Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 137 01 01 Двигатели внутреннего сгорания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 2
1. Обоснование исходных данных 3
2. Газодинамический расчет турбокомпрессора 5
2.1 Работа с программой “PIK-F_SI.XLS” 5
2.2 Алгоритм программы «Gas-k_si.xls». Газодинамический расчет компрессора 9
2.3 Алгоритм программы Gas-t_si.xls. Газодинамический расчет турбины 28
3 Графическая часть 39
3.1 Построение внешней скоростной характеристики двигателя 39
3.2 Построение совместной характеристики двигателя и компрессора 40
3.3 Построение треугольников скоростей и параметров потока по сечениям 42
Заключение 47
Список литературы 48
1. Вершина Г.А. Тепловой расчет двигателей внутреннего сгорания: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-37 01 01 «Двигатели внутреннего сгорания» / Г. А. Вершина, Г. М. Кухарёнок, Д. Г. Гершань. – Минск : БНТУ, 2016. – 51 с. 48
2. Петрученко А.Н. Динамический расчет двигателей внутреннего сгорания: пособие для студентов специальности 1-37 01 01 «Двигатели внутреннего сгорания» / А.Н. Петрученко. – Минск: БНТУ, 2017. – 29 с. 48
3. Бармин В. А. Конструирование и расчет двигателей: практикум для студентов специальности 1-37 01 01 «Двигатели внутреннего сгорания»: в 3 ч. Ч. 1: Расчет деталей цилиндропоршневой и шатунной групп / В. А. Бармин, А. В. Предко. – Минск: БНТУ, 2016. – 50 с. 48
4. Циннер К. Наддув двигателей внутреннего сгорания / Под ред. И.Н. Иванченко.-Л: Машиностроение, 1978.- 222с. 48
5. Турбонаддув высокооборотных дизелей / А.Э. Симсон, В.Н. Каминский: Машиностроение, 1976. -288 с. 48
6. Савельев Г.М., Зайченко Е.Н. Турбокомпрессоры теплообменники надувочного воздуха автомобильных двигателей: Учебное пособие / Ярославль, 1983. -96 с. 48
7. Наддув и нагнетатели автомобильных двигателей / Н.С. Ханин, А.Н. Шерстюк:-М.: Машиностроение, 1965. -222 с. 48
Введение
Уменьшение нефтяных запасов и постоянное удорожание топлива вынуждают искать пути для улучшения топливной экономичности двигателей.
В последние годы в связи с развивающимся экологическим кризисом все более жесткие требования предъявляются к выделению двигателями в атмосферу токсичных веществ. Нормы на токсичность и дымность для двигателей постоянно пересматриваются в сторону ужесточения. Уменьшается удельная масса двигателя
, уменьшается стоимость единицы мощности.
Применение наддува позволяет улучшить топливную экономичность и уменьшить токсичность отработавших газов, сформировать желаемое протекание характеристик двигателя для наиболее эффективной его работы на транспортном средстве.
Турбокомпрессор современного автомобильного двигателя состоит из одноступенчатого центробежного компрессора и радиально-осевой центростремительной турбины, соединенных единым валом. В компрессоре, как правило, используется колесо с назад загнутыми лопатками, безлопаточный (щелевой) диффузор и воздухосборник типа улитка, в которых кинетическая энергия воздуха преобразуется в потенциальную энергию давления. Турбинная ступень выполняется с безлопаточным направляющим аппаратом, в котором формируется поток с заданными параметрами на входе в колесо с радиальными лопатками.
1. Обоснование исходных данных
Исходные данные
Название параметра | Обозначение параметра | Значение |
Число цилиндров | i | 6V |
Номинальная мощность двигателя, кВт | Ne | 193 |
Номинальная частота двигателя, мин-1 | n | 1900 |
Тактность | t | 4 |
Коэффициент избытка воздуха | α | 2,05 |
Отношение хода поршня к диаметру цилиндра | S/D | 1,1 |
Степень сжатия | Е | 17 |
α, ge выбираются по графику изменения коэффициента избытка воздуха и удельного расхода топлива по внешней скоростной характеристике. Параметры выбирается в зависимости от Vh.
Номинальная мощность, номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя их значения берутся из задания на дипломный проект.
Чтобы начать расчет нужно выбрать расчетный режим работы двигателя.
