Файл: Менеджмент в малом бизнесе как вариант искусства управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 2
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Менеджмент в малом бизнесе как вариант искусства управления
Эссэ.
Время, в которое мы живем, — эпоха перемен. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом, нам нужно овладевать новым знанием, научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, — постижение науки и искусства менеджмента. Это одна из интереснейших и актуальных специализаций для современной России, которая через обучение молодого поколения призвана решать задачи развития малого предпринимательства как основы преобразования экономики страны и формирования среднего класса.
C легкой руки американцев, английское слово «менеджмент» стало известно сегодня практически каждому человеку, желающему получить образование. Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.
Основными составляющими успеха являются:
1) выживание организации в долгосрочной перспективе;
2) результативность;
3) эффективность.
С этих позиций менеджмент предстает как сложная система данных науки управления, опыта лучших управляющих мира и искусства управления.
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причи ной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совме стный труд людей оказывается и более полезным, и более эффек тивным.
Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Меня привлекает работа менеджмента в малом бизнесе. Что понимать под малым бизнесом?
Честно говоря, я всегда понимала под «малым бизнесом» компании, которые оказывают услуги конечным потребителям, как частным лицам, так и юридическим. Конечно, мое определение не является полностью правильным. Без труда, можно привести примеры очень крупных компаний, которые оказывают услуги конечным потребителям. Например, сетевые магазины, такие как «За рулём» или «Абсолют». Но подавляющее большинство компаний, которые оказывают услуги конечным клиентам это компании, имеющие в штате от 3-х до 50-ти сотрудников.
В малом бизнесе нужен свой подход. Многие владельцы небольших предприятий берут все обязанности на себя, не имея при этом ни опыта, ни таланта. Неорганизованное распределение функций также ведет к нехватке времени и способности на объективную оценку ситуации на предприятии. К тому же менеджер должен смотреть вперед, видеть дальнейшее развитие фирмы и обеспечить эффективность и конкурентоспособность работы предприятия. Даже с психологической точки зрения не всем дано «управлять». Из чего же тогда должен состоять современный менеджер, какими личностными качествами и «пакетом знаний» он должен обладать?
Менеджер – прирожденный руководитель, обладающий мужеством, твердым характером и преданностью своему делу. Отличающее его мужество, так редко встречающееся в сфере бизнеса, выражается в способности объединять и организовывать людей. Кроме того, твердость характера сочетается с профессионализмом, строгими моральными принципами и скромностью. Он прислушивается к мнению других людей и признает, что к людям нужен определенный подход и особый стиль руководства. Хотя ему часто приходится работать с совершенно разными и сложными людьми, он всегда способен достичь согласия, прийти к общему видению проблемы и определить цели. Кроме того, его отличает умение расставить приоритеты и предусмотреть возникающие сложности.
Преуспевающий менеджер способен четко наметить конкретные шаги и сформулировать пути осуществления стоящих перед ним задач. Так как менеджеры для достижения цели часто используют сложный аналитический подход, очень важна ясная постановка проблемы. Распределяя обязанности, он устанавливает четкую структуру подчинения, так, чтобы каждый был на своем месте. В результате он производит впечатление ответственного руководителя, находящего применение способностям каждого сотрудника своего коллектива. Кроме того, он создает прекрасную рабочую атмосферу, помогая сотрудникам развить новые навыки и умения. Так что справедливость, честность и порядочность важны для менеджера. Думаю, он должен быть неким авторитетом морали для всего коллектива.
Современный менеджер соединяет науку и искусство управ ления в единый процесс, в основе которого — личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний и постоянный механизм их пополнения и об новления. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, при менение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание сре ды для наиболее полного раскрытия их потенциала (под средой по нимается чаще всего организационная культура).
Менеджер призван создавать условия, для успешного функционирования фирмы, исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Проблема адекватного развития менеджмента в малом бизнесе остается, да и будет оставаться, для нас, актуальной еще долгое и долгое время, по крайней мере, в ближайшее время.
Но не все так плохо. Общеэкономическое положение, в конце концов, придет к какому - нибудь варианту равновесия, а малый бизнес на то и малый, что бы ему быть достаточно гибким, мобильным. Тот низкий уровень культуры образования, который мы можем наблюдать, на данный момент, на огромном количестве предприятий будет исчезать, как только эти руководители осознают необходимость квалифицированного образования, и своего, и своих подчиненных. А известно, как только появляется спрос, тут же появляется и предложение.