Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 137 01 01 Двигатели внутреннего сгорания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание


Введение 2

1. Обоснование исходных данных 3

2. Газодинамический расчет турбокомпрессора 5

2.1 Работа с программой “PIK-F_SI.XLS” 5

2.2 Алгоритм программы «Gas-k_si.xls». Газодинамический расчет компрессора 9

2.3 Алгоритм программы Gas-t_si.xls. Газодинамический расчет турбины 28

3 Графическая часть 39

3.1 Построение внешней скоростной характеристики двигателя 39

3.2 Построение совместной характеристики двигателя и компрессора 40

3.3 Построение треугольников скоростей и параметров потока по сечениям 42

Заключение 47

Список литературы 48

1. Вершина Г.А. Тепловой расчет двигателей внутреннего сгорания: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-37 01 01 «Двигатели внутреннего сгорания» / Г. А. Вершина, Г. М. Кухарёнок, Д. Г. Гершань. – Минск : БНТУ, 2016. – 51 с. 48

2. Петрученко А.Н. Динамический расчет двигателей внутреннего сгорания: пособие для студентов специальности 1-37 01 01 «Двигатели внутреннего сгорания» / А.Н. Петрученко. – Минск: БНТУ, 2017. – 29 с. 48

3. Бармин В. А. Конструирование и расчет двигателей: практикум для студентов специальности 1-37 01 01 «Двигатели внутреннего сгорания»: в 3 ч. Ч. 1: Расчет деталей цилиндропоршневой и шатунной групп / В. А. Бармин, А. В. Предко. – Минск: БНТУ, 2016. – 50 с. 48

4. Циннер К. Наддув двигателей внутреннего сгорания / Под ред. И.Н. Иванченко.-Л: Машиностроение, 1978.- 222с. 48

5. Турбонаддув высокооборотных дизелей / А.Э. Симсон, В.Н. Каминский: Машиностроение, 1976. -288 с. 48

6. Савельев Г.М., Зайченко Е.Н. Турбокомпрессоры теплообменники надувочного воздуха автомобильных двигателей: Учебное пособие / Ярославль, 1983. -96 с. 48

7. Наддув и нагнетатели автомобильных двигателей / Н.С. Ханин, А.Н. Шерстюк:-М.: Машиностроение, 1965. -222 с. 48



Введение
Уменьшение нефтяных запасов и постоянное удорожание топлива вынуждают искать пути для улучшения топливной экономичности двигателей.

В последние годы в связи с развивающимся экологическим кризисом все более жесткие требования предъявляются к выделению двигателями в атмосферу токсичных веществ. Нормы на токсичность и дымность для двигателей постоянно пересматриваются в сторону ужесточения. Уменьшается удельная масса двигателя
, уменьшается стоимость единицы мощности.

Применение наддува позволяет улучшить топливную экономичность и уменьшить токсичность отработавших газов, сформировать желаемое протекание характеристик двигателя для наиболее эффективной его работы на транспортном средстве.

Турбокомпрессор современного автомобильного двигателя состоит из одноступенчатого центробежного компрессора и радиально-осевой центростремительной турбины, соединенных единым валом. В компрессоре, как правило, используется колесо с назад загнутыми лопатками, безлопаточный (щелевой) диффузор и воздухосборник типа улитка, в которых кинетическая энергия воздуха преобразуется в потенциальную энергию давления. Турбинная ступень выполняется с безлопаточным направляющим аппаратом, в котором формируется поток с заданными параметрами на входе в колесо с радиальными лопатками.
1. Обоснование исходных данных
Исходные данные

Название параметра

Обозначение параметра

Значение

Число цилиндров

i

6V

Номинальная мощность двигателя, кВт

Ne

193

Номинальная частота двигателя, мин-1

n

1900

Тактность

t

4

Коэффициент избытка воздуха

α

2,05

Отношение хода поршня к диаметру цилиндра

S/D

1,1

Степень сжатия

Е

17


α, ge выбираются по графику изменения коэффициента избытка воздуха и удельного расхода топлива по внешней скоростной характеристике. Параметры выбирается в зависимости от Vh.

Номинальная мощность, номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя их значения берутся из задания на дипломный проект.

Чтобы начать расчет нужно выбрать расчетный режим работы двигателя.