Расчет компрессора и турбины выполняется для одной расчетной точки, выбранной для зоны преимущественных режимов. В качестве расчетной точки может быть выбран любой режим ВСХ, в зависимости от назначения двигателя. Для двигателей магистральных автомобилей расчетная точка обычно выбирается в середине скоростного диапазона между режимами номинальной мощности и номинального крутящего момента.
n, мин-1 | 440 | 880 | 1320 | 1760 | 1900 |
Ne, кВт | 57 | 85 | 115 | 167 | 193 |
Me, Н*м | 1238 | 1368 | 1455 | 1416 | 1302 |
Рисунок 1 – внешняя скоростная характеристика двигателя
Расчетная точка: nр р=1760 мин-1
2. Газодинамический расчет турбокомпрессора
Целью газодинамического расчета ТКР является определение размеров элементов компрессорной и турбинной ступеней, обеспечивающих необходимые степени повышения давления и расход воздуха, для выбранного режима работы двигателя при максимальных КПД компрессора и турбины.
компрессорный турбинный воздух давление
2.1 Работа с программой “PIK-F_SI.XLS”
Целью расчета является определение необходимой степени повышения давления (πк), расхода воздуха (Gв) и площади начального сечения улитки корпуса турбины (Fт) для всех режимов работы двигателя.
Исходные данные:
Vh∙i – рабочий объем цилиндров, м3
Ne – мощность двигателя, кВт
n – частота вращения коленчатого вала, мин-1
Т0 – температура воздуха на всасывании, К
Р0 – давление атмосферного воздуха, Па
σ0 – коэффициент потери полного давления воздуха на всасывании
σ0х - коэффициент потери полного давления воздуха в ОНВ
Тох – температура окружающего воздуха перед ОНВ, К
Е – тепловая эффективность ОНВ
ηк. ад – адиабатический КПД компрессора ТКР
ηv – коэффициент наполнения двигателя
α – коэффициент избытка воздуха двигателя
ge – удельный эффективный расход топлива двигателем, г/кВт∙ч
σr - коэффициент потери полного давления газа на выходе.
ηте – эффективный КПД турбины ТКР
μ(πm =2) – коэффициент расхода турбины ТКР
кг – показатель адиабаты для газа
Rг – универсальная газовая постоянная для газа, Дж/(кг∙к)
l0 – количество воздуха, теоретически необходимое для сгорания 1 кг
топлива, кг/кг
a, b – коэффициенты многочлена для определения температуры
выпускных газов перед турбиной ТКР
1. Среднее эффективное давление цикла, Па
2. Массовый расход воздуха двигателем, кг/с
Необходимая степень повышения давления воздуха определяется путем решения системы уравнения расхода:
Если подставить в них значения плотности воздуха во впускном коллекторе , давления и температуры воздуха во впускном коллекторе
давления на входе в колесо компрессора
и температуру воздуха на выходе из компрессора ТКР
то получается уравнение, Па:
При k = 1,4, R = 787,0421 Дж/(кг*К).
3. Полное давление воздуха на выходе из компрессора ТКР, Па
4. Температура заторможенного потока воздуха на выходе из компрессора ТКР, К
5. Полное давление воздуха на выходе из ОНВ, Па
6. Температура заторможенного потока на выходе из ОНВ, К
7. Плотность воздуха во впускном коллекторе, кг/м3
8. Температура выпускных газов в выпускном коллекторе, К
9. Степень уменьшения давления газа в турбине ТКР
10. Пропускная способность турбины, см2
11. Относительный коэффициент расхода газа через турбину ТКР, К
12. площадь начального сечения улитки корпуса турбины ТКР, см2
Результаты расчета представлены в приложении А.
2.2 Алгоритм программы «Gas-k_si.xls». Газодинамический расчет компрессора
Целью расчета является определение размеров элементов проточной части центробежного компрессора и его характеристик, обеспечивающих необходимые показатели работы (πк и Gв) и оптимальные показатели эффективности (ηк). Программа позволяет рассчитывать одновременно три варианта компрессора, соответствующих режимам 1,2 и 3.
Исходные данные:
Gв – массовый расход воздуха через компрессор, кг/с
πк – степень повышения давления воздуха в компрессоре
Т0 – температура воздуха на всасывании, К
Р0 – давление атмосферного воздуха, Па
σ0 – коэффициент потери полного давления воздуха на всасывании
φ1 – безразмерная скорость
α1 – угол входа потока в колесо в абсолютном движении, °
∆ψк – потери напора в колесе компрессора
кд – относительная шероховатость стенок диффузора
λу – коэффициент трения в улитке