Файл: 1. Экономика первобытнообщинного строя (периодизация, основные черты, неолитическая революция).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменения претерпела при Петре I и структура городского населения, которое согласно изданному в 1721 г. Регламенту Главного магистрата было разделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. «Регулярные» граждане, в свою очередь, расписывались по двум книгам. В первую включались банкиры, богатые купцы, врачи и пр., а во вторую — мелкие торговцы и объединенные в цехи ремесленники. Лица, «обретающиеся в наймах и черных работах», считались «нерегулярными» гражданами. Они не допускались к участию в выборах в органы городского самоуправления (магистраты). Городскими делами в масштабах всей страны ведал созданный в 1720 г. на правах коллегии Главный магистрат.
Следует отметить, что впервые были созданы органы управления, призванные способствовать развитию промышленности и торговли, управлению городским населением, поддержкой формирующейся буржуазии, укреплению экономической мощи дворянского государства

21. Российские варианты протекционизма и меркантилизма.

В России активными сторонниками протекционизма являлись Егор Францевич Канкрин, Иван Алексеевич Вышнеградский и Сергей Юльевич Витте - министры финансов в правительствах Николая I и Александра III, проводившие соответствующую политику.[8] В 19 веке на время «утихнувшая» политика протекционизма и меркантилизма в России вновь стала набирать обороты. Заслуга эта принадлежит министрам финансов Канкрину и Витте. Говоря, о политике меркантилизма и протекционизма в России следует отметить вклад Д. И. Менделеева в развитии и новом осмыслении этих идей. Принципиальным отличием была его мысль о том, что задачей протекционизма являются не запретительные пошлины, а создание экономических условий для развития отечественной промышленности. Это был новый взгляд на политику протекционизма. В таком понимании сегодня и действуют государства, создавая условия для развития собственного производства.

Россия начала 19 века только входила в мировое экономическое пространство, в стране шел процесс капитализации и становления капиталистического общества. Крепостное право тормозило эти процессы. После реформы 1861 года были убраны преграды, и капитализм в России стал развиваться быстрее. В конце 19 века страна вошла в группу активно развивающихся капиталистических стран Европы. Но российская промышленность нуждалась в защите и поддержке государства, что и сделало политику протекционизма и меркантилизма наиболее приемлемой государственной политикой.


Цель государственной политики протекционизма и меркантилизма: Россия на рубеже веков должна была резко ускорить капиталистическую модернизацию и в целях выживания в быстро меняющемся мире ликвидировать свое отставание от передовых стран.

22. Состояние аграрного сектора экономики в первой половине XIX века. Причины и предпосылки для проведения крестьянской реформы 1861 года.

В первой половине XIX века сельское хозяйство оставалось главной отраслью российской экономики. Примерно 90% населения страны составляли крестьяне. Развитие с/х производства происходило в основном экстенсивными методами, за счет расширения новых посевных площадей преимущественно в южных и восточных районах. Внедрение новых методов обработки почвы, новых сортов с/х культур происходило очень медленно. Частыми были неурожаи, которые приводили к массовому голоду крестьян, гибели скота. Животноводство имело преимущественно натуральный характер, т.е. скот выращивался для домашнего потребления, а не продажу.

В 1820-х годах заметно снижалась производительность труда на барщине, крестьяне искали всяческие предлоги уклониться от нее. В то время как помещик был заинтересован в увеличении производства с/х продукции на продажу, и в первую очередь - зерна, крестьяне все меньше проявляли старания в работе. По мере развития крестьянских промыслов среди работников росла конкуренция, и заработки крестьян-оброчников падали, следовательно, они все меньше платили денежную ренту помещикам. Все чаще стали появляться помещики-должники, которые не могли вернуть долги в кредитные учреждения.

К середине XIX в. расширялись посевы технических культур - хмеля, табака, льна, а в 1840-е годы значительно выросли посевы картофеля, который стал не только «вторым хлебом» для крестьян, но и сырьем для пищевой промышленности. Увеличивались посевы новой культуры - сахарной свеклы. Появились предприятия по переработке сахарной свеклы. Медленно продолжался процесс специализации отдельных регионов на производстве различных видов с/х культур: в Заволжье и в степных районах России все больше внимания уделялось выращиванию пшеницы, в Крыму и Закавказье - виноградарству и шелководству, около крупных городов - торговому огородничеству, птицеводству.



