАВТ, ФСНСТ», устанавливающие полномочия этих органов и их функции;
–Распоряжение Правительства РФ от 20.03.2008 г. № 340-р «Об утверждении перечня аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации».
Федеральные авиационные правила
ВВоздушном кодексе содержится большое число отсылочных норм к Федеральным авиационным правилам (рис. 4). Например, отношения в воздушном пространстве, связанные с авиационной деятельностью, регулируются ФАП, требования к авиационному персоналу (п. 1 ст. 53 ВК РФ) устанавливаются ФАП, сертификат (свидетельство) иностранного государства, выданный лицу авиационного персонала, является действительным в России, если этот документ соответствует признаваемым Россией международным авиационным стандартам и ФАП (ст. 55 ВК РФ), порядок сертификации аэродромов, аэропортов, используемых для целей гражданской авиации, их оборудование и перечень этого оборудования определяются ФАП (ст. 48 ВК РФ), сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа производится в соответствии с ФАП (ст. 37 ВК РФ) и т. д.
Вотношении правил, которые разрабатываются в соответствии с Воздушным кодексом, Постановлением Правительства РФ от 27.03.1998 г. № 360 «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах» (с изменениями от 15.04.2000 г.) установлено, что федеральные правила являются частью воздушного законодательства Россий-
ской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. Подготовка федеральных правил осуществляется при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с этим постановлением Федеральные правила использования воздушного пространства утверждаются Правительством РФ. Федеральные авиационные правила утверждаются и вводятся в действие Правительством РФ, если это определено ВК РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ; уполномоченными органами в области гражданской авиации.
Блок 1 |
|
Блок 2 |
|
Блок 3 |
|
Блок 4 |
|
Блок 5 |
|
Воздушные суда |
|
Авиационный персо- |
|
Воздушное простран- |
|
Правила полетов |
|
Общие и процедурные |
|
|
|
|
||||
|
(Приложения |
|
нал (Приложение |
|
ство (Приложения |
|
(Приложения 2, 6 |
|
правила |
|
|
|
|
||||
|
7, 8 ICAO) |
|
1 ICAO) |
|
2, 11 ICAO) |
|
ICAO) |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Блок 9 |
|
|
Блок 6 |
|
|
|
Блок 8 |
|
Авиационная элек- |
|
|
Эксплуатанты и субъек- |
|
Блок 7 |
|
|
тросвязь. Оборудо- |
|
Блок 10 |
|
|
|
Аэропорты и органи- |
|
|
||||
ты гражданской авиа- |
|
Сертифицируемые |
|
|
вание аэродромов и |
|
Аэронавигационная |
|
|
|
зации, занимающиеся |
|
|
||||
ции. Сертификация, |
|
организации |
|
|
воздушных трасс. |
|
информация (Прило- |
|
|
|
аэропортовой дея- |
|
|
||||
регистрация и эксплуа- |
|
и объекты ГА |
|
|
Объекты ЕС ОрВД |
|
жения 4, 15 ICAO) |
|
|
|
тельностью |
|
|
||||
тация |
|
|
|
|
(Приложение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
10 ICAO) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Блок 11 |
|
|
|
Блок 13 |
|
Блок 14 |
|
Блок 15 |
|
Блок 12 |
|
Расследование авиа- |
|
Аэродромы и поса- |
|
||
Организация воздушно- |
|
|
|
|
Метеорологическое |
|||
|
Поиск и спасание |
|
ционных происше- |
|
дочные площадки |
|
||
го движения. (Приложе- |
|
|
|
|
обеспечение (Прило- |
|||
|
(Приложение 12 ICAO) |
|
ствий и инцидентов |
|
(Приложение |
|
||
ние 11 ICAO) |
|
|
|
|
жение 3 ICAO) |
|||
|
|
|
(Приложение 13 ICAO) |
|
14 ICAO) |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Блок 16 |
|
Блок 17 |
|
Блок 18 |
|
|
|
|
Охрана окружающей |
|
|
Воздушные перевозки |
|
|
|
Блок 20 |
|
|
Авиационная |
|
|
Блок 19 |
|
|||
среды от воздействия |
|
|
и авиационные рабо- |
|
|
Экономические |
||
|
безопасность (Прило- |
|
|
Резерв |
|
|||
деятельности авиации |
|
|
ты (Приложение |
|
|
правила |
||
|
жение 17 ICAO) |
|
|
|
|
|||
(Приложение 16 ICAO) |
|
|
18 ICAO) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4. Структура свода федеральных авиационных правил, регулирующих деятельность гражданской авиации Российской Федерации
Изменения федеральных правил и дополнения к ним подготавливаются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном для подготовки федеральных правил.
Внастоящее время действует значительное количество ФАП:
–Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2011 г. № 138);
–ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (утв. Приказом Минтранса РФ от 31.07. 2009 г. № 128);
–ФАП «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашюти- стам-инструкторам» (утв. Приказом Минтранса России от 26.11.2009 г. № 216);
–ФАП «Объекты единой системы организации воздушного движения» (утв. Приказом Минтранса России от 31.04.2005 г. № 31);
–ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (утв. Приказом Минтранса России от 28.11.2005 г. № 142);
–ФАП «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения» (утв. Приказом Минтранса России от 17.04.2003 г.
№118);
–ФАП «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (утв. Приказом Минтранса России от 22.04.2002 г. № 50) и др.