Расчет компрессора и турбины выполняется для одной расчетной точки, выбранной для зоны преимущественных режимов. В качестве расчетной точки может быть выбран любой режим ВСХ, в зависимости от назначения двигателя. Для двигателей магистральных автомобилей расчетная точка обычно выбирается в середине скоростного диапазона между режимами номинальной мощности и номинального крутящего момента.




n, мин-1

440

880

1320

1760

1900

Ne, кВт

57

85

115

167

193

Me, Н*м

1238

1368

1455

1416

1302



Рисунок 1 – внешняя скоростная характеристика двигателя
Расчетная точка: nр р=1760 мин-1
2. Газодинамический расчет турбокомпрессора
Целью газодинамического расчета ТКР является определение размеров элементов компрессорной и турбинной ступеней, обеспечивающих необходимые степени повышения давления и расход воздуха, для выбранного режима работы двигателя при максимальных КПД компрессора и турбины.

компрессорный турбинный воздух давление

2.1 Работа с программой “PIK-F_SI.XLS”
Целью расчета является определение необходимой степени повышения давления (πк), расхода воздуха (Gв) и площади начального сечения улитки корпуса турбины (Fт) для всех режимов работы двигателя.

Исходные данные:

Vh∙i – рабочий объем цилиндров, м3

Ne – мощность двигателя, кВт

n – частота вращения коленчатого вала, мин-1

Т0 – температура воздуха на всасывании, К

Р0 – давление атмосферного воздуха, Па

σ0 – коэффициент потери полного давления воздуха на всасывании

σ0х - коэффициент потери полного давления воздуха в ОНВ

Тох – температура окружающего воздуха перед ОНВ, К

Е – тепловая эффективность ОНВ

ηк. ад – адиабатический КПД компрессора ТКР

ηv – коэффициент наполнения двигателя

α – коэффициент избытка воздуха двигателя

ge – удельный эффективный расход топлива двигателем, г/кВт∙ч

σr - коэффициент потери полного давления газа на выходе.

ηте – эффективный КПД турбины ТКР

μ(πm =2) – коэффициент расхода турбины ТКР

кг – показатель адиабаты для газа

Rг – универсальная газовая постоянная для газа, Дж/(кг∙к)


l0 – количество воздуха, теоретически необходимое для сгорания 1 кг

топлива, кг/кг

a, b – коэффициенты многочлена для определения температуры

выпускных газов перед турбиной ТКР

1. Среднее эффективное давление цикла, Па

2. Массовый расход воздуха двигателем, кг/с

Необходимая степень повышения давления воздуха определяется путем решения системы уравнения расхода:







Если подставить в них значения плотности воздуха во впускном коллекторе , давления и температуры воздуха во впускном коллекторе




давления на входе в колесо компрессора

и температуру воздуха на выходе из компрессора ТКР

то получается уравнение, Па:

При k = 1,4, R = 787,0421 Дж/(кг*К).

3. Полное давление воздуха на выходе из компрессора ТКР, Па

4. Температура заторможенного потока воздуха на выходе из компрессора ТКР, К

5. Полное давление воздуха на выходе из ОНВ, Па


6. Температура заторможенного потока на выходе из ОНВ, К


7. Плотность воздуха во впускном коллекторе, кг/м3

8. Температура выпускных газов в выпускном коллекторе, К

9. Степень уменьшения давления газа в турбине ТКР

10. Пропускная способность турбины, см2

11. Относительный коэффициент расхода газа через турбину ТКР, К


12. площадь начального сечения улитки корпуса турбины ТКР, см2

Результаты расчета представлены в приложении А.
2.2 Алгоритм программы «Gas-k_si.xls». Газодинамический расчет компрессора
Целью расчета является определение размеров элементов проточной части центробежного компрессора и его характеристик, обеспечивающих необходимые показатели работы (πк и Gв) и оптимальные показатели эффективности (ηк). Программа позволяет рассчитывать одновременно три варианта компрессора, соответствующих режимам 1,2 и 3.

Исходные данные:

Gв – массовый расход воздуха через компрессор, кг/с

πк – степень повышения давления воздуха в компрессоре

Т0 – температура воздуха на всасывании, К

Р0 – давление атмосферного воздуха, Па

σ0 – коэффициент потери полного давления воздуха на всасывании

φ1 – безразмерная скорость

α1 – угол входа потока в колесо в абсолютном движении, °

∆ψк – потери напора в колесе компрессора

кд – относительная шероховатость стенок диффузора

λу – коэффициент трения в улитке