Основные причины и предпосылки крестьянской реформы 1861 года:

· Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость соц.-полит. системы страны, а также была военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

· Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

· Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату. Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным.

· Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений. После окончания Крымской войны в южных губерниях прокатились стихийные восстания крестьян. Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него.

· Крепостное право было пережитком средневековья и напоминало рабство. Оно изжило себя экономически, что беспокоило правительство, которое вынуждено было тратить огромные деньги на поддержку помещиков.

23. Реформы 60-70-х гг. XIX в. и их влияние на экономическое развитие страны.

Александр П. Старший сын Николая I вступил на российский престол 19 февраля 1855 г. свое правление он начал с радикальных преобразований, а именно с уничтожения крепостного права. 19 февраля 1861 г. императором был подписан Манифест об отмене крепостного права.

Основные положения реформы:

1. личное освобождение крестьян;

2. образование сельских обществ;

3. учреждение мировых посредников;

4. введение «временно-обязанных» отношений;

5. выкупные платежи (за землю);

6. правительство выдало помещикам 80% выкупной суммы, ее крестьяне должны были погашать (49 лет с процентами)


Таким образом, крестьяне трижды переплатили за землю. Условия реформы: до выкупа крестьяне назывались временно-обязанными, 9 лет должны отрабатывать барщину (бесплатные работы на земле у помещика).

В целом, реформа положила начало ускоренной модернизации страны, т.е. переходу, притом высокими темпами, от аграрного к индустриальному обществу. Свободу получили миллионы людей. Однако интересы помещиков и, особенно, государства в ней учитывались больше, чем крестьян, что предопределило сохранение ряда фундаментальных пережитков крепостничества и элементов традиционных структур.

Сохранилось крупное помещичье землевладение. Следствием этого стала земельная неустроенность крестьян, которые не получили угодий (леса, пастбища и т. д.), что затрудняло хозяйствование. Главное же заключалось в том, что в пореформенный период нарастала нехватка земли, приводящая к крестьянскому малоземелью, ставшему, в итоге, одной из причин аграрного кризиса начала ХХ в.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу.

Земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства) - выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз обеспечивал преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций.

Следующим шагом была городская реформа. В городах были созданы всесословные органы — городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа. Вводила принципиально новую систему судопроизводства: всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций (гражданские и т.д.). Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике.


Военная реформа. Цель - создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.

Преобразования в стране осуществлялись "сверху", они способствовали активизации хозяйственной жизни и успехам экономики, влияли на развитие гражданского самосознания, распространение просвещения и, в целом, улучшили качество жизни, приблизив ее к европейским стандартам.

Внутренняя политика Александра II не была последовательной. В 60-х гг. преобладал реформаторский курс, затем стала проявляться консервативная охранительная тенденция, ставшая одним из факторов обострения политической обстановки и активизации деятельности революционного подполья.

24. Завершение промышленного переворота в России. Роль ж/д строительства.

К началу 80-х годов XIX века в России завершился промышленный переворот. В основных сферах промышленного производства машинная техника уже вытеснила ручной труд; водяное колесо практически было заменено паровым двигателем. Паровые машины и механические станки заняли господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной промышленности.

Значительные успехи были достигнуты в отечественном машиностроении. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов и пароходов) стали Сормово (близ Нижнего Новгорода), Луганск и Коломна; центрами сельскохозяйственного машиностроения - Харьков, Одесса, Бердянск, Александровск, Елисаветград.

Громадную роль в индустриальном развитии пореформенной России играли рост механизированного транспорта и в первую очередь создание сети железных дорог. Для России, страны с огромными пространствами, железные дороги имели громадное не только хозяйственное, но и стратегическое значение: тяжелые последствия бездорожья особенно ярко проявились в годы Крымской войны.

О быстром росте железнодорожной сети в пореформенной России говорят следующие показатели: если к 1861 г. протяженность ее составляла 1,5 тыс. верст, то к 1871 г. - свыше 11 тыс., к 1881 г. - более 22 тыс., к 1891 г. - 30 тыс., а к 1901 г. - уже 58 тыс. В железно дорожном строительстве России можно выделить два периода настоящего бума: конец 60-х - начало 70-х годов, когда ежегодно вводилось в строй свыше 2 тыс. верст железных дорог, и вторая половина 90-х годов (время промышленного подъема), когда среднегодовой прирост железнодорожной сети составлял 8 тыс. верст.